НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Легендарные "крылья Родины"

04 Августа 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/04-08-samolet как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

aero-1

Уникальный музей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации - единственный в своем роде не только в России, но и, пожалуй, во всем мире. На 17 гектарах располагается экспозиция, включающая четыре десятка советских самолетов. "Российская газета" рассказала о пяти самых интересных экспонатах ульяновского авиамузея.

АНТ-4 СССР-Н317 Г-1

АНТ-4 - первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Это одно из самых ранних, среди сохранившихся в музеях, воздушных судов - детищ Туполева. Разработка самолетов началась в конце 1924 года. На АНТ-4, подобном тому, что находится в Ульяновске, в марте 1934 года летчик Ляпидевский совершил посадку на дрейфующую льдину и спас первую группу терпевших бедствие челюскинцев.

Эксплуатантом АНТ-4, который стал экспонатом ульяновского авиамузея, являлся Гражданский Воздушный Флот. В 1942 году воздушное судно передали Енисейской авиагруппе УПА. 12 января 1944 года, во время перелета из Туруханска в Игарку с 11 пассажирами, самолет совершил аварийную грубую посадку в районе Игарки.

{gallery}TXTS/2014/04-08-samolet{/gallery}

Воздушное судно попало в низкую облачность и отклонилось от курса. В разрыве облаков летчики увидели под собой незнакомую заснеженную местность. Определить свое местоположение экипажу не удалось, к тому же, началось обледенение самолета. Командир принял решение садиться. Наиболее подходящим для этого местом показалось замерзшее озеро. Приземлился самолет удачно, но уже в самом конце пробега машина врезалась в крутой берег. Носовая часть кабины разбилась, подломились стойки лыж, вышла из строя радиостанция. Экипаж и пассажиры не пострадали, но при таких серьезных повреждениях взлететь самолет уже не мог, а отсутствие связи не позволило сообщить о случившемся.

Пропавшее воздушное судно начали искать через два дня. В воздух поднялись три АНТ-4. Поисковая операция продолжалась сутки. Все люди были спасены, их эвакуировали в Игарку.

На месте аварийной посадки самолет пролежал почти 40 лет. Летом 1983 году газета "Воздушный транспорт" снарядила экспедицию для поиска АНТ-4. В августе его по воздуху, при помощи вертолета Ми-6, доставили в Игарку, а оттуда, спецрейсом на транспортном Ил-76 отправили в Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Здесь АНТ-4 восстановили - в качестве "запчастей" использовались кабина и двигатели от другого найденного подобного самолета. В Ульяновск же раритет доставили по воде - на барже. В 1990 году он получил свою постоянную "прописку" в качестве экспоната авиамузея.

Ту-116 СССР-76462 (7800409)

В Ульяновске хранится единственный сохранившийся в мире экземпляр Ту-116 - всего их было два. Первый полет самолет совершил летом 1957 года. Во время государственных испытаний, в одном из перелетов, проводившемся с тремя промежуточными посадками, суммарная протяженность маршрута составила 34 тысячи километров.

Существует легенда, что этот самолет был создан специально для межконтинентального перелета Никиты Хрущева. Однако он якобы отказался от использования воздушного судна, узнав, что пассажирский выход у него расположен "непрезентабельно", в задней нижней части фюзеляжа, под хвостом. Это бы испортило эффектное появление советской делегации в аэропорту.

По официальным данным КБ Туполева, самолеты Ту-116 были заказаны из опасения, что высшему руководству страны потребуется нанести визит в США, а находящйся в стадии разработки Ту-114 еще не будет готов. В Ту-116 переоборудовали два серийных стратегических бомбардировщика Ту-95. По проекту, воздушное судно могло перевозить 400 килограммов багажа и до 24 пассажиров, в число которых входил обслуживающий персонал - бортпроводник, повар и штурман-информатор, сообщавший членам делегации сведения о полете. А также, в случае необходимости,10-12 человек вооруженной охраны.

В бортах фюзеляжа сделали иллюминаторы. Первый пассажирский салон был рассчитан на шесть - восемь человек; второй, предназначавшийся для "главного пассажира", - на троих. Специально для самолета создали интерьер, соответствовавший вкусам руководителей государства. Однако "первых лиц" на Ту-116 так ни разу и не перевезли. Воздушные суда использовали для перелетов главкома ВВС и членов первого отряда космонавтов. К управлению этими воздушными судами допускались лишь высококлассные экипажи из числа испытателей, а потому машины так и не были приняты в правительственный отряд. К тому же, в ноябре 1957 года начались испытания Ту-114, который лучше подхошел для правительственных перевозок.

Оба Ту-116 после завершения госиспытаний передали ВВС, где их эксплуатировали до начала 90-х годов. После этого один самолет базировался на аэродромах Узень и Белая Церковь - сейчас это воздушное судно утилизировано. А второй передали на аэродром ядерного полигона под Семипалатинском - его использовали для доставки сюда специалистов. После этого он стал экспонатом ульяновского авиамузея. От "хрущевского" салона в Ту-116 за долгие годы ничего не осталось, но есть фотографии, по которым его можно восстановить.

Ту-114 СССР-76490 (64М471)

Знаменитый турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет был спроектирован в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Конструкция самолета содержит в себе много уникального. Так, в Ту-114 применили двухпалубную схему: внизу располагалась кухня, груз и багаж, вверху - экипаж и пассажиры. Она стала основой при проектировании современных аэробусов. Кухня соединялась с буфетом лифтом; в штатном расписании экипажа самолета до первой половины 60-х годов был повар.

На воздушном судне было установлено 32 мировых авиационных рекорда: его признали самым большим и самым скоростным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом, единственным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом со стреловидным крылом и так далее. Не имеющие аналогов соосные винты позволили довести скорость полета до 850 километров в час. Рассказывают, что в первые годы полетов Ту-114 через Атлантику американцы нередко пристраивали к нему свои истребители - для того, чтобы убедиться, что воздушное судно действительно летит с такой скоростью.

Ту-114 производили на заводе в Куйбышеве, где до 1964 года построили 31 воздушное судно. Из них до сегодняшнего дня сохранилось всего три. Ульяновский экспонат был произведен в 1964 году. Его эксплуатантом являлось ТУМВЛ "Аэрофлота". Совместно с авиакомпанией "Японские авиалинии" (JAL) воздушное судно использовали для полетов между Японией и Западной Европой с 1967 года. В 1969 году самолет передали в Московское транспортное управление Гражданской авиации, в аэропорт Домодедово, а спустя четыре года - в ВВС СССР.

До того, как попасть в авиамузей, Ту-114 эксплуатировался 1009-м тяжелым бомбардировочным авиаполком в Узине, был в Восточной Германии в 1974-1975 годах. Самолет списали в мае 1983 года. В Ульяновск воздушное судно прилетело самостоятельно.

Ту-104 СССР-42322 (6350103)

Первый советский и один из первых реактивных пассажирских самолетов в мире. Это воздушное судно стало "революционным" в отечественном гражданском воздушном флоте, подготовив его к дальнейшей эксплуатации реактивных пассажирских самолетов второго и третьего поколения. С 1956 по 1958 год из-за приостановки полетов британского реактивного авилайнера "Комета", Ту-104 был единственным эксплуатирующимся подобным воздушным судом в мире.

Кроме этого, он долгое время оставался основным пассажирским самолетом "Аэрофлота": так, в 1960 году на Ту-104 была выполнена треть пассажирских авиационных перевозок в СССР. Всего же за 23 года эксплуатации парк этих самолетов перевез около 100 миллионов пассажиров, провел в воздухе два миллиона летных часов и выполнил 600 тысяч полетов.

Самолет, находящийся в ульяновском музее, был выпущен 6 ноября 1956 года. Его эксплуатантом являлось Московское транспортное управление Гражданской авиации (аэропорт Внуково). В 1959 году судно было передано в Узбекское территориальное управление "Аэрофлота". В 1961 году самолет списали, а затем передали в авиацию ВМФ, на Северный флот. Воздушное судно переделали в вип-конфигурацию.

На прикол Ту-104 поставили в августе 1981 года, после чего он хранился на Кольском полуострове. Спустя пять лет самолет отреставрировали до летного состояния за 20 дней. Это воздушное судно стало последним из сохранившихся до того времени Ту-104, совершившим перелет - из Шереметьево-2 в Ульяновск. 1 ноября его установили на вечную стоянку в музее истории гражданской авиации.

Ту-144 (77110)

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет поднялся в небо 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше французского аналога - "Конкорда". Воздушное судно вобрало в себя лучшие достижения советского авиапрома. Так, например, посадочная скорость до приемлемых значений в 400 километров в час снижалась уникальным для гражданских самолетов способом: посредством отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.

У самолета трагичная судьба. 3 июня 1973 года первая серийная машина разбилась во время демонстрационного полета в Ле-Бурже. Погиб весь экипаж. Комиссия, в которой принимали участия советские и французские специалисты, сделала вывод, что отказа в технической части самолета не было. Причиной же катастрофы стало стечение обстоятельств: члены экипажа были не пристегнуты, в поле зрения пилотов неожиданно появился самолет "Мираж", а кинокамера, которая была в руках одного из членов экипажа, при падении могла заклинить штурвал управления.

В первый пассажирский рейс Ту-144 отправился 1 ноября 1977 года. До момента прекращения регулярной эксплуатации, экипажи "Аэрофлота" выполнили на советском "Конкорде" 55 рейсов и перевезли 3284 пассажира.

Ульяновский Ту-144 - один из семи уцелевших Ту-144 на сегодняшний день. Самолет эксплуатировался на пассажирской линии "Москва - Алма-Ата". Полет длился всего два часа (против 4,5 часов на летавшем по тому же маршруту Ил-62). В рейсах летчики "Аэрофлота" летали только в качестве вторых пилотов - командирами экипажа всегда были летчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на самолет стоил 68 рублей (на обычный самолет - 48 рублей).

Эксплуатация Ту-144 оказалась нерентабельной. Хотя билеты на рейс на сверхзвуковой самолет раскупались задолго до вылета, они не покрывали затраты на расход топлива и дорогое обслуживание. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, "Аэрофлот" прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Всего на воронежском авиазаводе было построено 6 самолетов; четыре машины так и не успели закончить.

Ульяновский Ту-144 - один из немногих, где сохранился оригинальный интерьер, салон и кабина, чем он особо ценен.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.