НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Легендарные "крылья Родины"

04 Августа 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/04-08-samolet как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

aero-1

Уникальный музей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации - единственный в своем роде не только в России, но и, пожалуй, во всем мире. На 17 гектарах располагается экспозиция, включающая четыре десятка советских самолетов. "Российская газета" рассказала о пяти самых интересных экспонатах ульяновского авиамузея.

АНТ-4 СССР-Н317 Г-1

АНТ-4 - первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Это одно из самых ранних, среди сохранившихся в музеях, воздушных судов - детищ Туполева. Разработка самолетов началась в конце 1924 года. На АНТ-4, подобном тому, что находится в Ульяновске, в марте 1934 года летчик Ляпидевский совершил посадку на дрейфующую льдину и спас первую группу терпевших бедствие челюскинцев.

Эксплуатантом АНТ-4, который стал экспонатом ульяновского авиамузея, являлся Гражданский Воздушный Флот. В 1942 году воздушное судно передали Енисейской авиагруппе УПА. 12 января 1944 года, во время перелета из Туруханска в Игарку с 11 пассажирами, самолет совершил аварийную грубую посадку в районе Игарки.

{gallery}TXTS/2014/04-08-samolet{/gallery}

Воздушное судно попало в низкую облачность и отклонилось от курса. В разрыве облаков летчики увидели под собой незнакомую заснеженную местность. Определить свое местоположение экипажу не удалось, к тому же, началось обледенение самолета. Командир принял решение садиться. Наиболее подходящим для этого местом показалось замерзшее озеро. Приземлился самолет удачно, но уже в самом конце пробега машина врезалась в крутой берег. Носовая часть кабины разбилась, подломились стойки лыж, вышла из строя радиостанция. Экипаж и пассажиры не пострадали, но при таких серьезных повреждениях взлететь самолет уже не мог, а отсутствие связи не позволило сообщить о случившемся.

Пропавшее воздушное судно начали искать через два дня. В воздух поднялись три АНТ-4. Поисковая операция продолжалась сутки. Все люди были спасены, их эвакуировали в Игарку.

На месте аварийной посадки самолет пролежал почти 40 лет. Летом 1983 году газета "Воздушный транспорт" снарядила экспедицию для поиска АНТ-4. В августе его по воздуху, при помощи вертолета Ми-6, доставили в Игарку, а оттуда, спецрейсом на транспортном Ил-76 отправили в Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Здесь АНТ-4 восстановили - в качестве "запчастей" использовались кабина и двигатели от другого найденного подобного самолета. В Ульяновск же раритет доставили по воде - на барже. В 1990 году он получил свою постоянную "прописку" в качестве экспоната авиамузея.

Ту-116 СССР-76462 (7800409)

В Ульяновске хранится единственный сохранившийся в мире экземпляр Ту-116 - всего их было два. Первый полет самолет совершил летом 1957 года. Во время государственных испытаний, в одном из перелетов, проводившемся с тремя промежуточными посадками, суммарная протяженность маршрута составила 34 тысячи километров.

Существует легенда, что этот самолет был создан специально для межконтинентального перелета Никиты Хрущева. Однако он якобы отказался от использования воздушного судна, узнав, что пассажирский выход у него расположен "непрезентабельно", в задней нижней части фюзеляжа, под хвостом. Это бы испортило эффектное появление советской делегации в аэропорту.

По официальным данным КБ Туполева, самолеты Ту-116 были заказаны из опасения, что высшему руководству страны потребуется нанести визит в США, а находящйся в стадии разработки Ту-114 еще не будет готов. В Ту-116 переоборудовали два серийных стратегических бомбардировщика Ту-95. По проекту, воздушное судно могло перевозить 400 килограммов багажа и до 24 пассажиров, в число которых входил обслуживающий персонал - бортпроводник, повар и штурман-информатор, сообщавший членам делегации сведения о полете. А также, в случае необходимости,10-12 человек вооруженной охраны.

В бортах фюзеляжа сделали иллюминаторы. Первый пассажирский салон был рассчитан на шесть - восемь человек; второй, предназначавшийся для "главного пассажира", - на троих. Специально для самолета создали интерьер, соответствовавший вкусам руководителей государства. Однако "первых лиц" на Ту-116 так ни разу и не перевезли. Воздушные суда использовали для перелетов главкома ВВС и членов первого отряда космонавтов. К управлению этими воздушными судами допускались лишь высококлассные экипажи из числа испытателей, а потому машины так и не были приняты в правительственный отряд. К тому же, в ноябре 1957 года начались испытания Ту-114, который лучше подхошел для правительственных перевозок.

Оба Ту-116 после завершения госиспытаний передали ВВС, где их эксплуатировали до начала 90-х годов. После этого один самолет базировался на аэродромах Узень и Белая Церковь - сейчас это воздушное судно утилизировано. А второй передали на аэродром ядерного полигона под Семипалатинском - его использовали для доставки сюда специалистов. После этого он стал экспонатом ульяновского авиамузея. От "хрущевского" салона в Ту-116 за долгие годы ничего не осталось, но есть фотографии, по которым его можно восстановить.

Ту-114 СССР-76490 (64М471)

Знаменитый турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет был спроектирован в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Конструкция самолета содержит в себе много уникального. Так, в Ту-114 применили двухпалубную схему: внизу располагалась кухня, груз и багаж, вверху - экипаж и пассажиры. Она стала основой при проектировании современных аэробусов. Кухня соединялась с буфетом лифтом; в штатном расписании экипажа самолета до первой половины 60-х годов был повар.

На воздушном судне было установлено 32 мировых авиационных рекорда: его признали самым большим и самым скоростным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом, единственным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом со стреловидным крылом и так далее. Не имеющие аналогов соосные винты позволили довести скорость полета до 850 километров в час. Рассказывают, что в первые годы полетов Ту-114 через Атлантику американцы нередко пристраивали к нему свои истребители - для того, чтобы убедиться, что воздушное судно действительно летит с такой скоростью.

Ту-114 производили на заводе в Куйбышеве, где до 1964 года построили 31 воздушное судно. Из них до сегодняшнего дня сохранилось всего три. Ульяновский экспонат был произведен в 1964 году. Его эксплуатантом являлось ТУМВЛ "Аэрофлота". Совместно с авиакомпанией "Японские авиалинии" (JAL) воздушное судно использовали для полетов между Японией и Западной Европой с 1967 года. В 1969 году самолет передали в Московское транспортное управление Гражданской авиации, в аэропорт Домодедово, а спустя четыре года - в ВВС СССР.

До того, как попасть в авиамузей, Ту-114 эксплуатировался 1009-м тяжелым бомбардировочным авиаполком в Узине, был в Восточной Германии в 1974-1975 годах. Самолет списали в мае 1983 года. В Ульяновск воздушное судно прилетело самостоятельно.

Ту-104 СССР-42322 (6350103)

Первый советский и один из первых реактивных пассажирских самолетов в мире. Это воздушное судно стало "революционным" в отечественном гражданском воздушном флоте, подготовив его к дальнейшей эксплуатации реактивных пассажирских самолетов второго и третьего поколения. С 1956 по 1958 год из-за приостановки полетов британского реактивного авилайнера "Комета", Ту-104 был единственным эксплуатирующимся подобным воздушным судом в мире.

Кроме этого, он долгое время оставался основным пассажирским самолетом "Аэрофлота": так, в 1960 году на Ту-104 была выполнена треть пассажирских авиационных перевозок в СССР. Всего же за 23 года эксплуатации парк этих самолетов перевез около 100 миллионов пассажиров, провел в воздухе два миллиона летных часов и выполнил 600 тысяч полетов.

Самолет, находящийся в ульяновском музее, был выпущен 6 ноября 1956 года. Его эксплуатантом являлось Московское транспортное управление Гражданской авиации (аэропорт Внуково). В 1959 году судно было передано в Узбекское территориальное управление "Аэрофлота". В 1961 году самолет списали, а затем передали в авиацию ВМФ, на Северный флот. Воздушное судно переделали в вип-конфигурацию.

На прикол Ту-104 поставили в августе 1981 года, после чего он хранился на Кольском полуострове. Спустя пять лет самолет отреставрировали до летного состояния за 20 дней. Это воздушное судно стало последним из сохранившихся до того времени Ту-104, совершившим перелет - из Шереметьево-2 в Ульяновск. 1 ноября его установили на вечную стоянку в музее истории гражданской авиации.

Ту-144 (77110)

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет поднялся в небо 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше французского аналога - "Конкорда". Воздушное судно вобрало в себя лучшие достижения советского авиапрома. Так, например, посадочная скорость до приемлемых значений в 400 километров в час снижалась уникальным для гражданских самолетов способом: посредством отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.

У самолета трагичная судьба. 3 июня 1973 года первая серийная машина разбилась во время демонстрационного полета в Ле-Бурже. Погиб весь экипаж. Комиссия, в которой принимали участия советские и французские специалисты, сделала вывод, что отказа в технической части самолета не было. Причиной же катастрофы стало стечение обстоятельств: члены экипажа были не пристегнуты, в поле зрения пилотов неожиданно появился самолет "Мираж", а кинокамера, которая была в руках одного из членов экипажа, при падении могла заклинить штурвал управления.

В первый пассажирский рейс Ту-144 отправился 1 ноября 1977 года. До момента прекращения регулярной эксплуатации, экипажи "Аэрофлота" выполнили на советском "Конкорде" 55 рейсов и перевезли 3284 пассажира.

Ульяновский Ту-144 - один из семи уцелевших Ту-144 на сегодняшний день. Самолет эксплуатировался на пассажирской линии "Москва - Алма-Ата". Полет длился всего два часа (против 4,5 часов на летавшем по тому же маршруту Ил-62). В рейсах летчики "Аэрофлота" летали только в качестве вторых пилотов - командирами экипажа всегда были летчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на самолет стоил 68 рублей (на обычный самолет - 48 рублей).

Эксплуатация Ту-144 оказалась нерентабельной. Хотя билеты на рейс на сверхзвуковой самолет раскупались задолго до вылета, они не покрывали затраты на расход топлива и дорогое обслуживание. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, "Аэрофлот" прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Всего на воронежском авиазаводе было построено 6 самолетов; четыре машины так и не успели закончить.

Ульяновский Ту-144 - один из немногих, где сохранился оригинальный интерьер, салон и кабина, чем он особо ценен.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ (ч.1)
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.