НА КАЛЕНДАРЕ

Легендарная Седьмая симфония Шостаковича в культурной памяти города на Неве

Елена Новоселова, rg.ru   
27 Января 2022 г.

В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича объявила о старте проекта "Партитура памяти", посвященного 80-летию исполнения легендарной Седьмой симфонии, названной впоследствии "Ленинградской". Это голос умирающего от голода города, который потряс даже врагов. 9 августа, в день ее премьеры, прозвучит мемориальный концерт и откроется выставка.

Легендарная Седьмая симфония Шостаковича в культурной памяти  города на Неве

Какие реликвии увидят посетители экспозиции в филармонии? Какие планы были у фашистов на 9 августа 1942 года и что они подумали, когда услышали эту музыку? Об этом рассказала заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН, автор идеи и куратор "Партитуры памяти" Юлия Кантор.

Юлия Зораховна, почему именно 9 августа 1942 года считается символической премьерой Ленинградской симфонии?

Юлия Кантор: Сам факт исполнения этой музыки в чудовищных условиях блокады, особенно зимой и весной 1942 года (даже в мировой историографии этот период называют смертным временем), символичен. Умирали тысячами. Оркестр Ленинградского радиокомитета в буквальном смысле воссоздавался: из 80 человек состава на первую репетицию пришло 15. Увы, многие умерли в страшную блокадную зиму. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на фронте. В авторском эпиграфе на программках этого концерта сказано: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю 7-ю симфонию". Не случайно же она стала называться Ленинградской. Дата концерта несколько раз переносилась: оркестр собрали 5 апреля 1942 года, начались репетиции (оркестр начал концертную деятельность уже в мае), а в июле самолетом через линию фронта доставили партитуру симфонии. Сначала репетиции длились по 15-20 минут: у оркестрантов не было физических сил. Люди умирали, уже начав репетировать, состав менялся и весной, и в начале лета. Дата концерта тоже переносилась. Окончательной датой стало 9 августа.

И еще. Именно 9 августа нацисты планировали устроить банкет в гостинице "Астория" в честь взятия Ленинграда.

Вообще, в случае с Ленинградской симфонией вместе сошлось множество ленинградско-петербургских гуманитарных сюжетов. В осажденном городе, который пытаются уморить голодом и бомбежками, репетирует дирижер Карл Элиасберг - полунемец-полуеврей. И это страшно бесит министерство пропаганды нацистской Германии. С другой стороны, у Шостаковича - тоже очень интересный польско-петербургский бэкграунд. Это потомок поляков, сосланных при царе в Иркутск (там до сих пор живут Шостаковичи). Но как сказал Рахманинов, послушав Седьмую симфонию, которая до Ленинграда была исполнена в Куйбышеве, Москве и Новосибирске, Нью-Йорке и Лондоне, нет более русского композитора в Советском Союзе. И это несмотря на то, что в СССР уже вернулся Прокофьев. Все подобные линии сливаются в единую историю жителей Ленинграда.

Как появилась знаменитая фотография Шостаковича в каске пожарного в американском журнале?

Юлия Кантор: Композитор работал над симфонией с моцартовской скоростью: начал писать до отъезда в эвакуацию, а заканчивал симфонию в Куйбышеве. Он трижды подавал заявление об отправке на фронт. Его не брали не только потому, что полагалась бронь, но и из-за очень плохого зрения. Но Шостакович служил в противовоздушной обороне, тушил зажигательные бомбы на крышах домов. И фото в журнале "Тайм" - не постановочный кадр.

Исполнение Седьмой симфонии стало одним из самых духоподъемных идеологических решений Великой Отечественной войны. Известно, что артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много ли вы знаете в истории Великой Отечественной войны таких идеологических удач?

Юлия Кантор: Немало. Например, решение 1942 года о восстановлении памятников культуры и архитектуры на территориях, освобожденных от врага. Только что нацистов отогнали от Москвы, освобождены Клин и Калинин. И в это время начинаются восстановительные работы в Музее Чайковского в Клину. Но такого культурно-политического сюжета, как исполнение нового, монументального симфонического произведения в городе, находящемся во вражеском кольце, в истории Второй мировой войны более нет. Это был подвиг интеллигенции, названный "первыми залпами по Берлину".

Легендарная Седьмая симфония Шостаковича в культурной памяти  города на Неве

  • Ленинградскую симфонию исполнили в блокадном городе более ста раз. Эти концерты для жителей были великим праздником и доказательством, что жизнь продолжается и победа скоро наступит

Проект, посвященный 80-летию премьеры Седьмой симфонии, называется "Партитура памяти". Что вы хотели этим сказать?

Юлия Кантор: Эта дата объединяет историческую и культурную память разных людей, поколений и городов. Более того, людей с самыми разными взглядами, от сверхгосударственников и до сверхлибералов. Потому что есть события в истории культуры каждого народа абсолютные. Среди них - Седьмая симфония. Она, спустя 80 лет, опять прозвучит 9 августа 2022г. в Петербургской филармонии в исполнении музыкантов оркестра - правопреемника оркестра Ленинградского радиокомитета. Это единство места, времени и памяти.

"Партитура памяти" рождает ассоциации - карта памяти, а затем просто карта. Проект объединит все города, которые с этим событием связаны. И на выставке, которая откроется прямо в фойе филармонии, будут представлены уникальные документы, фотографии, афиши, переписка, подлинные инструменты и вещи музыкантов, связанные с исполнением симфонии в Куйбышеве, Москве, Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, Нью-Йорке и, конечно, - в Ленинграде, которому будет отведено ключевое место в экспозиции. К слову, когда мы стали связываться с музеями и архивами, - отклик был не только профессиональный, но и человеческий.

Запланировано ли участие профессиональных историков?

Юлия Кантор: В международной конференции, посвященной Ленинградской симфонии в культурной памяти, 9 августа 2022 года примут участие историки - исследователи Второй мировой войны, музыковеды, архивисты и музейщики, специалисты по культуре памяти различных регионов России и постсоветского пространства, а также Великобритании, США, Польши, Германии и Финляндии. Ведь тот концерт интересен не только как событие музыкальное, но и историко-политическое. Не случайно симфония была исполнена в столицах стран - союзниц СССР по антигитлеровской коалиции. Будем говорить и о том, какой культурный след исполнение оставило в памяти людей из разных стран. В Берлине симфония впервые была исполнена в 1946 году. Но документально подтверждено, что ее слышали немецкие солдаты за линией фронта. Мало того, есть свидетельство одного из них, который вспоминает: когда в окопе мы услышали эту музыку, поняли, что проиграем войну.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучала в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Музыкальное произведение исполнял Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга. Дата 9 августа была выбрана не случайно, так как именно в этот день гитлеровцы планировали захватить измученный город. 9 августа артиллерия Ленинграда подавляла огневые точки противника, а в филармонии, несмотря на авиаудары, были зажжены все люстры. Город жил!

Напомним, что есть фильм, посвященный этому событию, он называется «Седьмая симфония».

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.