НА КАЛЕНДАРЕ

Легендарная Седьмая симфония Шостаковича в культурной памяти города на Неве

Елена Новоселова, rg.ru   
27 Января 2022 г.

В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича объявила о старте проекта "Партитура памяти", посвященного 80-летию исполнения легендарной Седьмой симфонии, названной впоследствии "Ленинградской". Это голос умирающего от голода города, который потряс даже врагов. 9 августа, в день ее премьеры, прозвучит мемориальный концерт и откроется выставка.

Легендарная Седьмая симфония Шостаковича в культурной памяти  города на Неве

Какие реликвии увидят посетители экспозиции в филармонии? Какие планы были у фашистов на 9 августа 1942 года и что они подумали, когда услышали эту музыку? Об этом рассказала заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН, автор идеи и куратор "Партитуры памяти" Юлия Кантор.

Юлия Зораховна, почему именно 9 августа 1942 года считается символической премьерой Ленинградской симфонии?

Юлия Кантор: Сам факт исполнения этой музыки в чудовищных условиях блокады, особенно зимой и весной 1942 года (даже в мировой историографии этот период называют смертным временем), символичен. Умирали тысячами. Оркестр Ленинградского радиокомитета в буквальном смысле воссоздавался: из 80 человек состава на первую репетицию пришло 15. Увы, многие умерли в страшную блокадную зиму. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на фронте. В авторском эпиграфе на программках этого концерта сказано: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю 7-ю симфонию". Не случайно же она стала называться Ленинградской. Дата концерта несколько раз переносилась: оркестр собрали 5 апреля 1942 года, начались репетиции (оркестр начал концертную деятельность уже в мае), а в июле самолетом через линию фронта доставили партитуру симфонии. Сначала репетиции длились по 15-20 минут: у оркестрантов не было физических сил. Люди умирали, уже начав репетировать, состав менялся и весной, и в начале лета. Дата концерта тоже переносилась. Окончательной датой стало 9 августа.

И еще. Именно 9 августа нацисты планировали устроить банкет в гостинице "Астория" в честь взятия Ленинграда.

Вообще, в случае с Ленинградской симфонией вместе сошлось множество ленинградско-петербургских гуманитарных сюжетов. В осажденном городе, который пытаются уморить голодом и бомбежками, репетирует дирижер Карл Элиасберг - полунемец-полуеврей. И это страшно бесит министерство пропаганды нацистской Германии. С другой стороны, у Шостаковича - тоже очень интересный польско-петербургский бэкграунд. Это потомок поляков, сосланных при царе в Иркутск (там до сих пор живут Шостаковичи). Но как сказал Рахманинов, послушав Седьмую симфонию, которая до Ленинграда была исполнена в Куйбышеве, Москве и Новосибирске, Нью-Йорке и Лондоне, нет более русского композитора в Советском Союзе. И это несмотря на то, что в СССР уже вернулся Прокофьев. Все подобные линии сливаются в единую историю жителей Ленинграда.

Как появилась знаменитая фотография Шостаковича в каске пожарного в американском журнале?

Юлия Кантор: Композитор работал над симфонией с моцартовской скоростью: начал писать до отъезда в эвакуацию, а заканчивал симфонию в Куйбышеве. Он трижды подавал заявление об отправке на фронт. Его не брали не только потому, что полагалась бронь, но и из-за очень плохого зрения. Но Шостакович служил в противовоздушной обороне, тушил зажигательные бомбы на крышах домов. И фото в журнале "Тайм" - не постановочный кадр.

Исполнение Седьмой симфонии стало одним из самых духоподъемных идеологических решений Великой Отечественной войны. Известно, что артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много ли вы знаете в истории Великой Отечественной войны таких идеологических удач?

Юлия Кантор: Немало. Например, решение 1942 года о восстановлении памятников культуры и архитектуры на территориях, освобожденных от врага. Только что нацистов отогнали от Москвы, освобождены Клин и Калинин. И в это время начинаются восстановительные работы в Музее Чайковского в Клину. Но такого культурно-политического сюжета, как исполнение нового, монументального симфонического произведения в городе, находящемся во вражеском кольце, в истории Второй мировой войны более нет. Это был подвиг интеллигенции, названный "первыми залпами по Берлину".

Легендарная Седьмая симфония Шостаковича в культурной памяти  города на Неве

  • Ленинградскую симфонию исполнили в блокадном городе более ста раз. Эти концерты для жителей были великим праздником и доказательством, что жизнь продолжается и победа скоро наступит

Проект, посвященный 80-летию премьеры Седьмой симфонии, называется "Партитура памяти". Что вы хотели этим сказать?

Юлия Кантор: Эта дата объединяет историческую и культурную память разных людей, поколений и городов. Более того, людей с самыми разными взглядами, от сверхгосударственников и до сверхлибералов. Потому что есть события в истории культуры каждого народа абсолютные. Среди них - Седьмая симфония. Она, спустя 80 лет, опять прозвучит 9 августа 2022г. в Петербургской филармонии в исполнении музыкантов оркестра - правопреемника оркестра Ленинградского радиокомитета. Это единство места, времени и памяти.

"Партитура памяти" рождает ассоциации - карта памяти, а затем просто карта. Проект объединит все города, которые с этим событием связаны. И на выставке, которая откроется прямо в фойе филармонии, будут представлены уникальные документы, фотографии, афиши, переписка, подлинные инструменты и вещи музыкантов, связанные с исполнением симфонии в Куйбышеве, Москве, Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, Нью-Йорке и, конечно, - в Ленинграде, которому будет отведено ключевое место в экспозиции. К слову, когда мы стали связываться с музеями и архивами, - отклик был не только профессиональный, но и человеческий.

Запланировано ли участие профессиональных историков?

Юлия Кантор: В международной конференции, посвященной Ленинградской симфонии в культурной памяти, 9 августа 2022 года примут участие историки - исследователи Второй мировой войны, музыковеды, архивисты и музейщики, специалисты по культуре памяти различных регионов России и постсоветского пространства, а также Великобритании, США, Польши, Германии и Финляндии. Ведь тот концерт интересен не только как событие музыкальное, но и историко-политическое. Не случайно симфония была исполнена в столицах стран - союзниц СССР по антигитлеровской коалиции. Будем говорить и о том, какой культурный след исполнение оставило в памяти людей из разных стран. В Берлине симфония впервые была исполнена в 1946 году. Но документально подтверждено, что ее слышали немецкие солдаты за линией фронта. Мало того, есть свидетельство одного из них, который вспоминает: когда в окопе мы услышали эту музыку, поняли, что проиграем войну.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучала в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Музыкальное произведение исполнял Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга. Дата 9 августа была выбрана не случайно, так как именно в этот день гитлеровцы планировали захватить измученный город. 9 августа артиллерия Ленинграда подавляла огневые точки противника, а в филармонии, несмотря на авиаудары, были зажжены все люстры. Город жил!

Напомним, что есть фильм, посвященный этому событию, он называется «Седьмая симфония».

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.