НА КАЛЕНДАРЕ

«Седьмая симфония» — редкий просвет на ТВ на фоне бряцающего милитаризма

По инф. СМИ   
11 Ноября 2021 г.

На телеканале «Россия» начался показ многосерийной художественной драмы «Седьмая симфония». Как можно догадаться, картина посвящена симфонии Дмитрия Шостаковича, которую ещё называют «Ленинградской» и «Героической» — три её части были написаны композитором в блокадном Ленинграде, четвёртая и последняя — в Куйбышеве, в эвакуации, в самом конце 1941 года.

Лента «Седьмая симфония» — редкий просвет на ТВ на фоне бряцающего милитаризма

К премьере сериала актеры, исполнившие главные роли в «Седьмой симфонии» - Елизавета Боярская, Янина Студилина, Алексей Гуськов и другие -, записали видеоролик со стихами поэтессы Ольги Берггольц.

Берггольц считается музой блокадного Ленинграда. Актеры прочли отрывок из ее поэмы «Февральский дневник» (зима 1941–1942 годов). Она посвящена ленинградцам и защитникам города, о которых и идет повествование в сериале, сообщает portal-cultura.

***

Мнение:

Сериал про Великую Отечественную, в центре которого не война и не солдаты, — редкость для российского телевидения. Это про ленту «Седьмая симфония», которая транслируется на канале "Россия 1".

Телеканалы, особенно федеральные, из-за нескончаемого потока пропаганды, безвкусицы и халтуры давно вызывают у просвещенной публики отвращение. Крайне редко от кого сегодня услышишь «я тут видел на ТВ». Во времена, когда все разумное и живое переместилось в интернет (и там-то уже теснимо), трудно даже вспомнить, как всерьез обсуждали удачные сериалы, вышедшие, скажем, на «России» или на «Первом», — вроде «Оттепели» или «Раскола», лет десять назад.

Но похоже, сейчас появился телепроект, вполне заслуживающий внимания. Более того, в основу сюжета лег один из знаменитых эпизодов Великой Отечественной войны, а конкретнее — ленинградской блокады: казалось бы, эти темы надежно оккупированы официальными идеологами и пропагандистами, особенно на центральном телевидении.

8 ноября на «России 1» вышел сериал Александра Котта «Седьмая симфония» — о знаменитой премьере Симфонии № 7 Шостаковича в осажденном Ленинграде и о том, как ее исполнение вообще стало возможным благодаря дирижеру Карлу Элиасбергу (которого играет Алексей Гуськов) и его музыкантам.

У благородного, возвышенного Элиасберга есть совершенно неожиданный оппонент и одновременно союзник: сотрудник НКВД Серегин, только что потерявший семью под фашистской бомбежкой. Именно Серегину, озлобленному на весь мир и равнодушному к таким глупостям, как музыка, начальство поручает посодействовать Элиасбергу и найти в полувымершем от голода городе музыкантов на целый оркестр — для исполнения симфонии.

Вынужденное сотрудничество двух абсолютно разных людей составляет, так сказать, хребет сериала. Вглядываешься в тяжелое грубое лицо Серегина, видишь что-то знакомое — и понимаешь, что это Алексей Кравченко, первой ролью которого когда-то стал мальчик Флера в «Иди и смотри» Элема Климова; так режиссер Котт дарит артисту своеобразное камео, позволив его карьере описать круг.

Известность самого Александра Котта тоже началась с военного кино. «Брестскую крепость» 2010 года оценили и запомнили не только критики, но и широкая публика — которой, вопреки представлениям официальных патриотов, в этом жанре не так-то просто угодить. А еще гораздо раньше был сериал «Конвой PQ-17». Но, в отличие от многих, Котт привлекает тем, что не может оторваться от человека. Это даже странно: (анти)военная тема в кино очень часто перерастает в детское восхищение взрывами и выстрелами, заставляет занять место где-то сверху, в кресле генерала или скорее игрока в компьютерную стратегию: чем больше солдатиков и танчиков движется по полю, тем лучше.

Не то чтобы Котту совсем не нравились красивые пострелушки, его фильмы — уж точно не антивоенные манифесты вроде того же «Иди и смотри» или «А зори здесь тихие». Но он все время встряхивается, отвлекается от битвы и снова фиксируется на конкретных людях, на их, странно сказать, внутренней жизни. Этот гуманитарный не то что посыл, а прямо инстинкт какой-то, заслуживает сочувствия и благодарности.

Поэтому интересна и «Седьмая симфония». Это ведь редкий пример военного кино, где в центре внимания — не война и не солдаты. Даже не работники тыла, которые хоть пули и пайки для фронта производят. А музыканты — самые, вроде бы, бесполезные существа. В адском столкновении двух военно-идеологических левиафанов есть, оказывается, зазоры, трещинки, куда герои и закатываются, где обнаруживают себя и пытаются, насколько возможно, продолжать жить.

Лента «Седьмая симфония» — редкий просвет на фоне бряцающего милитаризма

По словам самого режиссера, в основе многих линий — истории реальных музыкантов из оркестра. Вот скрипачка Туся (Дарья Коныжева), тайно и безнадежно влюбленная в своего дирижера, готовая слишком на многое ради счастья. Вот флейтистка Вера Преображенская (Елизавета Боярская), потерявшая ребенка, отчаявшаяся до предела. Даже Ольга Берггольц (Виктория Толстоганова) — для официальной пропаганды персонаж не вполне благонадежный — тут есть. В эпизодах появляются прекрасные актеры вроде Игоря Ясуловича или Бориса Смолкина, и все они как-то исчерпывающе целостны, не просто маски.

Изумляет, правда, герой Тимофея Трибунцева. Его альтист Клейман мелочен, труслив, груб и вообще выглядит совершенной карикатурой на ушлого еврея — как-то это, мягко говоря, странно смотрится в фильме о борьбе с нацистами. Может, в следующих сериях его персонаж раскроется шире...

При том что в другие моменты Котт прекрасно чувствует тему, и когда нквдшник вдруг выдает Элиасбергу, полунемцу-полуеврею, что он-де ни тем, ни другим не доверяет, — это как раз абсолютно отрефлексированное высказывание о ксенофобии, которая была, конечно, по обе стороны фронта. Достаточно острый момент — для сериала на федеральном-то канале.

Разумеется, «Седьмая симфония» — не философский артхаус, а популярное кино не без тяги к мелодраме. Но есть в нем и противоположный импульс, в сторону авторского кинематографа: особенно на это работают звук и манера съемки, которые сделаны словно бы на вырост, для более независимого, серьезного жанра.

Тут все время что-то скрипит, звякает, звучит, поет по-своему; музыка композитора Юрия Потеенко не давит на эмоции, не заслоняет Шостаковича, а уважительно дополняет его. Камера Петра Духовского кружит, покачивается, вглядывается в лица героев — но чаще всего то будто с какой-то мечтательностью заглядывается на небеса, то отвлеченно любуется архитектурой посреди руин. Она нетороплива, словно у нее больше времени, чем мы знаем, и снимает она не для жесткого тайминга телесериала и торопливого зрителя, а для каких-то высших целей. И это не вырывает картинку из контекста, а как-то возвышает целиком весь сериал: кажется, «Седьмая симфония» — редкий просвет на фоне триумфально бряцающего милитаризма.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучала в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Музыкальное произведение исполнял Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга. Дата 9 августа была выбрана не случайно, так как именно в этот день гитлеровцы планировали захватить измученный город. 9 августа артиллерия Ленинграда подавляла огневые точки противника, а в филармонии, несмотря на авиаудары, были зажжены все люстры. Город жил!

На нашем сайте читайте также:

Федор Дубшан

  • Расскажите об этом своим друзьям!