НА КАЛЕНДАРЕ

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

Анна Балуева, sobesednik.ru   
13 Декабря 2021 г.

О Родине-матери многие любят думать издалека. Сидит человек или, например, иной думский депутат у чужого синего моря и гадает, как она там. Стоит на Мамаевом кургане одна-одинёшенька. Не скучает ли, не мёрзнет? И хочется ему, чтобы Родине было хорошо, и хочется её подогреть, обобрать, то есть подобрать и обогреть, конечно же... Но Родина привыкла быть одна. Она сурова. Глядя на статую «Родина-мать» в Волгограде, это очень хорошо понимаешь.

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

А вот почему, кстати, очень интересно, у других стран нет монументов, олицетворяющих именно Родину-мать? Статуя Свободы есть — в Америке. У французов есть Марианна, которую, по традиции, воплощают разные французские красавицы — от Бриджит Бардо до Софи Марсо. Иисус в Рио — символ для всей Бразилии. Но он уж точно не мать.

Родина-мать, если не считать её киевской младшей сестры, есть только у нас. Она стоит и держит меч, зовёт сыновей на битву, но, если что, и защитит, конечно.

Родина-мать в Киеве «родилась» тоже в советские времена, и автор у них один и тот же скульптор Вучетич, поэтому она по большому счету, нашей статуе в Волгограде не соперница.

Наша — выше

А вот со Статуей Свободы мы свою Родину-мать сравнивать любим. Наша, кстати, выше. Её высота — 85 метров плюс 2 метра постамент. А рост Леди Свободы почти в два раза меньше — 46 метров. Но хитрость в постаменте — вместе с ним американская статуя в метраже выигрывает.

Американцы тоже относятся ревниво к нашей статуе. Настолько, что одно их авторитетное издание как-то включило монумент «Родина-мать» в Волгограде в рейтинг «самых абсурдных памятников эпохи коммунизма». Это было грубо, неумно и цинично. Думать вообще-то надо. Статуя Родины-матери установлена в память об одной из самых кровавых битв второй мировой войны, в которой Россия и Америка были союзниками, не говоря уже о том, что на Мамаевом кургане похоронены 30 тысяч советских солдат.

Включение в антирейтинг абсурда скульптуры «Родина-мать» вызвало дикий скандал, и издание вычеркнуло её из этого списка, но «вообще, за это по морде бьют, по-хорошему говоря», — уточнил тогда Алексей Васин, директор комплекса «Сталинградская битва».

Мы, конечно, в долгу не остаёмся и тоже не деликатничаем, воюя статуями и словами, приписывая Леди Свободе черты негативного стереотипа американца — бездуховность, фальшь, высокомерие и претензии на исключительность. И по обострённости сравнений двух женских монументов всегда можно судить о реальных отношениях двух стран.

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

История рождения

Монумент «Родина-мать зовёт!», открывшийся 15 октября 1967 года в Волгограде, — центр мемориального комплекса на Мамаевом кургане. 22 года с момента своей постройки монумент был самой высокой статуей в мире. Но и сегодня Родина-мать остаётся в первой десятке самых высоких монументов мира.

Строительство началось в 1959 году, и стоимость монумента неизвестна. Поскольку это было делом государственным, конкурс на создание памятника (тогда ещё в Сталинграде) объявили ещё в сентябре 1944 года. Это было очень масштабно — участие в конкурсе принимали как знаменитые архитекторы, так и солдаты, славшие с фронта письма с эскизами. Архитектор Марцинкевич предлагал поставить колонну с фигурой Сталина наверху, а архитектор Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. Идеи и эскизы приходили даже из Марокко, Шанхая.

В конкурсе не участвовал только будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Потому что все было решено сразу: Вучетич получил добро от Сталина без всяких конкурсов.

Причём сначала композиция замышлялась гораздо более сложной. Рядом со скульптурой величественной женщины предполагался коленопреклонённый солдат, протягивающий Родине-матери меч. Но Вучетич настолько был уверен в себе, что изменил проект, уже утверждённый Кремлем. По его мнению, солдат свой меч никому не должен был передавать, потому что война не закончилась. Работа над памятником началась уже после смерти Сталина, и Хрущёв, подписывая приказ о начале работ, по понятным причинам отнёсся к изменениям благожелательно. Более того, он распорядился увеличить высоту скульптуры с запланированных 36 метров более чем вдвое с учётом длины поднятой руки и меча — чтобы переплюнуть Америку. Монумент делали и устанавливали почти десять лет, и открывал его осенью 1967 года уже третий правитель нашего государства — Леонид Брежнев.

Весило это железобетонное сооружение 8000 тонн без учёта 33-метрового меча, который сам по себе весит 14 тонн. По инженерным расчётам Николая Никитина, который строил Останкинскую башню, она вполне могла держаться на поверхности за счёт собственного веса. Крайне сложно даже примерно представить, насколько больше бы весила эта статуя, если не была пустотелой — внутри она состоит из отдельных ячеек-комнаток и похожа на гигантские соты. Толщина железобетонных стен Родины-матери около 30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 постоянно натянутых металлических тросов. Железобетон — это дешёвый материал (ну откуда в послевоенной стране деньги на мрамор!), и поэтому на монументе очень скоро стали образовываться мелкие трещинки. Так что раз в год его покрывали водоотталкивающим средством.

Меч для Родины делали по авиационной технологии — сначала нержавеющая сталь, а снаружи титан. Но этот меч не прижился — он от ветра парусил, раскачивался и скрипел. За этот просчёт конструкторы были даже лишены Ленинской премии, и в 1972 году меч заменили на просто сталь с отверстиями.

Имя, сестра!

Самое любопытное и до сих пор не разгаданное — это вопрос о том, кто был прототипом монументального образа. Собирательный образ Родины-матери (как и сама эта советская идея) появился сначала на патриотических плакатах. Это было в самом начале Великой Отечественной войны — в 1941 году. Их автором был советский художник Ираклий Тоидзе. Он говорил, что вдохновился своей женой, которая, услышав на улице о нападении на СССР, вбежала в его мастерскую с криком «Война!». Тоидзе был потрясён выражением её лица и тут же сделал эскиз.

Разумеется, Вучетич опирался на произведение Тоидзе. Но специалисты видят в статуе сходство и с барельефом «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже, и с античной скульптурой Ники Самофракийской. Но имя конкретной натурщицы (а она точно была!) неизвестно. Говорят, что тело Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — глядя на свою жену Веру. Макет головы статуи находится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве. Но вопрос, кто прототип Родины-матери, так и остаётся без окончательного ответа.

Накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом жительница Барнаула Анастасия Пешкова вдруг призналась, что прототип — это она. На момент признания ей было почти 80, но её рассказ убедителен.

— В конце 50-х я работала в Художественном фонде, где есть цех обслуживания художников. Там работали копиисты и натурщики. Мне тоже предложили поместить фотографию в альбом натурщиков. И когда скульптор увидел моё фото, то пригласил для работы к себе в мастерскую. Евгений Вучетич ко мне относился с уважением, доброжелательно. Работалось мне вполне комфортно, — рассказывала Пешкова, которая даже записала обращение к волгоградцам от имени Родины-матери.

Есть ещё претендентки —например, Валентина Изотова из Волгограда. Она говорила, что её пригласил к себе в натурщицы сам Вучетич, заметив её, двадцатилетнюю, в ресторане «Волгоград», где она трудилась официанткой. Ей пришлось работать в обнажённом виде.

— В ней много от меня - шея, изломы рук, ноги, бёдра - все моё!» – заявляла Изотова. Ещё в Волгограде проживала Екатерина Гребнева, спортивная гимнастка. Она тоже говорила, что позировала для статуи Родины-матери.

Самозванки все эти женщины или нет, мог бы дать ответ только Вучетич.

Кто является прототипом знаменитого памятника «Родина-мать»?

Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде – один из самых высоких монументов в мире. Он создавался несколько лет и является главной частью композиции, посвященной героям Сталинградской битвы. Торжественное открытие ансамбля состоялось в ноябре 1967 года. В нашей стране монумент «Родина-мать зовет!» хорошо знаком людям разных поколений. Он является не только данью памяти павшим и огромным уважением к подвигу защитников нашей страны, но и напоминает о ценности жизни, мирное течение которой было добыто с колоссальными потерями так нелегко.

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «По волне моей памяти…»
    20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.
  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».