НА КАЛЕНДАРЕ

Кто осваивал самолеты ещё в царской России?

Валерий Агеев, argumenti.ru   
11 Марта 2023 г.

Зарождение, становление и развитие отечественной авиации до Первой мировой войны включительно позволяют проследить редкие, по большей части нигде не публиковавшиеся ранее материалы, представленные в книге историка русской авиации Валерия Томича «Русские воздушные силы». Ниже – подробнее об авторе уникальной книги.

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

  • Фото с сайта mosds.mos.ru

В Москве, в концертном зале Музея русского зарубежья прошла презентация книги Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы».

Труд инженера, историка русской авиации, собирателя материалов по военной истории России состоит из восьми глав объёмом более 1000 страниц текста и более чем 3 500 уникальных фотографий. Издание, подготовленное Домом русского зарубежья имени А. Солженицына при содействии государственной корпорации развития ВЗБ РФ, включает в себя редкие, по большей части нигде не публиковавшиеся ранее материалы, которые позволяют проследить зарождение, становление и развитие отечественной авиации до Первой мировой войны включительно.

Значение издания определяется прежде всего тем, что это хронологически первое исследование подобного рода, в силу объективных обстоятельств остававшееся неизданным – сборник по истории воздухоплавания и авиации Императорской России публикуется впервые. Он представляет собой единственное собрание материалов, неизвестное прежде ни широкой публике, ни даже большинству специалистов.

Проводил презентацию книги военный историк, зам. директора Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына Игорь Домнин.

Русская трагедия

Валерий Томич родился во Владивостоке в 1914 году и был крещен в городском кафедральном Успенском соборе. Его мать Марфа Михайловна была русская женщина. Отец, Милован Милославович черногорец по национальности, в раннем детстве приехал со старшими братьями учиться в Россию, которая традиционно покровительствовала черногорцам.

Здесь, в России он получил высшее образование, стал юристом. Потом судьба его забросила на Дальний Восток, где и родился в 1914 году Валерий. Как известно, на Дальнем Востоке Гражданская война продолжалась до осени 1922 года. Остатки белой гвардии уходили через границу в Китай. Эвакуацией воинских частей во Владивостоке командовал контр-адмирал Георгий Старк, который начинал свою службу еще в Русско-японскую войну в качестве минного офицера на легендарном крейсере «Аврора». За участие в Цусимском сражении был награждён орденом Св. Анны III степени с мечами и бантом.

Старк в спешном порядке сформировал флотилию, и утром 25 октября 1922 года около 30 кораблей различных классов вышли из Владивостокского порта, унося на своих бортах свыше девяти тысяч пассажиров - военнослужащих и гражданского населения. В том числе и Первый Сибирский императора Александра I и Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетские корпуса, размещавшиеся тогда на о. Русском.

Лишь часть кадет младших классов, которым не грозили репрессии большевиков, раздали по семьям местных жителей. Кадеты же старшеклассники уходили все, так как в летние каникулы часть из них уже успела принять участие в боевых действиях против Красной армии. На одном из судов - канонерской лодке "Манчжур" вместе с отцом, чрезвычайным сербско-черногорским консулом во Владивостоке М.М. Томичем, отплывал восьмилетний Валерий.

- Я как сейчас помню мое мальчишеское прощание с родным городом, когда стоя на корме, я лил горькие слезы, пока берега не скрылись в вечерней туманной дымке, так отразил начало исхода Валерий Милованович много лет спустя в своих записках.

Свою деятельность по собиранию впечатлений и документов любознательный мальчик начал еще на борту «Манчжура»: он вел подробный дневник во время морского путешествия, записывал имена пассажиров. К слову, все эти записи бережно хранятся в музее, как и начатая им впоследствии переписка со всеми участниками тех памятных трагических для России событий.

На чужбине

В Мукдене, где устроилась семья, мальчик получил среднее образование, окончил «Русскую политехническую школу заочного преподавания». С ранних лет Валерий живо интересовался всем, что связано с «воздушной стихией». Первый полёт в качестве пассажира он совершил двенадцатилетним мальчишкой на учебном самолёте «Авро-504» (на его основе впоследствии был разработан советский биплан У-1).

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

В 1930-х годах там же в Мукдене он обучался и в лётной школе, сдал экзамен и стал «настоящим лётчиком». В эмиграции Валерий летал практически на всех типах тогдашних воздушных судов.

С середины 30-х годов В. Томич состоял в переписке с большинством русских авиаторов и военных лётчиков в эмиграции, а также с отдельными специалистами и коллекционерами, собирал фотографии и их воспоминания.

Позже работал в транспортной конторе знаменитой торговой фирмы И.Я.Чурина в Дайрене (до японской оккупации Дальний). В 1940-е годы в Шанхае Валерий служил в таможенной службе местного порта, а с 1947 по 1949 год был управляющим транспортной конторой в Нанкине.

Он вынужденно покинул Китай в 1949-м, разделив судьбу русских беженцев на о. Тубабао (Филиппины). В 1951 году Валерий Милованович как «перемещенное лицо» прибыл в Сан-Франциско. Здесь повторно сдал экзамены на право пилотирования самолета и затем довольно много летал по стране, но большей частью — по Калифорнии.

Валерий Милованович был весьма активен и заметен в общественной и церковной жизни русского Сан-Франциско. Вскоре после прибытия в город он предложил свои услуги по оформлению музейной экспозиции Обществу русских ветеранов Великой войны. В 1955 году состоялось освящение и открытие, по сути, вновь созданного музея общества, в который Томич сумел вдохнуть новую жизнь, придав ему четкую структуру и обогатив его содержание, что было особо отмечено председателем Общества ветеранов (в тот период) генералом П.П.Петровым. Много лет Валерий Милованович заведовал замечательным военно-историческим музеем, который существует и доныне.

В 1956 году он вместе с военным летчиком Г.Л.Шереметевским основал Калифорнийский отдел Общества бывших русских летчиков в США, а в 70-е годы стал председателем всего общества, которое к тому времени действовало только в Сан-Франциско.

И хотя В. Томич никогда не участвовал в войнах и боевых действиях, всё же удостоился звания «Военного лётчика Русской авиации». Он получил его из рук «старейших пионеров российской авиации» в зарубежье генерала В.Г. Баранова (Лондон) и полковника И.Н. Туношенского (Детройт) за «неоценимые заслуги перед Русской авиацией».

Главное дело всей жизни

Главным делом всей жизни Валерия Миловановича стал уникальный труд по истории русской авиации от ее зарождения до 1917 года. Он начал собирать материалы по авиации с двенадцатилетнего возраста во второй половине 1920-х годов.

- Любопытно отметить, утверждает Домнин, что папки для документов он изготавливал собственноручно. Открыв, например, одну из них, мы ахнули, когда увидели удостоверение русского летчика №1. Его обладателю Александру Срединскому оно было вручено в 1910 году.

Там же – материалы, связанные с Борисом Сергиевским, бессменным председателем американского Общества бывших русских летчиков и почетным председателем всех объединений русских пилотов зарубежья. Более двух десятилетий он возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым. До конца своих дней Сергиевский оставался истинным русским патриотом.

Три тысячи фотографий в коллекции Томича посвящены нашим выдающимся соотечественникам, осваивавшим самолеты еще в царской России. Это подлинная летопись истории отечественной авиации. Немало в коллекции Томича удивительных экспонатов, например, таких, как фото самолетов Сикорского с автографом конструктора, или меню последнего обеда офицеров гвардейского корпуса во время Первой мировой. В основе книга была готова к 1960 году и получила название «Русские воздушные силы».

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

На протяжении многих лет автор дополнял, уточнял, улучшал свое детище. Он показывал его своим соратникам, посылал копии самым авторитетным русским летчикам зарубежья, неизменно заслуживая похвалы, высокие оценки вплоть до награждения званием «Военного летчика». Но издать труд даже общими усилиями в силу разных причин так и не удалось. Одной из них являлся объем фолианта, который содержал около одной тысячи страниц текста и свыше трех тысяч редких фотографий. Слабым утешением была публикация фрагментов его книги в цикле «Из прошлого русской авиации», предпринятая газетой «Русская жизнь» (Сан-Франциско).

Вместе с тем В.М.Томич в 1968 году сумел издать свой труд по истории Российского Императорского флота (на английском языке), в области которой он также был крупнейшим специалистом. Валерий Милованович изучал и военную историю России в целом, являясь ее глубоким и тонким знатоком, включая даже военную музыку. Собрал поистине уникальный архив «Материалы по русской военной истории» и мечтал передать его на Родину.

Еще в 1967 году он писал одному из своих адресатов:

- Собранный мной архив я очень хотел бы впоследствии сохранить для России и передать его в одно из соответствующих учреждений.

В 2006 году Валерий Милованович принял решение о передаче своего детища в Дом русского зарубежья им. А.Солженицына. Но издать огромный труд автору при жизни не удалось, что стало для него подлинной драмой.

30 октября 2013 года в Сан-Франциско, не дожив двух недель до своего девяносто девятого дня рождения, он скончался. Но его труд не пропал втуне. В феврале этого года книга Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы» вышла в свет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.