ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Кто осваивал самолеты ещё в царской России?

Валерий Агеев, argumenti.ru   
11 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Зарождение, становление и развитие отечественной авиации до Первой мировой войны включительно позволяют проследить редкие, по большей части нигде не публиковавшиеся ранее материалы, представленные в книге историка русской авиации Валерия Томича «Русские воздушные силы». Ниже – подробнее об авторе уникальной книги.

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

  • Фото с сайта mosds.mos.ru

В Москве, в концертном зале Музея русского зарубежья прошла презентация книги Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы».

Труд инженера, историка русской авиации, собирателя материалов по военной истории России состоит из восьми глав объёмом более 1000 страниц текста и более чем 3 500 уникальных фотографий. Издание, подготовленное Домом русского зарубежья имени А. Солженицына при содействии государственной корпорации развития ВЗБ РФ, включает в себя редкие, по большей части нигде не публиковавшиеся ранее материалы, которые позволяют проследить зарождение, становление и развитие отечественной авиации до Первой мировой войны включительно.

Значение издания определяется прежде всего тем, что это хронологически первое исследование подобного рода, в силу объективных обстоятельств остававшееся неизданным – сборник по истории воздухоплавания и авиации Императорской России публикуется впервые. Он представляет собой единственное собрание материалов, неизвестное прежде ни широкой публике, ни даже большинству специалистов.

Проводил презентацию книги военный историк, зам. директора Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына Игорь Домнин.

Русская трагедия

Валерий Томич родился во Владивостоке в 1914 году и был крещен в городском кафедральном Успенском соборе. Его мать Марфа Михайловна была русская женщина. Отец, Милован Милославович черногорец по национальности, в раннем детстве приехал со старшими братьями учиться в Россию, которая традиционно покровительствовала черногорцам.

Здесь, в России он получил высшее образование, стал юристом. Потом судьба его забросила на Дальний Восток, где и родился в 1914 году Валерий. Как известно, на Дальнем Востоке Гражданская война продолжалась до осени 1922 года. Остатки белой гвардии уходили через границу в Китай. Эвакуацией воинских частей во Владивостоке командовал контр-адмирал Георгий Старк, который начинал свою службу еще в Русско-японскую войну в качестве минного офицера на легендарном крейсере «Аврора». За участие в Цусимском сражении был награждён орденом Св. Анны III степени с мечами и бантом.

Старк в спешном порядке сформировал флотилию, и утром 25 октября 1922 года около 30 кораблей различных классов вышли из Владивостокского порта, унося на своих бортах свыше девяти тысяч пассажиров - военнослужащих и гражданского населения. В том числе и Первый Сибирский императора Александра I и Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетские корпуса, размещавшиеся тогда на о. Русском.

Лишь часть кадет младших классов, которым не грозили репрессии большевиков, раздали по семьям местных жителей. Кадеты же старшеклассники уходили все, так как в летние каникулы часть из них уже успела принять участие в боевых действиях против Красной армии. На одном из судов - канонерской лодке "Манчжур" вместе с отцом, чрезвычайным сербско-черногорским консулом во Владивостоке М.М. Томичем, отплывал восьмилетний Валерий.

- Я как сейчас помню мое мальчишеское прощание с родным городом, когда стоя на корме, я лил горькие слезы, пока берега не скрылись в вечерней туманной дымке, так отразил начало исхода Валерий Милованович много лет спустя в своих записках.

Свою деятельность по собиранию впечатлений и документов любознательный мальчик начал еще на борту «Манчжура»: он вел подробный дневник во время морского путешествия, записывал имена пассажиров. К слову, все эти записи бережно хранятся в музее, как и начатая им впоследствии переписка со всеми участниками тех памятных трагических для России событий.

На чужбине

В Мукдене, где устроилась семья, мальчик получил среднее образование, окончил «Русскую политехническую школу заочного преподавания». С ранних лет Валерий живо интересовался всем, что связано с «воздушной стихией». Первый полёт в качестве пассажира он совершил двенадцатилетним мальчишкой на учебном самолёте «Авро-504» (на его основе впоследствии был разработан советский биплан У-1).

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

В 1930-х годах там же в Мукдене он обучался и в лётной школе, сдал экзамен и стал «настоящим лётчиком». В эмиграции Валерий летал практически на всех типах тогдашних воздушных судов.

С середины 30-х годов В. Томич состоял в переписке с большинством русских авиаторов и военных лётчиков в эмиграции, а также с отдельными специалистами и коллекционерами, собирал фотографии и их воспоминания.

Позже работал в транспортной конторе знаменитой торговой фирмы И.Я.Чурина в Дайрене (до японской оккупации Дальний). В 1940-е годы в Шанхае Валерий служил в таможенной службе местного порта, а с 1947 по 1949 год был управляющим транспортной конторой в Нанкине.

Он вынужденно покинул Китай в 1949-м, разделив судьбу русских беженцев на о. Тубабао (Филиппины). В 1951 году Валерий Милованович как «перемещенное лицо» прибыл в Сан-Франциско. Здесь повторно сдал экзамены на право пилотирования самолета и затем довольно много летал по стране, но большей частью — по Калифорнии.

Валерий Милованович был весьма активен и заметен в общественной и церковной жизни русского Сан-Франциско. Вскоре после прибытия в город он предложил свои услуги по оформлению музейной экспозиции Обществу русских ветеранов Великой войны. В 1955 году состоялось освящение и открытие, по сути, вновь созданного музея общества, в который Томич сумел вдохнуть новую жизнь, придав ему четкую структуру и обогатив его содержание, что было особо отмечено председателем Общества ветеранов (в тот период) генералом П.П.Петровым. Много лет Валерий Милованович заведовал замечательным военно-историческим музеем, который существует и доныне.

В 1956 году он вместе с военным летчиком Г.Л.Шереметевским основал Калифорнийский отдел Общества бывших русских летчиков в США, а в 70-е годы стал председателем всего общества, которое к тому времени действовало только в Сан-Франциско.

И хотя В. Томич никогда не участвовал в войнах и боевых действиях, всё же удостоился звания «Военного лётчика Русской авиации». Он получил его из рук «старейших пионеров российской авиации» в зарубежье генерала В.Г. Баранова (Лондон) и полковника И.Н. Туношенского (Детройт) за «неоценимые заслуги перед Русской авиацией».

Главное дело всей жизни

Главным делом всей жизни Валерия Миловановича стал уникальный труд по истории русской авиации от ее зарождения до 1917 года. Он начал собирать материалы по авиации с двенадцатилетнего возраста во второй половине 1920-х годов.

- Любопытно отметить, утверждает Домнин, что папки для документов он изготавливал собственноручно. Открыв, например, одну из них, мы ахнули, когда увидели удостоверение русского летчика №1. Его обладателю Александру Срединскому оно было вручено в 1910 году.

Там же – материалы, связанные с Борисом Сергиевским, бессменным председателем американского Общества бывших русских летчиков и почетным председателем всех объединений русских пилотов зарубежья. Более двух десятилетий он возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым. До конца своих дней Сергиевский оставался истинным русским патриотом.

Три тысячи фотографий в коллекции Томича посвящены нашим выдающимся соотечественникам, осваивавшим самолеты еще в царской России. Это подлинная летопись истории отечественной авиации. Немало в коллекции Томича удивительных экспонатов, например, таких, как фото самолетов Сикорского с автографом конструктора, или меню последнего обеда офицеров гвардейского корпуса во время Первой мировой. В основе книга была готова к 1960 году и получила название «Русские воздушные силы».

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

На протяжении многих лет автор дополнял, уточнял, улучшал свое детище. Он показывал его своим соратникам, посылал копии самым авторитетным русским летчикам зарубежья, неизменно заслуживая похвалы, высокие оценки вплоть до награждения званием «Военного летчика». Но издать труд даже общими усилиями в силу разных причин так и не удалось. Одной из них являлся объем фолианта, который содержал около одной тысячи страниц текста и свыше трех тысяч редких фотографий. Слабым утешением была публикация фрагментов его книги в цикле «Из прошлого русской авиации», предпринятая газетой «Русская жизнь» (Сан-Франциско).

Вместе с тем В.М.Томич в 1968 году сумел издать свой труд по истории Российского Императорского флота (на английском языке), в области которой он также был крупнейшим специалистом. Валерий Милованович изучал и военную историю России в целом, являясь ее глубоким и тонким знатоком, включая даже военную музыку. Собрал поистине уникальный архив «Материалы по русской военной истории» и мечтал передать его на Родину.

Еще в 1967 году он писал одному из своих адресатов:

- Собранный мной архив я очень хотел бы впоследствии сохранить для России и передать его в одно из соответствующих учреждений.

В 2006 году Валерий Милованович принял решение о передаче своего детища в Дом русского зарубежья им. А.Солженицына. Но издать огромный труд автору при жизни не удалось, что стало для него подлинной драмой.

30 октября 2013 года в Сан-Франциско, не дожив двух недель до своего девяносто девятого дня рождения, он скончался. Но его труд не пропал втуне. В феврале этого года книга Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы» вышла в свет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…