НА КАЛЕНДАРЕ

Князь Владимир — мусульманин? То ли выдумка, то ли загадка истории

Ярослав Бутаков, cyrillitsa.ru   
09 Марта 2020 г.

У арабского географа и натуралиста Тахира аль-Марвази в его сочинениях есть одно любопытное упоминание о русах, принявших ислам. Было это, по его свидетельству, при князе Владимире.

Разве после принятия христианства князь Владимир однажды отступился от веры и принял ислам?

«Когда стали христианами, – рассказывал о русах аль-Марвази, – то притупила вера их мечи, закрылись перед ними двери добычи, и поразили их ущерб и упадок. Стало недоставать им средств к жизни, и захотели они обратиться в ислам, чтобы снова доступными стали для них война и борьба, и чтобы вернуться к своим прежним привычкам».

Владимир отправил послов к шаху Хорезма, чтобы тот прислал на Русь учителей и проповедников Корана. И таким образом русы перешли из христианства в ислам.

Летописная лакуна о Владимире после крещения

В летописном сказании о крещении Руси упоминается посольство к мусульманам от князя Владимира для ознакомления с исламом. Правда, было оно отправлено не в далёкий Хорезм, а значительно ближе – в Волжскую Болгарию, которая приняла ислам в 922 году. Действительно, зачем было бы киевскому князю посылать своих людей так далеко, когда с религией Корана можно было познакомиться значительно ближе?

Однако есть в летописных известиях о князе Владимире очень большая лакуна. И относится она как раз к периоду после его крещения. «Повесть временных лет» очень детально рассказывает обо всех годах правления Владимира, начиная с захвата им власти в Киеве (980) до крещения (988). А сведения о его правлении после принятия христианства подробностями не отмечены. Упоминаются лишь строительство церквей (989, 996), основание Белгорода (991; скорее всего, обновление укреплений, так как этот город упомянут ещё ранее – под 980 годом), войны с белыми хорватами (992) и печенегами (тот же 992 и 997; причём во втором случае князя в Киеве не оказалось).

Более того, начиная с 998 года, сообщения о событиях на Руси в летописи отсутствуют вовсе, кроме четырёх кратких, без каких-либо подробностей погребения, упоминаний кончин членов великокняжеской семьи, и одного столь же краткого упоминания о перенесении мощей каких-то неназванных святых. И так продолжается до 1014 года, под которым говорится о том, что сын Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить отцу положенную дань. Владимир собрался идти на него войной, но в разгар приготовлений умер в следующем 1015 году.

То есть, полных шестнадцать лет – 998—1013 – какие-либо политические и военные события как внутри Руси, так и на её границах, отсутствуют! Правдоподобно ли это? Не скрыли ли летописцы чего-то нежелательного для образа святого князя, крестителя Руси?

Труд Тахира из Мерва

Средневековым арабским и персидским учёным и путешественникам мы обязаны многими ценными сведениями о раннем периоде русской истории. Эти свидетельства зачастую уникальны, так как не дублируются упоминаниями в русских, византийских и западноевропейских источниках. Правда, при этом всегда возникают проблемы точности передаваемых известий и их интерпретации.

Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази родился в 1056 или 1057 году в городе Мерв, входившем тогда в Сельджукскую империю. Где-то в начале 12 века он написал труд «О природе животных». Наряду со сведениями по зоологии, ботанике и географии разных стран, туда были помещены и отдельные сообщения об истории народов. При этом расположение материала оказалось во многом случайно и не всегда соответствовало заголовкам. Так, интересующий нас отрывок о русах оказался в главе, посвящённой Китаю! Его обнаружил и ввёл в научный оборот в начале 20 века русский востоковед Владимир Минорский.

Речь идёт не о киевском Владимире

Свидетельство аль-Марвази о русах, принявших ислам, позволяет придавать ему разнообразные трактовки. Оно, скорее всего, не относится к киевскому князю Владимиру и к периоду после принятия им христианства.

Во-первых, аль-Марвази говорит о каких-то «островных русах». Вот как он описывает страну, где живут русы:

«Что касается ар-русийа, то они живут на острове в море. Размер острова – три дня пути, он порос лесом, а возле него – озеро».

Можно, конечно, предположить, что аль-Марвази плохо знал географию Руси и вообразил невесть что. Но историки давно обратили внимание, что средневековые мусульманские учёные никогда не подменяли собственными выдумками свидетельства авторитетов. Если у них не хватало собственных представлений о чём-либо, то они брали какой-нибудь авторитетный старинный источник и прямо вставляли его в свой текст. А арабских источников о Руси было немало. И совершенно очевидно, что «островные русы» – совсем не то же самое, что русы со столицей в Киеве. Ибо Киев (Куябу) арабские и персидские авторы знали очень хорошо. Значит, речь у аль-Марвази идёт не о киевском князе.

Во-вторых, аль-Марвази называет дату принятия христианства «островными русами» – 912/13 год по нашему счёту. Значит, это опять же не крещение Руси при князе Владимире.

Следовательно, нет оснований считать, основываясь только на сообщении аль-Марвази, что после принятия христианства князь Владимир в какой-то момент отступился от новой веры и решил принять ислам.

Загадки остаются

Аль-Марвази говорит, что те же самые русы-мусульмане овладели некогда городом Бердаа (на территории нынешнего Азербайджана). Поход русов на Бердаа, согласно другим восточным источникам, произошёл в 943/44 или 944/45 году. Однако поскольку в русских источниках он не упомянут, то обычно и считается, что его предприняли не киевские русы, а какие-то другие.

Но сказанное не разрешает других вопросов. Первый из них – где располагался тот самый «остров русов», правитель и население которого в 10 веке приняли ислам? О локализации «острова русов», про который упоминают многие средневековые мусульманские авторы, историки спорят давно и предложили ряд гипотез, но решающих аргументов нет ни у одной. Второй – какие события происходили в Киевской Руси с 998 по 1013 год, и о которых древнерусские летописцы предпочитали умолчать?

Когда дни прошлого ближе к сегодняшнем дням, легче разобраться, что же происходило на самом деле. А здесь рассматриваются события достаточно далекие. Но надеемся, что и эта тайна когда-нибудь загадкой быть перестанет. О чем умолчали летописцы? Где находится «остров русов»? Мог ли князь Владимир принять ислам? Ответов будем ждать с нетерпением!

А у нас можно прочитать еще и о других исторических событиях и, конечно, о тайнах:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.