НА КАЛЕНДАРЕ

Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

Ольга Ладыгина, rgo.ru   
07 Сентября 2023 г.

Проблема дорог в России всегда стояла остро, особенно когда дело касалось таких отдаленных ее областей, как Сибирь. И как только закончилось строительство ветки Златоуст — Челябинск, освободившиеся рабочие руки перекинули на новое место. Пора было тянуть магистраль, которая связала бы Сибирь с Уралом.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Новые железнодорожные ветки давали толчок к развитию региона. Станция Обь. Фото: wikipedia.org

Проблема выбора

По поводу того, где именно будет проходить железнодорожная линия, возникли некоторые разночтения. Оно и неудивительно — возведение ветки обещало развитие области, в первую очередь в тех ее населенных пунктах, через которые она должна была пройти. Были и другие экономические соображения, которые приходилось учитывать.

Геологические исследования под строительство Транссиба шли с 1887 года, руководили ими самые именитые инженеры-путейцы того времени: Николай Меженинов, Орест Вяземский и Александр Урсати. Изыскательская партия под начальством Меженинова, отвечавшая за исследование участка от Урала до Байкала, проложила ветку трассы от Челябинска к Оби. Однако такое решение тревожило уральских предпринимателей. Промышленники опасались, что с появлением новой магистрали Уральская горнозаводская дорога, служившая транзитной, перестанет иметь прежнее значение. В итоге на стол министру путей сообщения Сергею Витте легло ходатайство от Пермской губернской и Екатеринбургской городской дум, которые просили провести дорогу через Тюмень и Ишим, чтобы она шла через самые промышленные районы страны.

Однако тут возникала другая проблема: подобная ветка была бы на 391,5 км длиннее, а следовательно, заметно дороже. В итоге министр, который сам был практиком-железнодорожником, на уговоры предпринимателей не поддался и утвердил вариант от Челябинска через Омск. При этом следовало как-то захватить Томск, для чего Комитет министров положил протянуть к городу отдельную линию.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Чтобы выбрать оптимальную линию, в окрестностях проводились тщательные геологические изыскания. Фото: wikipedia.org

Эта перспектива весьма всколыхнула купеческую общественность зажиточной Колывани, которые тут же предложили провести мост через Обь в 8,5 км от города. Ходатайство поддержал и губернатор Томска, весьма заинтересованный в проекте. Но ширина могучей реки и ее бурные весенние разливы ставили идею под сомнение — возвести переправу, которая выдержала бы тяжело груженные составы и постоянный натиск воды у берегов, было не так просто. Чтобы решить проблему, понадобились очередные изыскания, которыми на этот раз руководил Николай Гарин-Михайловский.

Чаяниям купцов не суждено было сбыться — наиболее подходящее для возведения моста место обнаружилось неподалеку от села Кривощеково, где река была значительно уже и к тому же тесно зажата между высокими скалистыми берегами, не позволявшими ей вольно разлиться. «На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе, — пояснял свое решение путеец. — Другими словами, оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен». Так будущий мост «переехал», не оправдав ожиданий старых городов, а на месте его строительства вырос новый город, ставший со временем крупнейшим в Сибири.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Ново-Николаевский поселок построили для рабочих, возводивших железную дорогу. Впоследствии он вырос в Новосибирск. Фото: wikipedia.org

Непростое дело

В мае 1892 года началось строительство магистрали, руководить которым поручили Константину Михайловскому, уже имевшему опыт строительства Самаро-Златоустовской дороги и Александровского моста через Волгу. Казалось бы, особых сложностей возникнуть не должно — местность равнинная, степная, за исключением водораздела рек Ишима и Иртыша. К тому же строительство велось по облегченным техническим нормам, принятым Советом министров еще в 1877 году. Идея заключалась в том, «чтобы ожидаемое в будущем увеличение пропускной способности сибирской дороги было достигнуто достройкой линии, а не коренною ее переделкой». Это заметно упрощало дело — полотно было уже, мосты можно было возводить на кривых и на уклонах, здания строить легкие, деревянные, без фундаментов. Но были и свои подводные камни.

Прежде всего возникли сложности со строительным материалом — в первую очередь именно с деревом, которого в степях не водится. Лес приходилось подвозить из окрестностей Уфы, Тобольска и Приобья. При этом его еще надлежало обработать, поэтому прежде всего бревна отправлялись на лесопильные заводы на берегу Иртыша. Дальше уже в зависимости от места назначения лес везли либо на лошадях вдоль трассы, либо сплавляли на баржах до Омской пристани. С железными изделиями было попроще — рельсы и крепления «ехали на место работы» по свежевыстроенной ветке, соединившей Екатеринбург с Челябинском.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • С водоснабжением возникли сложности, пришлось строить временные деревянные баки. Фото: wikipedia.org

Неожиданным образом серьезной проблемой стала вода, даром что вокруг было немало прудов и озер. Увы, они оказались слишком солеными и не годились не только для питья, но и для технических нужд. Пришлось копать на станциях артезианские скважины. Параллельно вода служила причиной и других трудностей — вешнее половодье каждый год добавляло строителям головной боли. Чтобы не дать ему уничтожить плоды трудов, надо было построить водоотводы, которые не дали бы крупным рекам Ишиму, Тоболу, Иртышу размывать дорогу. Для этого инженер Александр Ливеровский разработал особый проект, по которому излишки воды уходили в специально созданные для этой цели котлованы.

Непростая ситуация складывалась и с рабочей силой. С одной стороны, специалисты из европейской части страны ехали в Сибирь достаточно охотно. Плотники, каменщики, кузнецы и слесари пользовались на строительстве особым спросом, и это привлекало людей из самых разных губерний. С другой стороны, нужно было как-то решать вопросы перевозки всех этих людей, куда-то их селить, чем-то кормить, обеспечивать правопорядок. А людей было немало — каждый год на возведении дороги работало порядка 22 тыс. человек.

Условия труда, конечно, оставляли желать лучшего: рабочие теснились в бараках и глинобитных избушках с земляными полами, работали по десять часов в сутки, а то и больше, трудились вручную: лопата, кайло, лом с кувалдой да топор с пилой — вот и весь нехитрый инструментарий. Правда, земляное полотно сооружали уже при помощи грейдера-элеватора на конной тяге, который специально для этой цели выписали из США, но облегчение это было небольшое. Особенно непросто пришлось тем, кто работал на возведении моста через Обь.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Строительство моста через Обь оказалось непростой задачей. Фото: wikipedia.org

Какой мост построишь, по такому и перейдешь

Прежде всего нужно было создать надежные опоры. Чтобы их построить, трудиться приходилось под водой, в особых камерах-кессонах, сделанных из литого железа. Подводные кессонные работы шли круглые сутки, по четыре смены. Как правило, рабочие предпочитали брать по две смены через раз, и для здоровья это было совсем не полезно. «Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни» от 1895 года приводит такие свидетельства очевидцев: «Войти в кессоны может не каждый, так как вследствие избытка воздуха приходится быть под очень сильным давлением последнего, действующего пагубно на страдающих сердечными болезнями. "Смотри-тка на тот бык, что совсем окончен, поди думаешь, что эти катушки один цемент держит, нет, голубчик барин, их скрепляют слезы вдов и детей, оставшихся от мужичков, пришедших с Волги и Камы на хорошие заработки"».

Ситуацию осложняли временами случавшиеся наводнения и пожары. Так, в марте 1895 года загорелся дощатый барак вокруг опоры. Тогда же случился серьезный паводок с ледоходом, затопивший всю кривощековскую пойму, включая рельсовые подъездные пути. 20 мая пошла ко дну баржа с готовым к работе кессоном. Еще через год, как сообщал «Томский листок», «в постройке моста через Обь произошла непредвиденная остановка. На последней неделе поста от неизвестной причины сгорели леса, окружавшие один из кессонов, причем поврежден и самый кессон. Убыток подрядчика определяют в 155 тыс. руб.».

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Для испытания прочности моста по нему одновременно пустили четыре паровоза. Фото: wikipedia.org

Но несмотря на все неурядицы, работа продолжалась. Разработанный профессором Николаем Белелюбским и инженером Николаем Богуславским проект одного из первых в России консольных мостов был воплощен в жизнь в рекордные сроки и при этом оказался весьма надежным. 28 марта 1897 года комиссия Министерства путей сообщения под председательством профессора Белелюбского устроила ему испытания — на мост одновременно пустили четыре паровоза, каждый из которых весил 51,5 тонны. Мост с успехом выдержал экзамен и 5 апреля уже был открыт для поездов. Съехавшиеся на его строительство крестьяне и рабочие так и остались жить в возникшем поселении. Оно через некоторое время выросло в город Новосибирск, который днем своего основания считает 30 апреля — именно в этот день в 1893 году прибыла первая партия рабочих для возведения жилья, предназначенного для строителей моста.

Сооружение Западно-Сибирской железной дороги заняло три года, что было по тем временам невероятно быстро. В октябре 1894 года первый поезд прибыл в Омск, год спустя началось движение между Омском и Кривощековом, еще год спустя, 15 октября 1896 года, магистраль сдали в эксплуатацию и она начала работать в полную силу.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.