НА КАЛЕНДАРЕ

Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

Ольга Ладыгина, rgo.ru   
07 Сентября 2023 г.

Проблема дорог в России всегда стояла остро, особенно когда дело касалось таких отдаленных ее областей, как Сибирь. И как только закончилось строительство ветки Златоуст — Челябинск, освободившиеся рабочие руки перекинули на новое место. Пора было тянуть магистраль, которая связала бы Сибирь с Уралом.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Новые железнодорожные ветки давали толчок к развитию региона. Станция Обь. Фото: wikipedia.org

Проблема выбора

По поводу того, где именно будет проходить железнодорожная линия, возникли некоторые разночтения. Оно и неудивительно — возведение ветки обещало развитие области, в первую очередь в тех ее населенных пунктах, через которые она должна была пройти. Были и другие экономические соображения, которые приходилось учитывать.

Геологические исследования под строительство Транссиба шли с 1887 года, руководили ими самые именитые инженеры-путейцы того времени: Николай Меженинов, Орест Вяземский и Александр Урсати. Изыскательская партия под начальством Меженинова, отвечавшая за исследование участка от Урала до Байкала, проложила ветку трассы от Челябинска к Оби. Однако такое решение тревожило уральских предпринимателей. Промышленники опасались, что с появлением новой магистрали Уральская горнозаводская дорога, служившая транзитной, перестанет иметь прежнее значение. В итоге на стол министру путей сообщения Сергею Витте легло ходатайство от Пермской губернской и Екатеринбургской городской дум, которые просили провести дорогу через Тюмень и Ишим, чтобы она шла через самые промышленные районы страны.

Однако тут возникала другая проблема: подобная ветка была бы на 391,5 км длиннее, а следовательно, заметно дороже. В итоге министр, который сам был практиком-железнодорожником, на уговоры предпринимателей не поддался и утвердил вариант от Челябинска через Омск. При этом следовало как-то захватить Томск, для чего Комитет министров положил протянуть к городу отдельную линию.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Чтобы выбрать оптимальную линию, в окрестностях проводились тщательные геологические изыскания. Фото: wikipedia.org

Эта перспектива весьма всколыхнула купеческую общественность зажиточной Колывани, которые тут же предложили провести мост через Обь в 8,5 км от города. Ходатайство поддержал и губернатор Томска, весьма заинтересованный в проекте. Но ширина могучей реки и ее бурные весенние разливы ставили идею под сомнение — возвести переправу, которая выдержала бы тяжело груженные составы и постоянный натиск воды у берегов, было не так просто. Чтобы решить проблему, понадобились очередные изыскания, которыми на этот раз руководил Николай Гарин-Михайловский.

Чаяниям купцов не суждено было сбыться — наиболее подходящее для возведения моста место обнаружилось неподалеку от села Кривощеково, где река была значительно уже и к тому же тесно зажата между высокими скалистыми берегами, не позволявшими ей вольно разлиться. «На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе, — пояснял свое решение путеец. — Другими словами, оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен». Так будущий мост «переехал», не оправдав ожиданий старых городов, а на месте его строительства вырос новый город, ставший со временем крупнейшим в Сибири.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Ново-Николаевский поселок построили для рабочих, возводивших железную дорогу. Впоследствии он вырос в Новосибирск. Фото: wikipedia.org

Непростое дело

В мае 1892 года началось строительство магистрали, руководить которым поручили Константину Михайловскому, уже имевшему опыт строительства Самаро-Златоустовской дороги и Александровского моста через Волгу. Казалось бы, особых сложностей возникнуть не должно — местность равнинная, степная, за исключением водораздела рек Ишима и Иртыша. К тому же строительство велось по облегченным техническим нормам, принятым Советом министров еще в 1877 году. Идея заключалась в том, «чтобы ожидаемое в будущем увеличение пропускной способности сибирской дороги было достигнуто достройкой линии, а не коренною ее переделкой». Это заметно упрощало дело — полотно было уже, мосты можно было возводить на кривых и на уклонах, здания строить легкие, деревянные, без фундаментов. Но были и свои подводные камни.

Прежде всего возникли сложности со строительным материалом — в первую очередь именно с деревом, которого в степях не водится. Лес приходилось подвозить из окрестностей Уфы, Тобольска и Приобья. При этом его еще надлежало обработать, поэтому прежде всего бревна отправлялись на лесопильные заводы на берегу Иртыша. Дальше уже в зависимости от места назначения лес везли либо на лошадях вдоль трассы, либо сплавляли на баржах до Омской пристани. С железными изделиями было попроще — рельсы и крепления «ехали на место работы» по свежевыстроенной ветке, соединившей Екатеринбург с Челябинском.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • С водоснабжением возникли сложности, пришлось строить временные деревянные баки. Фото: wikipedia.org

Неожиданным образом серьезной проблемой стала вода, даром что вокруг было немало прудов и озер. Увы, они оказались слишком солеными и не годились не только для питья, но и для технических нужд. Пришлось копать на станциях артезианские скважины. Параллельно вода служила причиной и других трудностей — вешнее половодье каждый год добавляло строителям головной боли. Чтобы не дать ему уничтожить плоды трудов, надо было построить водоотводы, которые не дали бы крупным рекам Ишиму, Тоболу, Иртышу размывать дорогу. Для этого инженер Александр Ливеровский разработал особый проект, по которому излишки воды уходили в специально созданные для этой цели котлованы.

Непростая ситуация складывалась и с рабочей силой. С одной стороны, специалисты из европейской части страны ехали в Сибирь достаточно охотно. Плотники, каменщики, кузнецы и слесари пользовались на строительстве особым спросом, и это привлекало людей из самых разных губерний. С другой стороны, нужно было как-то решать вопросы перевозки всех этих людей, куда-то их селить, чем-то кормить, обеспечивать правопорядок. А людей было немало — каждый год на возведении дороги работало порядка 22 тыс. человек.

Условия труда, конечно, оставляли желать лучшего: рабочие теснились в бараках и глинобитных избушках с земляными полами, работали по десять часов в сутки, а то и больше, трудились вручную: лопата, кайло, лом с кувалдой да топор с пилой — вот и весь нехитрый инструментарий. Правда, земляное полотно сооружали уже при помощи грейдера-элеватора на конной тяге, который специально для этой цели выписали из США, но облегчение это было небольшое. Особенно непросто пришлось тем, кто работал на возведении моста через Обь.

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Строительство моста через Обь оказалось непростой задачей. Фото: wikipedia.org

Какой мост построишь, по такому и перейдешь

Прежде всего нужно было создать надежные опоры. Чтобы их построить, трудиться приходилось под водой, в особых камерах-кессонах, сделанных из литого железа. Подводные кессонные работы шли круглые сутки, по четыре смены. Как правило, рабочие предпочитали брать по две смены через раз, и для здоровья это было совсем не полезно. «Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни» от 1895 года приводит такие свидетельства очевидцев: «Войти в кессоны может не каждый, так как вследствие избытка воздуха приходится быть под очень сильным давлением последнего, действующего пагубно на страдающих сердечными болезнями. "Смотри-тка на тот бык, что совсем окончен, поди думаешь, что эти катушки один цемент держит, нет, голубчик барин, их скрепляют слезы вдов и детей, оставшихся от мужичков, пришедших с Волги и Камы на хорошие заработки"».

Ситуацию осложняли временами случавшиеся наводнения и пожары. Так, в марте 1895 года загорелся дощатый барак вокруг опоры. Тогда же случился серьезный паводок с ледоходом, затопивший всю кривощековскую пойму, включая рельсовые подъездные пути. 20 мая пошла ко дну баржа с готовым к работе кессоном. Еще через год, как сообщал «Томский листок», «в постройке моста через Обь произошла непредвиденная остановка. На последней неделе поста от неизвестной причины сгорели леса, окружавшие один из кессонов, причем поврежден и самый кессон. Убыток подрядчика определяют в 155 тыс. руб.».

 Как железной дорогой с Уралом связали Сибирь

  • Для испытания прочности моста по нему одновременно пустили четыре паровоза. Фото: wikipedia.org

Но несмотря на все неурядицы, работа продолжалась. Разработанный профессором Николаем Белелюбским и инженером Николаем Богуславским проект одного из первых в России консольных мостов был воплощен в жизнь в рекордные сроки и при этом оказался весьма надежным. 28 марта 1897 года комиссия Министерства путей сообщения под председательством профессора Белелюбского устроила ему испытания — на мост одновременно пустили четыре паровоза, каждый из которых весил 51,5 тонны. Мост с успехом выдержал экзамен и 5 апреля уже был открыт для поездов. Съехавшиеся на его строительство крестьяне и рабочие так и остались жить в возникшем поселении. Оно через некоторое время выросло в город Новосибирск, который днем своего основания считает 30 апреля — именно в этот день в 1893 году прибыла первая партия рабочих для возведения жилья, предназначенного для строителей моста.

Сооружение Западно-Сибирской железной дороги заняло три года, что было по тем временам невероятно быстро. В октябре 1894 года первый поезд прибыл в Омск, год спустя началось движение между Омском и Кривощековом, еще год спустя, 15 октября 1896 года, магистраль сдали в эксплуатацию и она начала работать в полную силу.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз