НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Как народ-богоносец стал народом-атеистом

02 Февраля 2018 г.

revolyciy 17

Сто лет назад Совнарком принял декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах – об отделении церкви от государства, а школы от церкви. А потом началось преследование церкви и религии... О том, как народ-богоносец стал народом-атеистом, размышляет Леонид Млечин в "Аргументах недели".

Временное правительство в марте 1917 г. освободило солдат от обязательного исполнения религиозных обрядов и таинств. Из солдат православного вероисповедания на Пасху 2 апреля причастился лишь каждый десятый. А ещё годом раньше, на Пасху 1916 г., причастились почти все. Народ-богоносец стал народом-атеистом?

воинствующий атеизм

НА ПОЛОЖЕНИИ церкви пагубным образом сказались слишком тесные отношения с государственным аппаратом. Священнослужители привыкли подчиняться начальству и одобрять решения власти. Сменилось начальство – стали превозносить новое. Но быстрая смена вех не помогла. Церковь воспринималась как часть прежнего режима.

Религии не место в школе

11 декабря 1917 г. Совет народных комиссаров переподчинил 40 тыс. церковно-приходских школ правительству. Нарком государственного призрения Александра Коллонтай распорядилась:

«Закон Божий служит предметом изу-
чения только для желающих всесторонне усвоить историю происхождения религий и ознакомиться с философией существующих вероучений. Никакое принуждение к посещению уроков Закона Божьего больше допущено быть не может. Начальство всех учебных заведений не должно препятствовать выраженному желанию воспитанников и воспитанниц о выходе из религии».

Заместитель наркома просвещения и жена вождя Надежда Крупская отстаивала принцип светской школы, писала в ЦК: «Попам не место в школе». В один из январских дней 1918 г. Ленин позвонил Крупской: его просили разрешить священникам вести уроки Закона Божьего если не в школах, раз это запрещено декретом, то хотя бы в церквях.

– Нет, мы не можем допустить преподавание Закона Божьего даже в церквах, – ответила Надежда Константиновна. – Я категорически против.

Большевики твёрдо проводили свою линию: запретить преподавание любых вероучений и освободить молодёжь от влияния церкви.

Они продолжали верить!

Для церкви приход большевиков и начавшаяся затем Гражданская война были событиями катастрофическими. Храмы опустели. Патриарха Тихона арестовали. Потом выпустили, но чекисты продолжали неустанно работать против церкви.

В декабре 1920 г. заведующий секретным отделом ВЧК Тимофей Самсонов доложил создателю ведомства госбезопасности Феликсу Дзержинскому: «До сих пор ВЧК занималась только разложением православной церкви как наиболее могущественной и большой,[end_short_text] чего не достаточно, так как на территории республики имеется ещё ряд не менее сильных религий, каков ислам и пр., где нам также придётся шаг за шагом внести то же разложение, что и православной церкви».

В борьбе с религией и церковниками развернулись молодые строители коммунизма. В Воронежской области вспоминают, как действовали комсомольцы:

«Организовали струнно-духовой оркестр и в каждый религиозный праздник, когда народ шёл в церковь, устраивали концерты на паперти и крыльце бывшей церковно-приходской школы. Звуки, которые выводили музыканты, заглушали звон колоколов. Комсомольцы сочиняли частушки про попа и церковь и пели их под балалайку со сцены. А когда в Новом Курлаке сгорела красивая деревянная церковь, не скрывали своей радости».

воинствующий атеизм

Церковь жестоко преследовали, и мир ужасался отношению советской власти к религии. Когда в ноябре 1933 г. в Вашингтоне начались переговоры о восстановлении разорванных после революции дипломатических отношений, советского наркома иностранных дел Максима Литвинова принял президент Соединённых Штатов Франклин Рузвельт. Он сразу заговорил о том, что религиозные свободы в России – базовое условие для переговоров об установлении дипломатических отношений.

– Ну, хорошо, Макс, – сказал наркому Рузвельт, – смотрите, через какое-то время настанет вам срок умирать, и что, Макс? Вы вспомните своих родителей – хороших набожных людей, которые верили в Бога. Я уверен, они и вас научили молиться.

Литвинов покраснел, как рак, не зная, что ответить. Рузвельт продолжал как ни в чём не бывало:

– Сейчас вы считаете себя атеистом. Но я говорю вам, Макс, когда придёт время умирать, вы будете думать о том, чему вас учили ваши отец и мать...

В 1937 г. провели Всесоюзную перепись населения. Партийный аппарат был неприятно удивлён: после двадцати лет советской жизни верующими считали себя 45% мужчин и 77% женщин.

Замнаркома Надежда Крупская откликнулась на эти цифры в газете «Известия»:

«Недавняя перепись показала, что массы, и особенно женщины, были встревожены параграфом опросного листа, касающимся религии. Большинство тех, кто давно не придерживается обрядов, не решились написать «неверующая» и в конце концов написали «верующая».

Скорее было наоборот: удивительным образом при накале антирелигиозной пропаганды и репрессий против церкви столько людей назвали себя верующими! Но лицемерие давно восторжествовало, писали и говорили то, что считалось правильным.

Под присмотром чекистов

Во время войны Сталину пришлось умерить гонения на религию и церковь. Казённые лозунги не работали. За колхозы красноармейцы сражаться не хотели. В отчаянии вождь обратился за помощью к тем, кого старательно гнобил, в том числе к церкви и священникам, чтобы они благословили красноармейцев на смертельный бой.

Кроме того, союзные отношения с Соединёнными Штатами и Англией требовали внешней терпимости к церкви. Все антирелигиозные газеты и журналы закрылись. На нескольких языках отпечатали книгу «Правда о религии в России» – для внешнеполитической пропаганды. И наконец, на советских чиновников, несомненно, давило то, что немцы на оккупационных территориях открывали храмы и разрешали богослужения.

Но партийно-советский аппарат воли священникам не давал, посещение церкви трактовал как криминал. За всеми церковными делами присматривали чекисты.

Нарком госбезопасности Всеволод Меркулов инструктировал местные аппараты: «Обеспечить неослабное агентурное наблюдение за деятельностью духовенства православной церкви... Каждую вновь открываемую церковь обеспечивать проверенной агентурой из числа духовенства или церковного актива».

Когда было принято решение провести в начале 1945 г. Поместный собор Русской православной церкви, чекисты получили новое указание наркомата госбезопасности:

«Приступить к подбору кандидатов для участия на Соборе из числа духовенства и мирян, наметив с этой целью лиц, имеющих религиозный авторитет среди духовенства и верующих и в то же время проверенных на агентурной или патриотической работе. Важно обеспечить, чтобы в числе намеченных кандидатов преобладали агенты НКГБ, способные провести на Соборе нужную нам линию».

После войны Сталин опять стал давить церковь. 10 августа 1948 г. заместитель председателя Совета министров маршал Ворошилов разрешил открыть 28 православных храмов. Сталин распорядился всё отменить, а Ворошилова наказал.

28 октября последовало постановление Политбюро:

1. Указать тов. Ворошилову на то, что он поступил неправильно, подписав распоряжения Совета министров СССР об открытии церквей и молитвенных зданий в ряде населённых пунктов.

2. Отменить подписанные т. Ворошиловым распоряжения Совета министров СССР.

Только что открытые церкви закрылись. И ни один новый православный храм не был открыт. В 1949 г. стали закрывать и ранее открытые церкви. До смерти вождя успели больше тысячи храмов передать под клубы и склады.

Так продолжалось до перестройки. В мае 1967 г. председателем КГБ СССР назначили Юрия Андропова. Через месяц он отправляет записку в ЦК, в которой живописует действия подрывных сил, направленные «на создание антисоветских подпольных групп, разжигание националистических тенденций, оживление реакционной деятельности церковников и сектантов». В июле 1967 г. образовали Пятое управление КГБ (борьба с идеологическими диверсиями). 4-й отдел ведал церковными делами.

Религию и церковь вернул России только Михаил Сергеевич Горбачёв.

Леонид Млечин, "Аргументы недели"

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.