ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как на Руси становились случайными родственниками

По инф. cyrillitsa.ru   
21 Августа 2022 г.
Изменить размер шрифта

Стать случайными родственниками, не объединенными кровными узами, русские люди могли по разным причинам. Существовали даже такие необычные виды родства как пищевое или молочное.

Как на Руси становились случайными родственниками

Свадебное родство

Наиболее распространённым способом обзавестись случайными родственниками была свадьба, после которой два несвязанных кровными узами клана вне зависимости от собственных пожеланий автоматически превращались в родных.

Сразу после этого радостного события у новобрачных появлялось немалое количество новой родни, каждый представитель которой имел своё исторически устоявшееся «звание». Этих названий по степени родства так много, что порой без шпаргалок и не припомнить, кто кому кем приходится.

Обычай обозначать родню определёнными терминами пошёл из царской Руси, так как в стародавние времена родство после брака расширялось в разы и большинство новых родственников проживало в пределах одного селения. Эта традиция помогала выделять сватов среди односельчан, которые зачастую носили многократно повторявшиеся имена.

Сводное родство

Обрести случайных родственников можно после вступления матери или отца детей в повторный брак. В этой ситуации ребятишки, рождённые в предыдущих отношениях родителей, становились друг для друга сводными братьями и сёстрами.

Не имея генетической идентичности, они по воле случая превращались в родственников, которых связывал только брачный союз их родителей.

Однако такое положение вещей сохранялось только до момента появления в новообразованной семье общего ребёнка. В этом случае у тех чад, у кого общая мать появлялся единоутробный брат или сестра, а у кого один отец — единокровный родственник.

А самое интересное состоит в том, что всего через поколение все потомки сводных родственников обретали между собой кровное родство.

Пищевое родство

В древности у славян существовало так называемое пищевое родство, приравнивавшееся к кровному родству. В старину в деревнях частенько устраивали общинный пир в складчину, который именовался братчиной, так как после него все трапезники становились друг другу братьями.

Исходя из него, все те, кто вместе вкушал пищу, считались родственниками, между которыми запрещался брак. Помимо этого любой, кто обижал пищевого родственника, удостаивался серьёзного наказания, а за его убийство действовали согласно правилам «кровной мести».

Разновидностями пищевого родства было молочное родство.

Молочное родство

Случайными родственниками во все времена становились те, кто, будучи не связанными генетическими узами, были вскормлены молоком одной женщины. В век отсутствия заменителей грудного молока, небиологическая родительница становилась единственным спасением для новоявленных мамаш, не имевших молока или по тем, или иным причинам не желавших кормить грудью собственное чадо.

Кормилица, обычно происходившая из непривилегированного сословия, делясь своим молоком, не только зарабатывала денежные средства, но и закладывала новые родственные связи.

Все дети, питавшиеся молоком одной кормилицы, считались молочными родственниками вне зависимости от их социального статуса. Именно по этой причине в народном лексиконе закрепилась пословица: «Не та мать, что родила, а та, что молоком вскормила».

Крёстное родство

Помимо биологических родителей у русских, прошедших обряд крещения, появлялись крёстные отец и мать. Если родные предки ответственно подходили к выбору духовных родителей для своих чад, то у детей появлялись осознанные или нарочные родственники, но нередки были эпизоды, когда в роли крестных выступали малознакомые люди. В последнем случае крестное родство было неосознанным.

Зато крёстные родители в любом случае становились случайными родственниками, поскольку в русской православной традиции запрещалось приглашать на эту важнейшую должность людей, не состоящих в брачных отношениях.

Приняв ребёнка из крестильной купели и став его духовными родителями, несущими за него ответственность перед Богом, крёстная и крёстный и после совершения обряда не имели права на создание общего семейного союза.

Само собой, крёстное родство, исключавшее возможность вступления в брак, связывало крёстных и восприемников.

Этот церковный постулат имеет яркое историческое подтверждение, отсылающее к временам правления великой княгини Ольги, которая первой на Руси приняла Святое Крещение.

Согласно летописи, пленённый красотой русской княгини император Константин VII Багрянородный предложил ей руку и сердце, но она отказала ему, сославшись на то, что он является крещёным христианином, а она нет. И тогда константинопольский правитель разрешил ей креститься, а она потребовала, чтобы он стал её крёстным отцом. Околдованный скорым исполнением мечты, он согласился, забыв, что в таком случае потеряет право на вступление с ней в брак. Этим обстоятельством и воспользовалась княгиня Ольга, которая после обряда отказала Константину VII, законно сославшись на связавшее их духовное родство.

Побратимство – посестримство

В качестве одной из форм ритуального некровного родства русские признавали побратимство (в редких случаях посестримство), подразделявшееся на народное и церковное.

Народное побратимство было двух типов — нарочное и случайное.

Нарочное братание наступало тогда, когда генетически не связанные люди, осознанно обменявшись нательными крестами, становились «братьями (сёстрами) по Богу». Со времён раннего христианства это называлось крестным братством. Кроме того, оно было по поцелую, по крови, по обету, по клятве над домашним очагом, по совместному хождению за русальной целебной травой.

Побратимство случайное вступало в силу при вышеупомянутом молочном родстве, а также вследствие заключения брака между вдовой и братом покойного мужа. К нему же прибегали, если одному из близнецов угрожала смерть. Чтобы избежать её и обмануть судьбу, спасаемое чадо «роднили» с другим человеком.

Церковное побратимство тоже делилось на нарочное и случайное. Первое наступало, когда люди сознательно братались по клятве, по Евангелию и по молитве.

Второе церковное побратимство было случайным и наступало вследствие совместного паломничества в святые места, в результате общего купания в крещенской иордани или в результате крещения в одной и той же воде. Случайное побратимство происходило и при посещении церковных служб, в ходе которых священнослужители по древней традиции обращались к мирянам не иначе как братья и сёстры.

Усыновление

Стать случайными родственниками можно было и при усыновлении детей, которые остались без попечения генетических родителей. В императорской России подобные отношения назывались гражданским родством, а в Советском союзе – искусственным родством. Благодаря усыновлению между ребёнком и усыновителями устанавливались правоотношения, которые были аналогичны тем, что существовали между людьми в обычной семье.

Переместимся в современную жизнь. Она сейчас настолько динамична, и разных возможностей для дистанционного общения так много, что даже близкие родственники могут месяцами, а где и годами не видеть друг друга. А тем более молочные, крестные... Некоторые родные придумывают даже своеобразный "день семьи", чтобы воочию, наконец, в эту дату лицезреть тек, кто к ней принадлежит, поделиться событиями, что-то узнать, в общем, вдосталь пообщаться с людьми из своего клана напрямую.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.