НА КАЛЕНДАРЕ

Как металлы и камни использовали в бытовой магии на Руси

Маргарита Ковынева, culture.ru   
06 Апреля 2022 г.

Наши предки верили, что лечиться можно не только травами и заговорами, но и с помощью камней и металлов. Считалось, что они оберегают от смерти, болезни, старости и бедности, а потому их часто упоминали в заговорах, песнях и сказках, использовали в обрядах и повседневной жизни. Как платок с золотой вышивкой сохраняет молодость, алмазы защищают от дурного глаза, а магнит проверяет крепость чувств в семье?

Как металлы и камни использовали в бытовой магии на Руси

Небесная громовая стрела от сильной боли

В бытовой магии на Руси часто использовали камни. Как правило, способ применения был связан с их свойствами. Холодные и тяжелые камни, например, клали на грядку: чтобы капуста росла крепкой. Другим известным свойством была неподвижность. Суеверные люди считали, что камни могут останавливать опасности и болезни. Минералы и самоцветы часто становились оберегами. Магические и лечебные качества камней описаны в старинных литературных памятниках — травниках и лечебниках, например в «Благопрохладном вертограде».

Часто деревенские знахари лечили больных громовым камнем, его еще называли грозовой, или громовой, стрелой. По поверьям, в него превращалась молния, которая ушла в землю. В народе считали, что гром возникал, когда святой Илия Пророк мчался по небу на огненной колеснице. А молнии он метал в дьявола. Но тот прятался, принимал форму разных предметов, забирался в дерево или человека. Огненная стрела Илии попадала в дьявола, а после уходила в землю, где ее находили спустя несколько лет в виде камня.

Историки полагают, что громовыми стрелами могли становиться древние кремниевые наконечники стрел и копий, которые отыскивали люди, расплавленный молнией песок, окаменевшие остатки белемнитов — древних моллюсков. Этнограф Михаил Чулков писал, что такой камень вымачивали в воде, которой затем обливали человека: считалось, что это облегчает сильные боли. В некоторых регионах знахари обводили камнем болезненные участки на теле.

Крепкий алмаз для защиты и волшебный алатырь для любви

Алмаз в древних лечебниках описывали как камень твердый и крепкий, который не горит в огне и не поддается разрушению. Отмечали, что эти минералы не бывают крупнее лесных орехов, а находят их в арабских странах. Считалось, что алмаз защищает воина от врагов и нечистой силы, носить его следовало на голове или на оружии. Также, по поверьям, он отгонял дурные сны и помогал распознавать яд: если поднести минерал к отравленной пище или напитку, камень изменит цвет или запотеет.

Также в травниках упоминался магнит. Особо отмечалось, что его добывали в Индии. Из-за способности притягивать предметы его применяли в любовной магии. Верили, что, если жена носит магнит при себе, она будет мила мужу. Существовала даже примета, как проверить верность супруги: положить камень жене под подушку. Верная — во сне обнимет мужа, а неверная — упадет с кровати.

Еще в фольклоре встречался волшебный алатырь — бел-горюч камень. Его использовали в любовных и приворотных заговорах. По легенде, алатырь находится на острове в центре океана или же лежит на дне морском. Владимир Даль в Толковом словаре писал, что алатырь — это, вероятно, янтарь.

Заговор на любовь

На море на Океане есть бел-горюч (светящийся) камень Алатырь, никем неведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу (на такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги.

Из книги Михаила Забылина «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

В народных сказках встречались драгоценные камни и металлы. Сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг дополняли сияние золота и серебра, украшали одежду героев, головные уборы, оружие и подчеркивали красоту сказочного быта. Часто с ними сравнивали облик персонажа, например «глаза как изумруды» или «как сапфиры».

Злато, серебро и железо для крепкого здоровья, красоты и богатства

Металлы в народе связывали с потусторонним миром, с лечебной магией, их наделяли силой оберега. Обработка металла, как и выпечка хлеба, считалась сакральным, таинственным делом. Главными в народной культуре считали золото, серебро, железо и медь.

Золото символизировало богатство, красоту, долговечность и удачливость. В фольклоре оно упоминалось часто: в текстах заговоров, в песнях и колядках. Металл соотносили с огнем и светом, что нашло отражение в загадке «Что горит без пламени?». В другой загадке — «Полна коробочка золотых воробышков» — его сравнивают с горячими печными угольками.

В старинных сказках дорогой металл символизировал также иной, потусторонний мир, тридесятое государство, далекую волшебную страну. В ней возвышались золотые дворцы, а герой должен был привезти оттуда золотохвостого оленя или златогривого коня. Жители этой земли имели и другие драгоценные атрибуты иного мира: колесницу, трон, оружие, перо жар-птицы.

Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный...

Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

В некоторых районах России девушкам на совершеннолетие дарили платок, украшенный золотной вышивкой — узором из позолоченных нитей. Считалось, что он не только защищает хозяйку, но и продлевает ее молодость, сохраняет здоровье и красоту. В Великий четверг на Страстной неделе «умывались с золота» или «с серебра»: в воду клали золотой предмет или серебряную ложку. Верили, что это тоже помогает сохранить здоровье и цветущий внешний вид, а еще — притягивает богатство.

Благородным металлам принадлежит одна из самых видных ролей в системе языческих верований. Язык и мифы приписали им способность светить и гореть, поставили их в ближайшее соотношение с божествами света и наделили целебною силою. Доставляя человеку много жизненных удобств, металлы эти представлялись ему божественным даром.

Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»

Серебро, как и золото, символизировало чистоту, красоту и здоровье — в основном потому, что потемневший металл легко можно было очистить. Также его использовали в обрядах для хорошего урожая и достатка в доме. По предметам из серебра определяли судьбу человека. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описывал народную примету: если серебряный предмет, который принадлежал военному или страннику, потускнел, значит, человек погиб или попал в опасную ситуацию.

Кроме драгоценных металлов в народных заговорах упоминали железо. Его прочность соотносили со здоровьем. Железные иглы, топоры, ножи, подковы и замки с ключами часто служили людям оберегами. Считалось, что железо чуждо колдовству. Потому железными орудиями не выкапывали на Ивана Купалу магические травы, иначе, по легенде, они теряли свойства.

Волшебные свойства металла связывали с потусторонней силой, как и кузнецов, которые с ним работали. Сложное кузнечное дело для селян было подобно колдовству: мастера с помощью огня переводили железо из одного состояния в другое и создавали новые предметы, без которых не обходилось ни одно хозяйство.

Современный рынок волшебных услуг тоже активно использует металлы и камни. Только много в обществе магов и чародеев шарлотанов, которые просто-напросто могут надуть своего клиента. Деньги человек потратит, метталы и золото в обрядах будут присутствовать, а в итоге ничего из желаемого и ожидаемого не произойдет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.