ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как металлы и камни использовали в бытовой магии на Руси

Маргарита Ковынева, culture.ru   
06 Апреля 2022 г.
Изменить размер шрифта

Наши предки верили, что лечиться можно не только травами и заговорами, но и с помощью камней и металлов. Считалось, что они оберегают от смерти, болезни, старости и бедности, а потому их часто упоминали в заговорах, песнях и сказках, использовали в обрядах и повседневной жизни. Как платок с золотой вышивкой сохраняет молодость, алмазы защищают от дурного глаза, а магнит проверяет крепость чувств в семье?

Как металлы и камни использовали в бытовой магии на Руси

Небесная громовая стрела от сильной боли

В бытовой магии на Руси часто использовали камни. Как правило, способ применения был связан с их свойствами. Холодные и тяжелые камни, например, клали на грядку: чтобы капуста росла крепкой. Другим известным свойством была неподвижность. Суеверные люди считали, что камни могут останавливать опасности и болезни. Минералы и самоцветы часто становились оберегами. Магические и лечебные качества камней описаны в старинных литературных памятниках — травниках и лечебниках, например в «Благопрохладном вертограде».

Часто деревенские знахари лечили больных громовым камнем, его еще называли грозовой, или громовой, стрелой. По поверьям, в него превращалась молния, которая ушла в землю. В народе считали, что гром возникал, когда святой Илия Пророк мчался по небу на огненной колеснице. А молнии он метал в дьявола. Но тот прятался, принимал форму разных предметов, забирался в дерево или человека. Огненная стрела Илии попадала в дьявола, а после уходила в землю, где ее находили спустя несколько лет в виде камня.

Историки полагают, что громовыми стрелами могли становиться древние кремниевые наконечники стрел и копий, которые отыскивали люди, расплавленный молнией песок, окаменевшие остатки белемнитов — древних моллюсков. Этнограф Михаил Чулков писал, что такой камень вымачивали в воде, которой затем обливали человека: считалось, что это облегчает сильные боли. В некоторых регионах знахари обводили камнем болезненные участки на теле.

Крепкий алмаз для защиты и волшебный алатырь для любви

Алмаз в древних лечебниках описывали как камень твердый и крепкий, который не горит в огне и не поддается разрушению. Отмечали, что эти минералы не бывают крупнее лесных орехов, а находят их в арабских странах. Считалось, что алмаз защищает воина от врагов и нечистой силы, носить его следовало на голове или на оружии. Также, по поверьям, он отгонял дурные сны и помогал распознавать яд: если поднести минерал к отравленной пище или напитку, камень изменит цвет или запотеет.

Также в травниках упоминался магнит. Особо отмечалось, что его добывали в Индии. Из-за способности притягивать предметы его применяли в любовной магии. Верили, что, если жена носит магнит при себе, она будет мила мужу. Существовала даже примета, как проверить верность супруги: положить камень жене под подушку. Верная — во сне обнимет мужа, а неверная — упадет с кровати.

Еще в фольклоре встречался волшебный алатырь — бел-горюч камень. Его использовали в любовных и приворотных заговорах. По легенде, алатырь находится на острове в центре океана или же лежит на дне морском. Владимир Даль в Толковом словаре писал, что алатырь — это, вероятно, янтарь.

Заговор на любовь

На море на Океане есть бел-горюч (светящийся) камень Алатырь, никем неведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу (на такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги.

Из книги Михаила Забылина «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

В народных сказках встречались драгоценные камни и металлы. Сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг дополняли сияние золота и серебра, украшали одежду героев, головные уборы, оружие и подчеркивали красоту сказочного быта. Часто с ними сравнивали облик персонажа, например «глаза как изумруды» или «как сапфиры».

Злато, серебро и железо для крепкого здоровья, красоты и богатства

Металлы в народе связывали с потусторонним миром, с лечебной магией, их наделяли силой оберега. Обработка металла, как и выпечка хлеба, считалась сакральным, таинственным делом. Главными в народной культуре считали золото, серебро, железо и медь.

Золото символизировало богатство, красоту, долговечность и удачливость. В фольклоре оно упоминалось часто: в текстах заговоров, в песнях и колядках. Металл соотносили с огнем и светом, что нашло отражение в загадке «Что горит без пламени?». В другой загадке — «Полна коробочка золотых воробышков» — его сравнивают с горячими печными угольками.

В старинных сказках дорогой металл символизировал также иной, потусторонний мир, тридесятое государство, далекую волшебную страну. В ней возвышались золотые дворцы, а герой должен был привезти оттуда золотохвостого оленя или златогривого коня. Жители этой земли имели и другие драгоценные атрибуты иного мира: колесницу, трон, оружие, перо жар-птицы.

Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный...

Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

В некоторых районах России девушкам на совершеннолетие дарили платок, украшенный золотной вышивкой — узором из позолоченных нитей. Считалось, что он не только защищает хозяйку, но и продлевает ее молодость, сохраняет здоровье и красоту. В Великий четверг на Страстной неделе «умывались с золота» или «с серебра»: в воду клали золотой предмет или серебряную ложку. Верили, что это тоже помогает сохранить здоровье и цветущий внешний вид, а еще — притягивает богатство.

Благородным металлам принадлежит одна из самых видных ролей в системе языческих верований. Язык и мифы приписали им способность светить и гореть, поставили их в ближайшее соотношение с божествами света и наделили целебною силою. Доставляя человеку много жизненных удобств, металлы эти представлялись ему божественным даром.

Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»

Серебро, как и золото, символизировало чистоту, красоту и здоровье — в основном потому, что потемневший металл легко можно было очистить. Также его использовали в обрядах для хорошего урожая и достатка в доме. По предметам из серебра определяли судьбу человека. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описывал народную примету: если серебряный предмет, который принадлежал военному или страннику, потускнел, значит, человек погиб или попал в опасную ситуацию.

Кроме драгоценных металлов в народных заговорах упоминали железо. Его прочность соотносили со здоровьем. Железные иглы, топоры, ножи, подковы и замки с ключами часто служили людям оберегами. Считалось, что железо чуждо колдовству. Потому железными орудиями не выкапывали на Ивана Купалу магические травы, иначе, по легенде, они теряли свойства.

Волшебные свойства металла связывали с потусторонней силой, как и кузнецов, которые с ним работали. Сложное кузнечное дело для селян было подобно колдовству: мастера с помощью огня переводили железо из одного состояния в другое и создавали новые предметы, без которых не обходилось ни одно хозяйство.

Современный рынок волшебных услуг тоже активно использует металлы и камни. Только много в обществе магов и чародеев шарлотанов, которые просто-напросто могут надуть своего клиента. Деньги человек потратит, метталы и золото в обрядах будут присутствовать, а в итоге ничего из желаемого и ожидаемого не произойдет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.