ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Где жила в Петербурге литературная богема?

Дарья Мартыненко, culture.ru   
19 Апреля 2022 г.
Изменить размер шрифта

В XIX веке многие отечественные писатели снимали квартиры в доходных домах Петербурга, а после революции жили в коммунальных квартирах, писательских общежитиях и кооперативах. Читайте, где Виссарион Белинский благословил Федора Достоевского, как жители Дома искусств проводили вечера на кухне и зачем писатели-символисты собирались в квартире Мережковских на Литейном проспекте.

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

«Литературный дом» на углу Невского и Фонтанки

Участок на углу Невского проспекта (сейчас дом 68) и набережной Фонтанки в 1820-х годах приобрел купец Федор Лопатин. По его заказу архитектор Василий Морган пристроил к двум четырехэтажным корпусам еще один. Так здание стало одним из самых больших доходных домов в Петербурге: в нем сдавали около ста квартир. Их снимали многие писатели, редакторы и издатели — за это его и прозвали «Литературным домом».

В 1840-х годах здесь жили первый издатель «Литературной газеты» Андрей Краевский, редактор журнала «Современник» Иван Панаев с супругой и влиятельный литературный критик Виссарион Белинский. Он тогда начал работать в журнале «Отечественные записки», редакция которого находилась неподалеку — в доме Лукина (Невский проспект, 44). Павел Анненков в книге «Замечательное десятилетие» так описывал быт Белинского: «В столовой постоянно работал и читал, а диван гостиной служил... ложем при частых его недугах; в кабинет он заглядывал только для того, чтоб достать из шкафа нужную книгу. Две задние комнаты занимала его семья».

Именно в этой квартире критик впервые услышал и похвалил «Обыкновенную историю» Ивана Гончарова и сказал 20-летнему Федору Достоевскому, что он в романе «Бедные люди» «до самой сути дела дотронулся» и может стать «великим писателем». Также в 1842 году Белинский открыл в доме Лопатина свой кружок западников. Его посещали критик Василий Боткин, публицист Александр Герцен, поэт Николай Огарев и другие литераторы.

В 1850-е в дом Лопатина, поближе к возлюбленной Лёле Денисьевой, переехал Иван Тютчев. Тогда же Иван Тургенев написал здесь «Записки охотника». А в конце 1905 года в здании Литературного дома открылось издательство социал-демократической газеты «Новая жизнь», которым руководил Максим Горький.

Дом искусств

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

В ноябре 1919 года шла Гражданская война, в Петрограде выдавали по карточкам продукты, а дров для отопления квартир не хватало. Чтобы спасти «творческую интеллигенцию» от голода, Максим Горький в бывшей трехэтажной квартире купцов Елисеевых (сейчас Невский проспект, 15) открыл Дом искусств — общежитие для писателей и художников. Дом искусств сокращенно называли «диском», а его обитателей — «обдисками». Среди них были писатели Александр Грин, Осип Мандельштам, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Аким Волынский, Екатерина Леткова, Николай Гумилев, Владислав Ходасевич, Владимир Пяст, Виктор Шкловский и Мариэтта Шагинян.

Трехэтажная квартира Елисеевых, которую предоставили Дому искусств, была велика и вместительна. В ней было несколько гостиных, несколько дубовых столовых и несколько комфортабельных спален; была белоснежная зала, вся в зеркалах и лепных украшениях; была баня с роскошным предбанником; была буфетная; была кафельная великолепная кухня, словно специально созданная для многолюдных писательских сборищ. Были комнатушки для прислуги и всякие другие помещения, в которых и расселились писатели.

В Доме искусств проводили творческие вечера, концерты и художественные выставки. А Корней Чуковский и Николай Гумилев вели переводческую и стихотворную студии, где читали лекции начинающим писателям. Однако это была парадная жизнь «диска». По вечерам же его жители собирались на кухне: грелись у плиты, обсуждали литературу и читали свои новые произведения. В комнате писателя Михаила Слонимского проходили закрытые чтения, на которые, по словам Ходасевича, «набивалось человек по двадцать народу: сидели на стульях, на маленьком диване, человек шесть — на кровати хозяина, прочие — на полу». Именно так образовалась литературная группа «Серапионовы братья». В нее входили Михаил Зощенко, Лев Лунц, Вениамин Каверин и другие. Свое название «братья» заимствовали из одноименного сборника новелл немецкого романтика Эрнста Гофмана.

Дом искусств просуществовал до 1923 года, а через 10 лет Ольга Форш описала его в романе «Сумасшедший корабль».

Дом Мурузи

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

Еще одна постройка с богатым литературным прошлым — Дом Мурузи на Литейном проспекте (сейчас дом 24). На этом месте в начале XIX века находился особняк графа Николая Резанова. В 1874 году князь Александр Мурузи купил его и перестроил в доходный дом в неомавританском стиле. Заказ выполняли архитекторы Алексей Серебряков и Петр Шестов. В разное время здесь жили многие известные поэты и писатели. Тут Николай Лесков закончил повесть «Левша». А Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус организовали в своей квартире литературный салон, где побывали многие молодые писатели-символисты того времени. Поэт Георгий Адамович вспоминал, что Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей». Также здесь гостили друзья Мережковских — Александр Блок и Андрей Белый.

В 1911 году Николай Гумилев открыл в Доме Мурузи литературную студию «Цех поэтов». Здесь часто бывали Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий — читали друг другу новые стихи и обсуждали их. Так появился кружок акмеистов.

В советское время квартиры в Доме Мурузи стали коммунальными. И в одной из них с 1955 года и до эмиграции в 1972 году жил поэт Иосиф Бродский. В 1885 году, уже в Нью-Йорке, он вспоминал в очерке «Полторы комнаты»: «Моя половина сообщалась с комнатой родителей посредством двух больших, доходящих почти до потолка арок, которые я постоянно пытался заполнить различными сочетаниями книжных полок и чемоданов для того, чтобы отделиться от родителей... Эти десять квадратных метров были моими, и это были самые лучшие десять квадратных метров, которые я когда-либо знал». Сейчас там находится мемориальный музей Бродского.

«Писательский недоскреб» на канале Грибоедова

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

В доме на канале Грибоедова, 9, с конца XIX века жили музыканты Придворного оркестра. А в 1934 году Союз писателей пристроил к нему еще два этажа и переселил сюда из коммунальных квартир некоторых писателей. Они и прозвали дом «недоскребом». Одним из инициаторов создать такой кооператив был Михаил Зощенко. Он и занял самую большую квартиру — в 120 квадратных метров: в ней было пять комнат и два камина. А в самой маленькой, в 23 квадратных метра, поселился Евгений Шварц. Здесь он создал сценарий к фильму Надежды Кошеверовой «Золушка», и именно на размер комнатки ссылался в реплике мачехи: «Королевство маловато, разгуляться негде!» Подоконник на лестнице между этажами называли «клуб Ольги Форш» — писательница часто сидела там, а к ней приходили за советом молодые писатели. Также в «недоскребе» жил Вениамин Каверин, здесь он создал первую часть романа «Два капитана». Затем в его квартире поселился поэт Всеволод Рождественский. Всего в разные годы в доме жило около 130 писателей.

1 декабря 1934 года в Смольном убили лидера ленинградских большевиков Сергея Кирова, началась новая волна репрессий. Изменилась и атмосфера в писательском доме: работники НКВД устроили в доме комнату для допросов, начались доносы. Вскоре арестовали некоторых жителей — поэтов Бориса Корнилова, Николая Олейникова, Николая Заболоцкого. Другие же не закрывали по ночам форточки, чтобы быть готовыми к приближению «черной маруси» — так называли машины, на которых увозили репрессированных.

В 1946 году вышло Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко запретили печатать, и он переехал в маленькую двухкомнатную квартиру, где и прожил свои последние годы. Сейчас там находится литературный музей «ХХ век» и его мемориальная квартира. А в остальном «писательском недоскребе» живут дети и внуки писателей. Лестницы и некоторые входные двери в квартирах сохранились с тех времен.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».