НА КАЛЕНДАРЕ

Где жила в Петербурге литературная богема?

Дарья Мартыненко, culture.ru   
19 Апреля 2022 г.

В XIX веке многие отечественные писатели снимали квартиры в доходных домах Петербурга, а после революции жили в коммунальных квартирах, писательских общежитиях и кооперативах. Читайте, где Виссарион Белинский благословил Федора Достоевского, как жители Дома искусств проводили вечера на кухне и зачем писатели-символисты собирались в квартире Мережковских на Литейном проспекте.

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

«Литературный дом» на углу Невского и Фонтанки

Участок на углу Невского проспекта (сейчас дом 68) и набережной Фонтанки в 1820-х годах приобрел купец Федор Лопатин. По его заказу архитектор Василий Морган пристроил к двум четырехэтажным корпусам еще один. Так здание стало одним из самых больших доходных домов в Петербурге: в нем сдавали около ста квартир. Их снимали многие писатели, редакторы и издатели — за это его и прозвали «Литературным домом».

В 1840-х годах здесь жили первый издатель «Литературной газеты» Андрей Краевский, редактор журнала «Современник» Иван Панаев с супругой и влиятельный литературный критик Виссарион Белинский. Он тогда начал работать в журнале «Отечественные записки», редакция которого находилась неподалеку — в доме Лукина (Невский проспект, 44). Павел Анненков в книге «Замечательное десятилетие» так описывал быт Белинского: «В столовой постоянно работал и читал, а диван гостиной служил... ложем при частых его недугах; в кабинет он заглядывал только для того, чтоб достать из шкафа нужную книгу. Две задние комнаты занимала его семья».

Именно в этой квартире критик впервые услышал и похвалил «Обыкновенную историю» Ивана Гончарова и сказал 20-летнему Федору Достоевскому, что он в романе «Бедные люди» «до самой сути дела дотронулся» и может стать «великим писателем». Также в 1842 году Белинский открыл в доме Лопатина свой кружок западников. Его посещали критик Василий Боткин, публицист Александр Герцен, поэт Николай Огарев и другие литераторы.

В 1850-е в дом Лопатина, поближе к возлюбленной Лёле Денисьевой, переехал Иван Тютчев. Тогда же Иван Тургенев написал здесь «Записки охотника». А в конце 1905 года в здании Литературного дома открылось издательство социал-демократической газеты «Новая жизнь», которым руководил Максим Горький.

Дом искусств

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

В ноябре 1919 года шла Гражданская война, в Петрограде выдавали по карточкам продукты, а дров для отопления квартир не хватало. Чтобы спасти «творческую интеллигенцию» от голода, Максим Горький в бывшей трехэтажной квартире купцов Елисеевых (сейчас Невский проспект, 15) открыл Дом искусств — общежитие для писателей и художников. Дом искусств сокращенно называли «диском», а его обитателей — «обдисками». Среди них были писатели Александр Грин, Осип Мандельштам, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Аким Волынский, Екатерина Леткова, Николай Гумилев, Владислав Ходасевич, Владимир Пяст, Виктор Шкловский и Мариэтта Шагинян.

Трехэтажная квартира Елисеевых, которую предоставили Дому искусств, была велика и вместительна. В ней было несколько гостиных, несколько дубовых столовых и несколько комфортабельных спален; была белоснежная зала, вся в зеркалах и лепных украшениях; была баня с роскошным предбанником; была буфетная; была кафельная великолепная кухня, словно специально созданная для многолюдных писательских сборищ. Были комнатушки для прислуги и всякие другие помещения, в которых и расселились писатели.

В Доме искусств проводили творческие вечера, концерты и художественные выставки. А Корней Чуковский и Николай Гумилев вели переводческую и стихотворную студии, где читали лекции начинающим писателям. Однако это была парадная жизнь «диска». По вечерам же его жители собирались на кухне: грелись у плиты, обсуждали литературу и читали свои новые произведения. В комнате писателя Михаила Слонимского проходили закрытые чтения, на которые, по словам Ходасевича, «набивалось человек по двадцать народу: сидели на стульях, на маленьком диване, человек шесть — на кровати хозяина, прочие — на полу». Именно так образовалась литературная группа «Серапионовы братья». В нее входили Михаил Зощенко, Лев Лунц, Вениамин Каверин и другие. Свое название «братья» заимствовали из одноименного сборника новелл немецкого романтика Эрнста Гофмана.

Дом искусств просуществовал до 1923 года, а через 10 лет Ольга Форш описала его в романе «Сумасшедший корабль».

Дом Мурузи

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

Еще одна постройка с богатым литературным прошлым — Дом Мурузи на Литейном проспекте (сейчас дом 24). На этом месте в начале XIX века находился особняк графа Николая Резанова. В 1874 году князь Александр Мурузи купил его и перестроил в доходный дом в неомавританском стиле. Заказ выполняли архитекторы Алексей Серебряков и Петр Шестов. В разное время здесь жили многие известные поэты и писатели. Тут Николай Лесков закончил повесть «Левша». А Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус организовали в своей квартире литературный салон, где побывали многие молодые писатели-символисты того времени. Поэт Георгий Адамович вспоминал, что Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей». Также здесь гостили друзья Мережковских — Александр Блок и Андрей Белый.

В 1911 году Николай Гумилев открыл в Доме Мурузи литературную студию «Цех поэтов». Здесь часто бывали Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий — читали друг другу новые стихи и обсуждали их. Так появился кружок акмеистов.

В советское время квартиры в Доме Мурузи стали коммунальными. И в одной из них с 1955 года и до эмиграции в 1972 году жил поэт Иосиф Бродский. В 1885 году, уже в Нью-Йорке, он вспоминал в очерке «Полторы комнаты»: «Моя половина сообщалась с комнатой родителей посредством двух больших, доходящих почти до потолка арок, которые я постоянно пытался заполнить различными сочетаниями книжных полок и чемоданов для того, чтобы отделиться от родителей... Эти десять квадратных метров были моими, и это были самые лучшие десять квадратных метров, которые я когда-либо знал». Сейчас там находится мемориальный музей Бродского.

«Писательский недоскреб» на канале Грибоедова

Где жила раньше в Петербурге литературная богема?

В доме на канале Грибоедова, 9, с конца XIX века жили музыканты Придворного оркестра. А в 1934 году Союз писателей пристроил к нему еще два этажа и переселил сюда из коммунальных квартир некоторых писателей. Они и прозвали дом «недоскребом». Одним из инициаторов создать такой кооператив был Михаил Зощенко. Он и занял самую большую квартиру — в 120 квадратных метров: в ней было пять комнат и два камина. А в самой маленькой, в 23 квадратных метра, поселился Евгений Шварц. Здесь он создал сценарий к фильму Надежды Кошеверовой «Золушка», и именно на размер комнатки ссылался в реплике мачехи: «Королевство маловато, разгуляться негде!» Подоконник на лестнице между этажами называли «клуб Ольги Форш» — писательница часто сидела там, а к ней приходили за советом молодые писатели. Также в «недоскребе» жил Вениамин Каверин, здесь он создал первую часть романа «Два капитана». Затем в его квартире поселился поэт Всеволод Рождественский. Всего в разные годы в доме жило около 130 писателей.

1 декабря 1934 года в Смольном убили лидера ленинградских большевиков Сергея Кирова, началась новая волна репрессий. Изменилась и атмосфера в писательском доме: работники НКВД устроили в доме комнату для допросов, начались доносы. Вскоре арестовали некоторых жителей — поэтов Бориса Корнилова, Николая Олейникова, Николая Заболоцкого. Другие же не закрывали по ночам форточки, чтобы быть готовыми к приближению «черной маруси» — так называли машины, на которых увозили репрессированных.

В 1946 году вышло Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко запретили печатать, и он переехал в маленькую двухкомнатную квартиру, где и прожил свои последние годы. Сейчас там находится литературный музей «ХХ век» и его мемориальная квартира. А в остальном «писательском недоскребе» живут дети и внуки писателей. Лестницы и некоторые входные двери в квартирах сохранились с тех времен.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.