ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Французская пресса - о советизации Восточной Европы в 1944-1956 гг.

Изменить размер шрифта

sssr

В 2003 году Энн Аппельбаум уже выпустила книгу на тему ГУЛАГа, в которой были отражены все посвященные советским лагерям интервью и произведения. В своей новой работе «Железный занавес» она занялась рассмотрением формирования диктатуры в странах Восточной Европы с 1944 по 1956 годы. В ней она использует точно такую же методику, опираясь на свидетельства очевидцев, опубликованные работы и архивные данные. В результате мы получаем прекрасный анализ процесса формирования коммунистических режимов в странах за «железным занавесом». Ее исследование касается всей Восточной Европы, однако в первую очередь посвящено Польше (она больше других страдала от советских репрессий), Венгрии (это первый символ советизации) и Восточной Германии (из-за ее особого статуса в советской системе и развернутого на ее территории полицейского аппарата). Анализ других стран (Румыния, Болгария, Албания, Югославия, Чехословакия) носит более поверхностный характер.

Эту увлекательную книгу можно поделить на несколько частей по тематике и хронологии. В ней получили отражение три ключевые фазы: формирование принесенных Красной армией советских режимов с 1944 по 1948 год, их стабилизация с 1948 по 1953 годы и, наконец, сомнения в их жизнеспособности со смерти Сталина до 1956 года. Для описания этого процесса Энн Аппельбаум использует ряд ключевых тем: репрессивная система и ее последствия, насилие, пропаганда и средства убеждения, формирование нормализованных обществ путем построения тотальной утопии коммунистических режимов (что проявлялось на самых разных уровнях, от градостроительства до повседневной жизни).

История стран Восточной Европы – это, в первую очередь, история репрессий против некоммунистов, будь то элита или простые слои населения. Задачей этих ставших продолжением государственного ленинизма репрессий было строительство социализма и создание нового человека, так называемого «гомо советикус», который был синонимом отсутствия индивидуальности и инициативы.

После поражения нацизма красноармейские танки привезли с собой новую элиту, которая прошла школу сталинизма и во многих случаях училась в Международной ленинской школе, занимавшейся подготовкой кадров для международного коммунистического движения. Это относится, например, к Эриху Хоннекеру (глава Союза свободной немецкой молодежи, аналога советского комсомола), Эриху Мильке (начальник Штази) и Хайнцу Хоффману (представитель армейского руководства). Подобные примеры встречаются повсюду в Восточной Европе. Основные руководители Коминтерна становились лидерами и членами правительств формировавшихся народных демократий: Георге Георгиу-Деж и Анна Паукер в Румынии, Ласло Райк и Матьяш Ракоши в Венгрии, Георгий Димитров (бывший генеральный секретарь Коминтерна) в Болгарии. Их поддерживало руководство политической полиции во главе с Виктором Абакумовым (операциями на местах распоряжался Иван Серов) и другие подготовленные в СССР государственные деятели вроде Рудольфа Гарасина, который принес в Венгрию аналог ГУЛАГа.
Этот страшный тандем власти и полиции считал себя вправе чинить насилие во имя марксизма. Руководство могло спокойно заниматься реализацией репрессивной политики: устранением оппозиционеров, этническими чистками (это относится, например, к депортации немцев из Румынии и Венгрии), массовым переселением людей.

Далее автор рассказывает о средствах контроля над населением с помощью классического для политологического анализа триптиха. Сначала она отмечает роль пропаганды в СМИ и, в первую очередь, на радио. Затем она напоминает о влиянии массовых организаций и контроле над молодежными объединениями, в связи с чем международным фестивалям молодежи отводилось большое место. Наконец, она говорит о целенаправленном разделе экономики в пользу СССР с параллельным формированием модели идеального рабочего: будь то ударник из Гданьска, шатер из ГДР или венгерский металлург – все они были частью процесса создания идеализированной плановой экономики.

После окончательного формирования в народных демократиях начался внутренний регуляционный процесс подобно тому, что существовал в СССР. В книге подробно описываются преследования оппозиционеров и подавление инакомыслия (с зачастую неоднозначной ролью церковных организаций в Польше, Венгрии и Румынии), в которых смешиваются в одно принуждение и приспособление. Кроме того, Энн Аппельбаум рассказывает о создании широкой системы концентрационных лагерей во всех странах восточного блока. Сначала режим подпитывали теории заговора, которые способствовали внутренним процессам в коммунистическом блоке и нередко играли на латентном антисемитизме. И хотя этому репрессивному арсеналу не удалось создать нового человека, он все равно сформировал себе целую группу в большей или меньшей степени преданных служителей, которые в первую очередь стремятся заполучить теплое местечко в существующем режиме. О стену этих самых режимов разбились восстания 1953 и 1956 годов: от их удара по ней пошли трещины, но она так и осталась стоять, так как репрессивный арсенал дал ей средства для выживания.

Книга Энн Аппельбаум объединяет в себе проливающие свет на былые события рассказы и подробное описание основных событий с 1944 по 1956 год. Она легка для чтения, но при этом может служить и настоящим пособием, чему препятствует разве что отсутствие алфавитного указателя в нашем издании. Кроме того, представляет она собой и отражение определенной историографической позиции: автор весьма жестко обходится с некоторыми специалистами и, если верить ей, не без причины. Дело в том, что она идет по следам историков «тоталитарной школы», которые вопреки их зачастую карикатурному отображению ставят на первые места преобразования и конфликты в гражданском обществе коммунистических режимов. Таким образом, ее книгу можно рассматривать как блестящее и талантливое продолжение «Кровавых земель» Тимоти Снайдера.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.