НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-07-03-31-05
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За...
2025-03-11-03-44-32
К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
2025-03-07-02-30-43
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает...
2025-03-13-06-24-14
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь...
2025-03-11-03-52-35
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной...

Двойник Ленина

03 Апреля 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/03-04-lenin как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

lenin 4

16 апреля к Мавзолею на Красной площади снова выстроится очередь - усыпальница откроется после двухмесячного перерыва. Пишет "Российская Газета".

Как живой

Сейчас тело Ленина находится не в бронированном саркофаге, а в ванне со специальным бальзамическим раствором. Эта ванна стоит в соседнем с траурным залом Мавзолея помещении, под гостевыми трибунами.

{gallery}TXTS/2015/03-04-lenin{/gallery}

К 16 апреля ученые завершат плановую профилактику (Мавзолей закрыли 16 февраля), и доступ к телу вождя мирового пролетариата будет возобновлен. Как и раньше: он будет открыт пять дней в неделю (кроме понедельника и пятницы) с 10.00 до 13.00. Вход в усыпальницу со стороны Никольской башни Кремля через рамку-металлодетектор. Пускают бесплатно. Есть ограничения по проносимым вещам: запрещены фото и видеоаппаратура, оружие, громоздкие сумки.

Каким бы полярным ни было отношение к Ленину, но желающих взглянуть на его тело очень много. В среднем за год паломничество или экскурсии (как это расценить, зависит от политических или религиозных взглядов посетителя) совершают до 400 тыс. человек. Если учесть, что Мавзолей открыт всего три часа в день, и отнять выходные и праздники, то получается, что у тела Ильича за минуту проходят 10 посетителей.

Можно считать Ильича кем угодно - хоть величайшим революционером и другом сирот, хоть кровавым гением, но паломничество к телу говорит о том, что он народу интересен. В любом качестве.

Но самое важное - на Красной площади лежит настоящий Ленин. А не его канонический образ, который мы знаем по портретам, памятникам и фильмам.

Напрашивается вопрос: а что, они так уж серьезно отличаются?

Да еще как! Ведь самые знаменитые портреты Ленина рисовали с совершенно другого человека.

Растворился в образе

Владимир Ильич Ленин умер после долгой болезни 21 января 1924 года.

Канонизация образа в эпоху, когда еще не было телевидения, имела свою специфику: потребовалось невероятное количество образов вождя. Но портреты и памятники требовалось с кого-то ваять, а творить по фотографиям (посмертных масок было всего две) многие художники и скульпторы не могли. Или не хотели. И тогда началась эпоха "двойников".

Самый популярным и востребованным был юрист Иосиф Ариевич Славкин, уроженец города Стародуба Черниговской губернии. В начале 1920-х он переселился в Москву. Скромно трудился в рядовой адвокатской конторе: громких дел не вел, особого внимания к себе не привлекал. Но сослуживцы как-то обратили внимание на сходство Славкина с вождем. Сначала Славкина приглашали играть Ленина в любительских спектаклях. Но Иосиф Ариевич настолько вжился в образ, что стал копировать прототипа и в повседневной жизни: походку и жестикуляцию, запоминал ленинские фразы, носил пиджаки и галстуки "как у Ленина", изучал документальные съемки выступлений вождя.

Вскоре Славкин стал востребованным натурщиком самых известных московских художников того времени: Нюрнберга, Финогенова, Одинцова, Налбандяна, Иогансона, Васильева. Со временем он уже ощущал себя не просто популярным натурщиком и двойником, но даже объявил себя соратником вождя. Потом вжился в образ уже настолько, что стерлись последние грани между вымыслом и действительностью. Славкин-Ленин рассказывал журналистам о том, как жил и работал с Ильичом в эмиграции, как работали вместе в правительстве...

Дошло до того, что художник Нюрнберг с натурщиком Славкиным нахально предложили рисунки "Ленин в период эмиграции" (Ленина писали, само собой, со Славкина) в Центральный Музей В.И. Ленина. Рисунки были отвергнуты как "извращающие образ В.И. Ленина".

Впрочем, творцов в те годы это уже не останавливало. В Центральный музей для экспозиции предлагали даже скульптуры Ленина. Но их отвергли: руководство музея уже было в курсе, что каменного вождя ваяли с натурщика Славкина.

В письме в ЦК партии директор Центрального музея Ленина тов. Беляков написал: "Тип Славкина пользуется успехом среди некоторых художников. И эти художники явно извращают образ Ленина".

Тем не менее Славкин вошел в историю. Почему? Ответ простой: увековечивание Ленина набирало обороты, творцам для вдохновения позарез были нужны двойники Ленина.

Показательно, что пишут искусствоведы об одном из зачинателей методов соцреализма художнике Александре Герасимове: "Картина "В.И. Ленин на трибуне" Герасимова звучит как гимн коммунизму и его гению. Герасимов видел В.И. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, но находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица Ленина с должной ясностью. И конечно, для углубленного постижения характеристики лица Ленина ему пришлось изучить многие материалы. Художник познакомился и с документальными фотографическими материалами. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства".

Сильно сказано. Но критики скромно умолчали, что для пламенного образа Ильича фотографий тогда особо и не потребовалось - даже великому Герасимову позировал все тот же Славкин.

Ленин: капитал

К 1940 году Славкин забросил юриспруденцию и работал исключительно "Лениным". Брал за сеанс от 25 до 50 рублей. Много это или мало? Судите сами: тогда бутылка водки стоила 11,5 руб., литр молока - 2 руб., булка хлеба - 1,7 руб., 1 кг говядины - 11 руб., кило картошки - 50 копеек, пара мужских ботинок - 90 руб., а цена пальто и костюма примерно соответствовала средней месячной зарплате - 340 руб.

Жадность псевдо-Ильича не имела границ, и росло его самомнение: уже не только отдельным художникам, но и самым солидным издательствам страны Славкин предлагал серии открыток Ленина. Естественно, в образе Ильича позировал он сам.

На пике карьеры Славкин на позировании зарабатывает по 2-3 тыс. руб. в месяц. И уже полностью отождествлял себя с Лениным.

Историк и писатель Георгий Андреевский так описывает Славкина: "Он мечтает сыграть роль Ленина в кино. Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру "Ленин-вождь", то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину гонорара. Сам Ленин, наверное, никогда бы не смог заключить такого выгодного договора, даже если бы и позировал. Славкин даже жену стал называть Надюшей, а ненавистного соседа по квартире "проституткой Троцким". Тяжелым ударом стала смерть Надежды Константиновны Крупской. Прочтя газету, Иосиф Ариевич долго сидел у письменного стола, готовый принимать соболезнования".

Только после письма в ЦК о наглом двойнике партия решила навести порядок. 13 июня 1941 года вышло распоряжение о том, что выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер, в количестве более 10 экземпляров разрешается исключительно Главлитом.

... Судьба "двойников" Ленина (кроме Славкина были и другие) сложилась совсем не трагично. С ними провели воспитательную беседу и... отпустили.

Славкин сбрил усы и бородку и устроился юристом в "Мясосбыт". Пережил войну, умер в середине 60-х в возрасте 74 лет.

Сегодня, когда мы смотрим на знаковые портреты вождя мирового пролетариата, то видим, конечно, прежде всего эпохальную личность. Но отчасти - и Иосифа Ариевича.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.