ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

Два товарища

Изменить размер шрифта

stalin 1

Чтобы конец года показался менее горьким из-за глобальных драматических событий 2015 года, начиная с трагедии беженцев, гибели невинных людей в терактах, полицейского насилия без малейших мер гражданской предосторожности (как это происходит в разных частях страны) и заканчивая иллюзорными «корректировками», последствия которых обрушиваются на спины бедных и нуждающихся, чтобы придать завершающим моментам этого года по крайней мере побольше «историчности», обратимся к не столь давней эпохе и попытаемся выразить две мысли.

Первая: весьма распространенной ситуацией сегодня является желание сохранить «статус-кво» теми, кто в нем заинтересован, принятие паллиативных мер, которые якобы отвечают насущным потребностям людей — и все это для того, чтобы не затрагивать самого существенного. Так, например, стремятся сократить функции государства и пожертвовать частью государственных услуг для того, чтобы в глобальном плане не брать на себя ответственность за спекулятивную прибыль крупного капитала и в целом непроизводительную прибыль ренты, источником которых являются манипуляции с государственной задолженностью. Они утверждают, что «другой альтернативы не существует».

Вторая мысль заключается в том, что в «политике жертвоприношения» также заинтересованы наиболее привилегированные и состоятельные, и они активно проводят ее, представляя настоящее как единственно возможное и без какой-либо связи с прошлым. Эта позиция позволяет убедить большинство в том, что все зависит от «воли» каждого из нас, происходит здесь и сейчас, без оглядки на интересы общественных классов, чтобы быстро построить лучшую и более стабильную жизнь для всех. И, разумеется, апологеты такой политики отнюдь не собираются отказываться от своих привилегий, будь то в государственном или в частном секторе, непосредственно (или через доверенных лиц) они создают целый ряд «лозунгов», в обмен на которые получают некоторые социальные льготы и политический престиж.

Я надеюсь, что исторические ссылки, представленные в этом тексте, по крайней мере помогут молодым людям не питать иллюзий относительно того оцепенения, в которое неолиберализм стремится ввергнуть настоящее путем преобразования освобождающей энергии, присутствующей в каждом человеческом существе или социальной группе, в привод потребительства и рынка, которые неизбежно приносят разочарование: ведь рынок — как сосредоточение власти — является местом стандартизации неравенства, но отнюдь не справедливости.

В конце концов, жизнь — это не одна только борьба за последние интернет-новшества. Человеческая любовь, отношения солидарности, которые также руководят людьми — помимо войн и стычек между частными лицами — еще не окончательно мертвы и погребены. История показывает, что эти чувства неизменно возвращаются и тревожат нас, «думающих» существ, со времен классической древности. Эти ценности еще живы и будут вновь и вновь проходить испытание на прочность в виду будущих реформ и новых революций. Как — почти буквально — сказал Фолкнер в своей Нобелевской речи: «Я отказываюсь принять конец человека». В другие времена при других обстоятельствах другие люди, с их величием и страданиями, в аналогичных ситуациях действовали по-другому, в защиту гуманности, независимо от своих далеко идущих целей.

Объемный труд «сэра» Уинстона Черчилля (1874-1967) «Вторая мировая война», состоящий почти из 1200 страниц, проливает свет на масштабные политические дилеммы, с которыми приходилось сталкиваться человечеству в ХХ веке. Помимо того, что книга свидетельствует о взаимном восхищении, которое питали друг к другу два главных политических и военных руководителя, нанесших поражение нацизму и фашизму, она показывает, что история всегда значительно богаче, чем мы себе ее представляем, и касается это в том числе ее центральных персонажей. Объединившись против Гитлера, Черчилль и Сталин ко времени окончания войны (когда в отношении новой геополитической ситуации в мире у них стали появляться разногласия) создали нечто большее, чем обусловленное тогдашними обстоятельствами военное соглашение. Они осознавали, каждый по-своему и придерживаясь собственных общественных взглядов, что ни одна страна не способна одержать победу в одиночку. Черчилль говорил, что, «если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере благожелательно отозвался бы о сатане (...)». Когда в 1942 году Черчилль изложил Сталину план открытия второго фронта — операцию «Факел», которая снимала часть нацистского давления на Красную армию — Сталин сказал ему: «Господь да благословит этот проект».

Черчилль считал Сталина (с. 708) «великим революционным лидером, проницательным государственным деятелем и русским воином, с которым на протяжении следующих трех лет он поддерживал тесные и суровые, но неизменно интригующие отношения». В Англии формирование консерваторами и лейбористами коалиционного кабинета, направляющего усилия страны на борьбу с нацистским зверем, находит в лице Уинстона Черчилля и Клемента Эттли (великого лидера социал-демократов Лейбористской партии) двух центральных фигур британского государства. Так, Черчилль является Сталину, предлагая оказать поддержку советским вооруженным силам посредством английского промышленного производства, чтобы согласовать с ним крупномасштабное военное движение и подготовить страну к годам сопротивления и наступления. В ряде случаев Черчилль — понимавший всю необходимость централизации внутренних стратегических решений — произносил изречения, подобные этому: «Я надеюсь, господа, что после длительного периода обсуждений весь мир согласится со мною».

Что касается Эттли — который вскоре после окончания войны наносит поражение консерваторам во главе с Черчиллем и становится премьер-министром (с 1945 по 1951), Черчилль пишет в своих мемуарах (с. 268): «Единственные существовавшие между нами разногласия касались социализма, но и они потонули в пучине войны, подразумевавшей немедленное и полное подчинение личности государству». И далее комментирует (с. 270.): «Единственное, что необходимо добившемуся признания лидеру, это уверенность в своем выборе как в лучшем из возможных или, по крайней мере, способность решить в пользу одной из возможностей».

Правительство Эттли активно внедряло в Англии механизмы защиты государства «всеобщего благоденствия», которые выражались в социальных достижениях (некоторые из них — порожденные единством нации военного периода), которые сохраняются до настоящего времени. После капитуляции Германии Черчилль в письме к президенту Трумэну формулирует тезис о «железном занавесе, опустившемся по линии фронта», уже начиная подпитывать риторику холодной войны. Сталин в свою очередь сравнивает его с Гитлером, тем самым устанавливая враждебность, которая будет сопровождать всю вторую половину ХХ века, до конца СССР. Здесь на смену прежним приходят другие глобальные геополитические переменные, уже определяемые контролем финансового капитала, отделившегося от производства, в странах, находящихся за пределами органического ядра глобального капитализма. Черчилль поддержал взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки и массовое подавление греческого сопротивления, «отставленного в сторону» Сталиным. За последним уже числились московские процессы и преступления насильственной коллективизации. Оба расценивали это как «болезненную историческую необходимость».

26 июля 1945 года, потерпев неожиданное поражение на выборах после политического и военного лидерства в противостоянии Гитлеру, Черчилль в своем публичном общении к британскому народу выразил «глубокую благодарность за серьезную и основательную поддержку», полученную им в годы войны, «и за доброту, проявленную людьми по отношению к их покорному слуге». Он начал свою речь следующими словами: «Подсчитанные сегодня голоса определили решение британского народа. Вследствие чего я слагаю с себя бремя полномочий, которое мне довелось нести в самые мрачные времена».

Вторая половина ХХ века была отмечена войной во Вьетнаме, убийством Кеннеди, закатом эры Миттерана, реформами «тэтчеризма», крахом Советского Союза, победой Манделы, Кубинской революцией, латиноамериканскими диктатурами, революцией гвоздик, концом режима Франко, самоубийством Варгаса, голодом и высокой смертностью в постколониальной Африке. Затем последовала эпоха варварства башен-близнецов, обострение вечной и справедливой борьбы палестинцев за создание независимого государства... и целый ряд других драматических, ярких и страшных событий. И так, постепенно, в ходе этого ослепительного карнавала искусственно созданных эпизодов мы дистанцировались от уроков истории и принялись жить механически, только настоящим. Так, как если бы текущие события не имели никаких связей с прошлым и как если бы каждый момент в настоящем был застывшим и окончательным моментом нашего существования.

То, чем нас в последнее время «кормят» мировые СМИ (и не только в Бразилии), есть идея о том, что сейчас мы переживаем необыкновенный, «переломный» для судеб всеобщей истории момент. С одной стороны — из-за борьбы против «исламского» терроризма, а с другой — в контексте изменений, которым подвергается капитализм, чтобы вступить в заключительную фазу процветания. Эти сообщения, разбросанные по редакционным статьям и колонкам, чьи авторы, похоже, во всем знают толк — начиная с государственного долга и заканчивая сложными вопросами международного права — и приспосабливают собственные взгляды к интересам большого бизнеса, пытаются превратить историческую случайность кризиса капитала в очередную иллюзию его разрешения.

На самом деле, эти предпосылки оказываются совершенно несообразными: во-первых, упомянутую войну нельзя рассматривать как войну против исламского сообщества, это война против террористических групп — и не только исламских — которых вооружает и поощряет своим вмешательством сам Запад. Последний в свою очередь отстаивает собственные геополитические интересы в регионах, богатых запасами ископаемого топлива; во-вторых, предпринимаемые «корректировки» нацелены лишь на то, чтобы страны-должники приспосабливались к новым условиям оплаты государственного долга. Долга, где смешиваются как законные, так и незаконные расходы, процентные ставки и услуги по контракту с процентными ставками и услугами, манипулированными рынком. Доказательством тому служит само признание необходимости изменения коэффициентов его корректировки здесь, в Бразилии, которые существовали на протяжении длительного времени и — незаконно — обернулись жестокими потерями для граждан, исправно платящих налоги.

Начинается новый год. Приготовимся к очередному периоду усталости и «реформ». СМИ будут продолжать единодушно формировать общественное мнение, а мы будем по-прежнему плыть против течения. Но не стоит ожидать скорого «возвращения» гуманистической традиции эпохи Просвещения. Как уже заметил Ален Турен в своей книге «Способны ли мы жить вместе?» (указывая на отстранение форм борьбы, разработанных в промышленном обществе, ввиду новых корпоративных сетей и финансового капитала), «новую борьбу тормозит не столько единство, сколько разнообразие, не столько участие, сколько свобода; страсти разгораются скорее в сфере культуры, чем в сфере экономики» (где все рождается и растет) (...), хотя «проекты по организации коллективной жизни занимают столь же центральное место в жизни каждого, как это было в индустриальном обществе или еще раньше, в период формирования национальных государств».

В воображении всплывает образ, оставленный одним стихотворением Moaсира Феликса (Moacyr Félix) — «Песнью о человеческих превращениях»: «Бесполезно пытаться остановить человека, который способен превратить камень в дорогу, а тело — в бесконечную музыку плоти». Так будем же двигаться вперед. С Новым годом!

Тарсу Женру занимал должности губернатора штата Рио-Гранде-ду-Сул, мэра Порту-Алегри, министра юстиции, министра образования и министра институциональных отношений Бразилии.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?