НА КАЛЕНДАРЕ

Драма и слава рекордного перелета

Михаил ДЕНИСКИН   
14 Сентября 2023 г.

0709 08 1a

1930-е годы. Советская авиация вставала на крыло. И в дальних перелетах мы достигали не только рекордов. На практике проверялись технические качества новых машин и уровень подготовки экипажей – все это подгонялось под требования возможной войны (несмотря на договор о ненападении с рядом стран, войну ожидали, и для советских людей это был лишь вопрос времени).

Экипаж (слева направо): старший лейтенант Марина Раскова, капитан Полина Осипенко, командир Валентина Гризодубова

  • Экипаж (слева направо): старший лейтенант Марина Раскова, капитан Полина Осипенко, командир Валентина Гризодубова

Потому и перелеты являлись серьезными испытаниями, и неудивительно, что их объявляли героическими, а летчиков и конструкторов награждали орденами, премировали автомобилями и деньгами.

Но если что-то выбивалось из плана, то такие факты огласке не предавались. Впрочем, иногда возникшая нештатная ситуация только подчеркивала риск и героизм, заставляла всю страну сопереживать, а в молодых людях будила романтику и любовь к авиации.

Так было с экипажем Гризодубовой.

24 сентября 1938 года самолет «Родина» стартовал из Москвы курсом на Дальний Восток. Женский экипаж должен был установить новый мировой рекорд беспосадочного полета. И. В. Сталин, как известно, по-особому расположенный к советским летчикам, лично опекал перелет Гризодубовой, Осипенко и Расковой.

По его приказу, чтобы сократить маршрут и обеспечить надежное ориентирование, на северной оконечности Байкала (пункт Душкачан) был установлен радиомаяк. Однако неприятности для экипажа начались уже после пролета Новосибирска.

Позже 27-летняя Марина Раскова издаст «Записки штурмана»: в этой книге она, человек педантичный и аккуратный, перелет фиксировала почти по минутам. Спокойно рассказывает она, что вне видимости земли Гризодубова подняла машину на запредельную высоту – 7500 метров. Экипаж надел кислородные маски. Началось обледенение...

По теме:

Увы, в книге вы не найдете некоторых фактов, скрываемых до поры. Например, то, что автор являлась старшим лейтенантом НКВД. Видимо, Гризодубова была не слишком довольна своим штурманом. Позже она говорила: «Если Полина Осипенко была летчиком высокого класса, то Марина Раскова как штурман не имела специального образования и налетала всего около 30 часов. У нее не было ни малейшего представления о полетах в экстремальных условиях и тем более ночью. В наш перелет она была рекомендована...»

Это записал журналист Станислав Глухов, которому Гризодубова поведала потрясающую деталь:

– Провожали нас в то утро на аэродроме и комиссия правительственная, и корреспонденты, и летчики. Смотрю, у Марины глаза огромные от испуга: «Валя, у меня аппаратура не работает…» Я ей: «Скажи, что машины на земле мешают, всему поверят». Нарком оборонной промышленности, к примеру, там был, Каганович, откуда ему радиодело знать? А тут к самолету Картушев, заместитель начальника Гражданского воздушного флота, направляется. Ну, думаю, попались… Командую девушкам: «По местам». Сама на крыло к своей кабине встала, делаю всем рукой: «До свидания!»

Итак, экипаж остался без радиосвязи еще на старте. Когда наступила ночь, в кабине штурмана температура была минус 37. Раскова попросила командира подняться повыше: хотела определить местонахождение по звездам. Когда открыла астролюк, из-за перепада давления ее полетные карты вытянуло наружу. Все! Теперь самолет был глух, нем и слеп...

Но это еще не все. По неизвестным причинам радиомаяк, установленный в эвенкийском селении Душкачан, не сработал. Впрочем, это похоже на выдумку. Скорее всего, маяк работал, но Раскова его не слышала: приемник и передатчик молчали, хотя она несколько раз меняла предохранители и пыталась отогревать аппаратуру своим унтом.

По маршрутному заданию, после Душкачана самолет дожжен был повернуть направо под 90 градусов, выйти на станцию Рухлово (ныне Сковородино) и далее следовать на восток вдоль железной дороги. Но Гризодубова более всего опасалась менять курс наугад, чтобы не пересечь госграницу с Китаем.

Утром 25 сентября экипаж увидел землю (горные кручи), но через полчаса самолет снова вошел в облачность. К полудню облака разомкнулись – внизу простиралось Охотское море. Гризодубова решает идти вдоль побережья, пока достанет горючего: может быть, его хватит до Комсомольска. Но топливо кончилось раньше, за 150 километров до аэродрома. Командир приказывает Расковой прыгать с парашютом: при аварийной посадке самолет может встать на нос – тогда кабину штурмана попросту расплющит.

Раскова прыгает. Скитается по тайге. И лишь на десятый день выходит к лежащему на болоте самолету. Все живы-здоровы...

Тем временем в стране началась незримая тревога. Все сообщения в газеты отменили и до 4 октября упоминать о полете, старт которого так широко освещался, вообще запретили. Решено было отправить спасательные отряды сразу после расчетного времени завершения полета. На поиски мобилизовали больше 50 самолетов, в тайгу вышли десятки поисковых отрядов — военные и гражданские, кто-то на оленях и лошадях, кто-то пешком.

Самолет АНТ-37 «Родина» перед стартом

  • Самолет АНТ-37 «Родина» перед стартом

Самолет был обнаружен 4 октября. Первым «Родину» увидел пилот двухмоторного гидросамолета МП-6 М. Сахаров. Летчицам сбросили записку. На земле стали готовить парашютный десант с врачом и комиссарами, которые должны были зафиксировать показания опечатанных самописцев и установить факт нового рекорда дальности.

К месту вынужденной посадки «Родины» вылетели два самолета – ТБ-3 и ДС-3. Они должны были сбросить десант с врачом и спасательной командой. Летчик Сахаров, также вылетевший к месту посадки, чтобы уточнить обстановку, наблюдал то, что произошло дальше, с высоты.

Вот что он рассказывал: «С высоты увидел «Дуглас», круживший над «Родиной», а на юго-востоке – четырехмоторный ТБ-3, летевший над небольшой долиной. «Дуглас» подходил к ТБ-3 все ближе и вдруг, крылом отрубив ему хвост, упал и взорвался. После удара огромный ТБ-3 пошел вверх, сделал половину петли, в верхней ее точке опустил нос и в перевернутом положении врезался в землю. В момент, когда он переворачивался вверх колесами, из открытых кабин выпали четыре комочка, над ними раскрылись парашюты. Так спаслись командир корабля, второй пилот и два воздушных стрелка. Из «Дугласа» не спасся никто…»

В общей сложности в результате этого столкновения погибли 16 человек. О трагедии нигде не сообщали и даже держали ее в тайне, ведь она омрачит успех советских летчиц. Что испытывали летчицы, невольно повлекшие за собой смерть стольких людей, страшно представить.

Экипаж «Родины» был вывезен с места посадки через пару дней, и 12 октября три летчицы добрались до Комсомольска-на-Амуре. Оттуда по реке до Хабаровска и затем уже в Москву – на поезде.

Рекорд, несмотря на вынужденную посадку и последовавшие трагические события, был засчитан: полностью женский экипаж преодолел маршрут общей протяженностью 6450 км (по прямой – 5947 км) за 26 часов 29 минут. Рекорд был признан международной комиссией ФАИ, а все три летчицы 2 ноября того же 1938 года удостоены звания Героя Советского Союза.

Страна ликовала!

И долгие-долгие годы мало кто знал, что в те дни у военных был траур: при поисках «Родины» в воздухе средь бела дня столкнулись два больших самолета – двухмоторный «Дуглас» и 4-моторный бомбардировщик ТБ-3.

Погибли 16 человек (по неуточненным данным – больше, парашютисты сжигали останки на месте, а вывозили прах), среди которых – командующий ВВС 2-й Армии комдив Я. Сорокин и флаг-штурман ВВС А. Бряндинский (весной того года он с пилотом В. Коккинаки совершили рекордный перелет в 7580 км, за что были удостоены звания Героя Советского Союза)...

Печально, но в полетах «Дугласа» и ТБ-3 уже не было необходимости. Более того, командиры «сами себе» разрешили роковой вылет. Историки выдвигают осторожную версию: мол, тогда каждому хотелось отличиться в поисково-спасательных работах...

22 октября 1938 года в 5 часов 45 минут на перроне ст. Иркутск состоялась встреча с отважными летчицами Валентиной Гризодубовой, Полиной Осипенко и Мариной Расковой. С приветственной речью к ним обратились секретарь Иркутского обкома партии А. Филиппов и красноармеец Сидоров. С ответным словом от имени экипажа выступила Марина Раскова.

А сейчас – внимание: историческая загадка.

В книге «Воздушная гавань Восточной Сибири» (Иркутск, 2005 г.) сказано:

«…в районе Красных казарм была подобрана ровная площадка, с которой начали выполнять полеты. Именно с нее, в 1938 году, в распутицу, рискованно взлетала Валентина Гризодубова.

Очевидцы рассказывали, что самолет медленно бежал по раскисшей полосе, затем в конце, оторвавшись, скрылся в низине, которая уходила к Ангаре. Все думали, что произошло непоправимое. Но нет, уже через минуту самолет появился вновь и, сделав прощальный круг над аэропортом, ушел на Москву…»

Тут впору развести руками.

Первое, что приходит в голову: не напутали ли «очевидцы»? Ведь летчицы возвращались в Москву поездом. Впрочем, направление полосы названо правильно – в сторону Ангары (ныне там, ориентировочно, раскинулся микрорайон Солнечный). Возможно, отремонтированную «Родину» перегоняли с Дальнего Востока домой. Но делала это не Гризодубова, а ее муж, и дело было зимой.

Не исключено, что прославленная летчица, выполняя какое-то особое задание, в ноябре-декабре прилетала в Иркутск (но документального подтверждения этому нигде нет). Да и какие в эту пору могут быть «распутица» и «раскисшая полоса»?

Правда, остается предыдущий 1937 год: той осенью Гризодубова и Раскова на двухместной машине Яковлева летали по прямой из Москвы в Актюбинск, перекрыв женский рекорд американок на 643 километра. Но тогда причем Иркутск?

Если же «очевидцы» все-таки настаивают на героическом перелете именно 1938 года, то получается, что народ ввели в заблуждение: перелет не был беспосадочным, и экипаж в Иркутске останавливался для отдыха и дозаправки.

Кто установит истину?

  • Редакция «МГ» напоминает уважаемым читателям, что книгу Михаила Иннокентьевича Денискина «Летящие» (о секретной перегонке самолетов по трассе Аляска – Сибирь и поиске пропавших без вести летчиков) еще можно приобрести у автора. Его телефон: 89500506572.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.