НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-06-03-37-28
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
2025-05-27-23-42-20
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из...
2025-06-03-11-14-01
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее...
2025-06-02-23-47-38
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...

Долгая дорога домой

22 Декабря 2014 г.

До конца года в морской порт Санкт-Петербурга из Америки должен прибыть легендарный самолет Великой Отечественной войны — истребитель Як-3 Героя Советского Союза Бориса Еремина. 7 ноября в Лос-Анджелесе самолет погрузили в грузовой контейнер и отправили в Россию, которую он покинул почти 25 лет назад.

2

Ферапонт Головатый (справа) передает летчику Борису Еремину (слева) второй самолет. Фото: РИА Новости

В апреле 2014 года к депутату Госдумы от партии КПРФ Ольге Алимовой обратились ветераны Саратовского авиационного завода — Валентин Аристархов и Александр Бернадский с просьбой оказать содействие в возвращении к 70-й годовщине Победы в Россию из США именного самолета Як-3 (№1712), подаренного в 1944 году саратовским колхозником Ферапонтом Головатым летчику-асу Борису Еремину. Ветераны хотели, чтобы раритетный самолет занял почетное место в Музее боевой славы Саратова. Это второй истребитель, переданный Головатым летчику. Первый, Як-1, прямо с фронта был доставлен в Саратов в 1944 году и по сей день хранится в Музее боевой славы на Соколовой горе. У Як-3 иная судьба. В 1991 году легендарный истребитель со звездочками на фюзеляже, каждая из которых символизирует победу в воздушном бою, увезли в США, в музей Санта-Моники (Калифорния). Даже Еремин не сумел добиться возвращения своей знаменитой боевой машины на родину.

Как же получилось, что такой раритет оказался в Америке? По сведениям директора по маркетингу ОКБ им. А.С. Яковлева Анатолия Иванова, в 1991 году в конструкторское бюро обратились представители некой американской компании с просьбой о заключении контракта на изготовление 12 истребителей Як-3. Также они попросили во временное пользование, в качестве промоушена для участия в авиашоу, подлинный экземпляр ЯК-3. Самолет, в котором Борис Еремин признал свою боевую машину, был ранее обнаружен сотрудниками ОКБ в Центральном доме авиации, где тот стоял всеми забытый и разукомплектованный. Истребитель отреставрировали и установили в собственном музее, откуда и переправили за океан. После чего, по всей видимости, о самолете попросту забыли.

3

ЯК-3 в авиационном музее Калифорнии, США. Фото: Jkreet / wikipedia

Ольга Алимова откликнулась на просьбу ветеранов и, в свою очередь, обратилась с официальным запросом в МИД и министерство обороны. В ведомстве Шойгу ответили, что подобная тема не в их компетенции и заниматься ею министерство не будет, а в МИДе к боевой реликвии отнеслись с большим интересом. Был получен положительный ответ от замминистра иностранных дел С.А. Рябкова. МИД привлек к решению этого вопроса Госдеп США и руководство музея Санта-Моники, выразившее готовность вернуть экспонат в Россию. Как сообщалось в официальном письме министерства, «владелец музея признал правомерность наших претензий, но ссылался на то, что по истечении четырех лет, когда самолет мог экспонироваться согласно заключенному в 1991 году контракту с OKБ имени А.С. Яковлева, российская сторона якобы не обращалась по поводу его возвращения. При этом он обязался передать ЯК-3 (№ 1712) в полной сохранности и надлежащей упаковке при условии, что расходы по транспортировке, включая страховку, оплатит российская сторона».

За самолетом отрядили целую делегацию во главе с послом по особым поручениям, ответственным секретарем российско-американской двусторонней президентской комиссии В.Н. Винокуровым. В состав делегации включили специалистов Минпромторга РФ и представителей компании-правопреемника OKБ имени А.С. Яковлева — «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) и корпорации «Иркут». Вскоре депутат Алимова получила ответ за подписью министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. В частности, там говорилось следующее: «Сообщаем, что в результате совместных усилий МИД России, ОКБ им. Яковлева удалось полностью урегулировать с американскими властями вопрос о возвращении боевой реликвии в Россию. В рамках соглашения между российским опытно-конструкторским бюро и руководством авиационного музея Санта-Моники, в котором Як-3 экспонировался с начала 1990-х годов на временной основе, были проведены работы по загрузке самолета в морской контейнер, который был отправлен 7 ноября из порта Лос-Анджелеса в Санкт-Петербург. Прибытие ожидается в конце декабря. После чего ОКБ обеспечит приемку груза и его доставку в конечный пункт назначения в России. Рассчитываем, что возвращенный на Родину Як-3 займет достойное место в одном из российских музеев военной авиации».

4
Ферапонт Головатый
Фото: wikipedia

Саратовский авиационный завод (САЗ), на котором был изготовлен истребитель Як-3, создавался на базе предприятия по производству сельскохозяйственных машин, запущенном в 1929 году. В связи с угрозой военного нападения на СССР в 1937 году Саратовский завод комбайнов переориентировали на производство авиационной техники и позже здесь собирали самолеты опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева — легендарные истребители Великой Отечественной — Як-1 и Як-3.

В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск истребителя Як-1. В октябре 1940-го первые три самолета Як поднялись в воздух. В 1943 году немецкие бомбардировщики в ходе ночного налета разрушили 70 процентов производственных площадей, но коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Только после 80 суток напряженного труда выпуск самолетов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод изготовил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.

В 1942 году колхозник из села Степное Саратовской области Ферапонт Головатый на собственные деньги, вырученные от продажи меда (который в годы войны очень высоко ценился), выкупил на авиазаводе за 100 тысяч рублей самолет Як-1. Газета «Правда» за 18 декабря 1942 года писала: «15 декабря в Саратовский обком ВКП(б) приехал колхозник Новопокровского района Ферапонт Петрович Головатый и заявил секретарю обкома тов. Комарову, что он доставил в Саратов 100 000 рублей. Это личные сбережения тов. Головатого, которые он передает на строительство самолетов в подарок Сталинградскому фронту. В беседе с корреспондентом "Правды" Головатый сказал: "Я решил отдать на строительство самолета все свои сбережения. Советская власть сделала меня — бывшего батрака — зажиточным колхозником. Я заведую колхозной пасекой. Получил за свой труд дополнительно 3 центнера меда. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии. Провожая недавно своих двух сыновей и трех зятьев на фронт, я дал им наказ: "Бить, беспощадно бить немецких захватчиков!" А со своей стороны я обещал детям помогать Красной Армии колхозным самоотверженным трудом».

Надо сказать, что Ферапонт Петрович был не просто колхозником-пасечником, «батраком», как он себя называл. Он родился 24 мая (5 июня) 1890 года на Украине в Полтавской губернии, в крестьянской семье. В 1910-м был призван в армию и благодаря своему высокому росту и физической силе попал в лейб-гвардию Его Величества кирасирского полка. Нес караульную службу в Царском Селе и у Зимнего дворца. В августе 1914 года с пулеметной командой был направлен на фронт — воевал в Восточной Пруссии, удостоился трех Георгиевских крестов: за храбрость, проявленную и в бою, и при спасении раненых, и при выходе из окружения. Затем участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной Армии. В марте 1921 года вернулся к мирной жизни, поселился на хуторе Степном в Саратовской области.

Что же побудило его купить самолет? Как позже вспоминали сельчане, в ноябре 1942 года Ферапонт Петрович повез подарки от колхоза «Стахановец», в котором он работал, в госпиталь в Балашов. Вернулся встревоженный — среди раненых встретил односельчанина Василия Дроздяка, который был однополчанином его старшего сына Степана. А через месяц в колхозе состоялось собрание, на котором председатель призвал вносить деньги на постройку боевого самолета — кто сколько сможет. И Ферапонт Петрович вдруг сказал: «Я, может быть, на свои деньги сам самолет куплю». И купил. Как вспоминал потом директор авиационного завода И.С. Левин, он сильно растерялся, когда услышал о намерении колхозника, принесшего мешочек с деньгами. Ему никогда не приходилось продавать самолет частному лицу. Пришлось звонить в Москву, чтобы получить разрешение на продажу.

5

Борис Еремин на истребителе Як-1

В январе 1943 года в Саратове самолет Як-1 с дарственной надписью на борту: «Летчику Сталинградского фронта Гвардии майору тов. Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатова» (фамилию написали с ошибкой) был торжественно передан майору Борису Еремину, тоже саратовцу. К тому времени летчик уже имел на своем счету семь сбитых вражеских самолетов и был награжден двумя орденами Красного Знамени. Вскоре Еремин улетел на новой боевой машине на фронт.

За этот случай ухватилась государственная пропаганда, и вскоре о поступке Головатого узнала вся страна. На хутор Степной посыпались письма от неизвестных бойцов и таких же энтузиастов: «Шлю фронтовой привет. Ваш портрет из "Комсомолки" всегда ношу с собой. Я говорю бойцам: в разведке, в бою — отдавай все силы, как Ферапонт Головатый. Командир отделения Селезнев».

Через два года, когда летный ресурс Як-1 был выработан, колхозник Головатый подарил Еремину Як-3, один из лучших истребителей Второй мировой. На нем была уже другая надпись «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!».

Еремин закончил войну в берлинском небе. Всего он совершил на двух подаренных истребителях 270 боевых вылетов, участвовал в 70 воздушных боях. После победы еще долго служил в военно-воздушной авиации, освоил реактивный МиГ-15, окончил Военную академию Генштаба. С 1959 года командовал авиацией Северо-Кавказского военного округа, Воздушной армией в Северной группе войск и более 10 лет возглавлял Службу безопасности полетов ВВС России. После увольнения в запас работал со своим однополчанином Алексеем Маресьевым в Советском комитете ветеранов войны — возглавлял международную комиссию. 7 мая 1990 года в Георгиевском зале Кремля Борису Еремину была вручена долгожданная медаль «Золотая Звезда» Героя.

6

Борис Еремин (справа) возле истребителя Як-3

Ферапонт Головатый после войны прожил недолго — всего шесть лет. Земляки рассказывали, что однажды он упал и не поднялся: «Надорвался на непосильном деле». Такой была цена его Победы.

В официальном письме за подписью Сергея Лаврова говорится, что после того как представители ОКБ встретят самолет в России, боевая реликвия займет достойное место в одном из российских музеев военной авиации. По словам Анатолия Иванова, Як-3, возможно, установят в Музее военной техники в Подмосковье. Однако депутат Ольга Алимова считает иначе: «Я бесконечно благодарна МИД России и лично Сергею Лаврову — но последний пункт меня, честно говоря, смутил. Этот самолет — непростая машина, мы все знаем, что он куплен на деньги саратовского колхозника Ферапонта Головатого специально для летчика-аса Бориса Еремина. То есть самолет не просто сделан в Саратове, он еще и куплен на деньги нашего земляка, поэтому и стоять он должен у нас в Музее боевой славы. Насколько мне известно, так считают не только ветераны завода, но и губернатор Радаев».

В этом же убежден Валентин Аристрахов, долго руководивший заводским музеем: «Мы очень просим всех, кто неравнодушен к памяти войны, помочь нам добиться передачи самолета в Саратов... У нас стоит первый самолет Ферапонта Головатого, так что и второй должен стоять у нас».

Всего в годы Великой Отечественной войны советские граждане передали на строительство боевых самолетов свыше 2 миллиардов 850 миллионов рублей. Этого хватило на 2565 истребителей — более 80 полноценных авиаполков. 100 именных самолетов вручили фронтовикам одни только саратовцы, и у каждой именной боевой машины своя история, на счету каждого экипажа — десятки подвигов.

Источник: http://lenta.ru/articles/2014/12/20/plane/

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.