ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

"Догнать и перегнать": как создавался Ту-144

Изменить размер шрифта

avia 7

Заслуженный конструктор России Алексей Игнатов, по его словам, «родился как конструктор при работе над Ту-144». Сейчас трудно себе представить, что от начала проектирования в 1963 году до первого полёта прошло всего пять лет. Фантастические темпы! Для своего времени это был, как сейчас принято говорить, абсолютно «инновационный» самолёт. Да и сегодня, оставайся Ту‑144 на крыле, это была бы уникальная машина. Тем более что в мире кроме Ту-144 и британо-французского «Конкорда» нигде больше так и не создали коммерческий сверхзвуковой авиалайнер. В общем-то и Ту-144 появился во многом благодаря европейскому самолёту.

tu 144 55

Догнать и перегнать!

Не стоит повторять глупости, что агенты КГБ выкрали секреты «Конкорда». В 1956 году работу над сверхзвуковым пассажирским лайнером начали англичане (проект Bristol 223), затем французы взялись за проект среднемагистрального Super-Caravelle. Столкнувшись с массой технологических проблем, странам для создания подобного самолёта пришлось объединить усилия, что и было объявлено в 1962 году на авиасалоне в Фарнборо. Так был создан проект сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» («Согласие»). Как англичане и французы при работе над проектом сумели не запутаться в метрах и футах – загадка. Пишут, что вся документация дублировалась в двух системах измерения.

Консорциум не стал наводить туман секретности, демонстрировал модели авиалайнера на выставках. Поэтому не удивительно, что 16 июля 1963 года вышло Постановление Совета министров СССР по созданию отечественного сверхзвукового пассажирского лайнера. Мы отставали уже на шесть лет! А взлетели первыми, 31 декабря 1968 года, опередили «Конкорд» на два месяца. Понимая, что самолёт может преподнести любой сюрприз, впервые в истории на пассажирскую машину установили катапультные кресла для экипажа.

Как в те годы работали, рассказывает Алексей Игнатов:

– Взлететь первыми была задача из задач. Вся работа велась под контролем Министерства авиационной промышленности. На «Туполеве» было проведено техническое дооснащение предприятия кульманами, чертёжными досками. Оборудовали новые рабочие места, и со всего Советского Союза: из Ташкента, Таганрога, Киева в ОКБ были откомандированы конструкторы. Но руководили этой сборной командой ведущие туполевские специалисты и, само собой, сам Андрей Николаевич.

Естественно, была подключена наука. В ЦАГИ продували сотни моделей и элементов конструкции, рекомендации института легли в основу обводов самолёта, определили внешний облик. ВИАМ создавал новые сплавы из авиационного алюминия и титана, технологии сварки титановых деталей. До 20% металла в конструкции самолёта – титан, что уже было революцией в авиастроении.

– Отличительная особенность самолёта – адаптируемое крыло, новое слово в авиации. Оно саморегулировалось для обеспечения минимального аэродинамического сопротивления, изменяло профиль в зависимости от скорости полёта. Передняя кромка крыла на малых скоростях для создания подъёмной силы была S-образной, а на больших скоростях и сверхзвуке она вытягивалась, и крыло становилось прямым.

Обшивка самолёта в полёте на сверхзвуке сильно грелась от трения о воздух, до 175 градусов, это так называемый аэродинамический нагрев. Металлурги этот вопрос решили. Сварка титана потребовала найти новый технологический приём в виде отжига титановых конструкций.

– При точечной сварке конструкции коробились, их «вело». Нашли, как этого избежать, – все элементы фиксировали специальными устройствами, мы их называли «рубильниками», в том положении, которое они должны занимать, и отправляли в вакуумные печи. И деталь принимала требуемые формы и размеры. Создавались сверхзвуковые аэродинамические трубы, стенды. Я, молодой конструктор, при ставке 80 рублей в месяц зарабатывал по 240! С полной отдачей по полторы смены.

– Что-нибудь заимствовали у «Конкорда»?

– Всё это враньё. Аэродинамические формы диктуют скорость полёта до 2500 км/ч.

За двумя Махами погонишься...

Одно из изобретений самолёта – переднее горизонтальное оперение. Небольшие складные крылышки изрядно добавляли подъёмной силы при взлёте и посадке, при достижении определённой скорости – складывались. Их прозвали «заячьи уши». К слову, первый опытный самолёт «заячьих ушей» не имел. Последующие за ним машины строили с учётом его испытаний, на них вносили значительное количество изменений. И эти ушки позволили снизить по сравнению с тем же «Конкордом» посадочную скорость на 15%, самолёт мог совершать посадку в 17 аэропортах страны. А для «Конкорда» специально достраивали полосы.

Для начала Ту-144 должен был выполнять по два рейса в день Москва – Алма-Ата, но на практике летал всего раз в неделю. Штатная навигационная система лайнера на маршруте три с лишним тысячи километров выводила самолёт к аэродрому назначения с точностью плюс-минус 500 метров. Без спутниковой навигации! Дальше лететь не мог, двигатель НК-144 был патологически прожорлив, часовой расход топлива – почти 40 тонн. Аэропорты к Ту-144 не были готовы, каждый полёт парализовал работу воздушной гавани Казахстана – самолёт требовал внимания и серьёзного технического обслуживания. Эксплуатацию лайнера сопровождало множество мелких отказов, самолёт постоянно модернизировался. Две авиакатастрофы, к счастью, не на регулярных рейсах с пассажирами. Одна в 1973-м на авиасалоне в Ле-Бурже, вторая – в 1978-м, вынужденная посадка под Егорьевском горящего самолёта во время испытательного полёта. Надо понимать, лайнер стал раздражать руководителей гражданской авиации и Минавиапрома.

Значительно позже Ту-144Д (эта модификация с двигателем РД-36-51А уже вышла на заданную в техзадании дальность и приемлемую надёжность) возили срочные грузы и почту в Хабаровск. Но потом и их поставили на прикол – министр гражданской авиации Борис Бугаев посчитал, что дорогостоящие игры с пассажирским сверхзвуком надо кончать. Пытались пристроить лайнер в армию, в морскую авиацию, в качестве постановщика помех, но из этой затеи ничего путного не вышло.

И что? Затрачены огромные средства, созданы самолёт и технологический задел. Но можно не сомневаться, что множество технических решений с Ту-144 перешли на гордость дальней авиации – стратегический многорежимный ракетоносец Ту-160, производство которого сегодня восстановлено в Казани.

Следующее поколение сверхзвуковых пассажирских самолётов могло стать куда более доступным для массового использования. Но не стало – оно существует лишь в эскизах конструкторов. И всё же неплохо помечтать, как долететь из Москвы до Хабаровска за три с небольшим часа, как это делал Ту-144Д, вместо обычных восьми? Знаменитый АНТ, Андрей Николаевич Туполев, говорил так: «Это не новый самолёт, это новый виток в развитии авиационной науки и техники, это новый виток в технологиях, в производстве». Будем ждать и мечтать.

По инф. «Аргументы Недели»

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?