НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-06-03-37-28
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
2025-06-03-11-14-01
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее...
2025-06-02-23-47-38
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
2025-05-27-23-42-20
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из...
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...

"Догнать и перегнать": как создавался Ту-144

28 Декабря 2018 г.

avia 7

Заслуженный конструктор России Алексей Игнатов, по его словам, «родился как конструктор при работе над Ту-144». Сейчас трудно себе представить, что от начала проектирования в 1963 году до первого полёта прошло всего пять лет. Фантастические темпы! Для своего времени это был, как сейчас принято говорить, абсолютно «инновационный» самолёт. Да и сегодня, оставайся Ту‑144 на крыле, это была бы уникальная машина. Тем более что в мире кроме Ту-144 и британо-французского «Конкорда» нигде больше так и не создали коммерческий сверхзвуковой авиалайнер. В общем-то и Ту-144 появился во многом благодаря европейскому самолёту.

tu 144 55

Догнать и перегнать!

Не стоит повторять глупости, что агенты КГБ выкрали секреты «Конкорда». В 1956 году работу над сверхзвуковым пассажирским лайнером начали англичане (проект Bristol 223), затем французы взялись за проект среднемагистрального Super-Caravelle. Столкнувшись с массой технологических проблем, странам для создания подобного самолёта пришлось объединить усилия, что и было объявлено в 1962 году на авиасалоне в Фарнборо. Так был создан проект сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» («Согласие»). Как англичане и французы при работе над проектом сумели не запутаться в метрах и футах – загадка. Пишут, что вся документация дублировалась в двух системах измерения.

Консорциум не стал наводить туман секретности, демонстрировал модели авиалайнера на выставках. Поэтому не удивительно, что 16 июля 1963 года вышло Постановление Совета министров СССР по созданию отечественного сверхзвукового пассажирского лайнера. Мы отставали уже на шесть лет! А взлетели первыми, 31 декабря 1968 года, опередили «Конкорд» на два месяца. Понимая, что самолёт может преподнести любой сюрприз, впервые в истории на пассажирскую машину установили катапультные кресла для экипажа.

Как в те годы работали, рассказывает Алексей Игнатов:

– Взлететь первыми была задача из задач. Вся работа велась под контролем Министерства авиационной промышленности. На «Туполеве» было проведено техническое дооснащение предприятия кульманами, чертёжными досками. Оборудовали новые рабочие места, и со всего Советского Союза: из Ташкента, Таганрога, Киева в ОКБ были откомандированы конструкторы. Но руководили этой сборной командой ведущие туполевские специалисты и, само собой, сам Андрей Николаевич.

Естественно, была подключена наука. В ЦАГИ продували сотни моделей и элементов конструкции, рекомендации института легли в основу обводов самолёта, определили внешний облик. ВИАМ создавал новые сплавы из авиационного алюминия и титана, технологии сварки титановых деталей. До 20% металла в конструкции самолёта – титан, что уже было революцией в авиастроении.

– Отличительная особенность самолёта – адаптируемое крыло, новое слово в авиации. Оно саморегулировалось для обеспечения минимального аэродинамического сопротивления, изменяло профиль в зависимости от скорости полёта. Передняя кромка крыла на малых скоростях для создания подъёмной силы была S-образной, а на больших скоростях и сверхзвуке она вытягивалась, и крыло становилось прямым.

Обшивка самолёта в полёте на сверхзвуке сильно грелась от трения о воздух, до 175 градусов, это так называемый аэродинамический нагрев. Металлурги этот вопрос решили. Сварка титана потребовала найти новый технологический приём в виде отжига титановых конструкций.

– При точечной сварке конструкции коробились, их «вело». Нашли, как этого избежать, – все элементы фиксировали специальными устройствами, мы их называли «рубильниками», в том положении, которое они должны занимать, и отправляли в вакуумные печи. И деталь принимала требуемые формы и размеры. Создавались сверхзвуковые аэродинамические трубы, стенды. Я, молодой конструктор, при ставке 80 рублей в месяц зарабатывал по 240! С полной отдачей по полторы смены.

– Что-нибудь заимствовали у «Конкорда»?

– Всё это враньё. Аэродинамические формы диктуют скорость полёта до 2500 км/ч.

За двумя Махами погонишься...

Одно из изобретений самолёта – переднее горизонтальное оперение. Небольшие складные крылышки изрядно добавляли подъёмной силы при взлёте и посадке, при достижении определённой скорости – складывались. Их прозвали «заячьи уши». К слову, первый опытный самолёт «заячьих ушей» не имел. Последующие за ним машины строили с учётом его испытаний, на них вносили значительное количество изменений. И эти ушки позволили снизить по сравнению с тем же «Конкордом» посадочную скорость на 15%, самолёт мог совершать посадку в 17 аэропортах страны. А для «Конкорда» специально достраивали полосы.

Для начала Ту-144 должен был выполнять по два рейса в день Москва – Алма-Ата, но на практике летал всего раз в неделю. Штатная навигационная система лайнера на маршруте три с лишним тысячи километров выводила самолёт к аэродрому назначения с точностью плюс-минус 500 метров. Без спутниковой навигации! Дальше лететь не мог, двигатель НК-144 был патологически прожорлив, часовой расход топлива – почти 40 тонн. Аэропорты к Ту-144 не были готовы, каждый полёт парализовал работу воздушной гавани Казахстана – самолёт требовал внимания и серьёзного технического обслуживания. Эксплуатацию лайнера сопровождало множество мелких отказов, самолёт постоянно модернизировался. Две авиакатастрофы, к счастью, не на регулярных рейсах с пассажирами. Одна в 1973-м на авиасалоне в Ле-Бурже, вторая – в 1978-м, вынужденная посадка под Егорьевском горящего самолёта во время испытательного полёта. Надо понимать, лайнер стал раздражать руководителей гражданской авиации и Минавиапрома.

Значительно позже Ту-144Д (эта модификация с двигателем РД-36-51А уже вышла на заданную в техзадании дальность и приемлемую надёжность) возили срочные грузы и почту в Хабаровск. Но потом и их поставили на прикол – министр гражданской авиации Борис Бугаев посчитал, что дорогостоящие игры с пассажирским сверхзвуком надо кончать. Пытались пристроить лайнер в армию, в морскую авиацию, в качестве постановщика помех, но из этой затеи ничего путного не вышло.

И что? Затрачены огромные средства, созданы самолёт и технологический задел. Но можно не сомневаться, что множество технических решений с Ту-144 перешли на гордость дальней авиации – стратегический многорежимный ракетоносец Ту-160, производство которого сегодня восстановлено в Казани.

Следующее поколение сверхзвуковых пассажирских самолётов могло стать куда более доступным для массового использования. Но не стало – оно существует лишь в эскизах конструкторов. И всё же неплохо помечтать, как долететь из Москвы до Хабаровска за три с небольшим часа, как это делал Ту-144Д, вместо обычных восьми? Знаменитый АНТ, Андрей Николаевич Туполев, говорил так: «Это не новый самолёт, это новый виток в развитии авиационной науки и техники, это новый виток в технологиях, в производстве». Будем ждать и мечтать.

По инф. «Аргументы Недели»

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.