Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...
В то время как Америка и тихоокеанский регион готовятся отметить 2 сентября юбилей окончания Второй мировой войны, европейские газеты вновь пишут на первых полосах о захватывающих находках военных времен. В центре внимания находится Польша. После того, как всего несколько дней назад в местечке Валбжих (Walbrzych) в Нижней Силезии был обнаружен немецкий бронепоезд, многочисленные новые находки подарили Висла и один из ее притоков: еврейские надгробия, обломки старого моста и корпус советского военного самолета.
Причиной обнаружения находок явился чрезвычайно низкий уровень воды в Висле — рекордно низкий с начала измерений в конце XVIII века. Это же касается и Бзуры — одного из притоков Вислы в центральной части страны. Именно там из воды неожиданно показались обломки самолета. Его подъем взяли на себя сотрудники музея города Вышогруда (Wyszogrod).
По словам руководителя музея Зджислава Лещиньского (Zdzislaw Leszczynski), ему удалось поговорить с жителями тех мест, которые помнят ожесточенные бои в последние месяцы войны и которые рассказали ему, что немцы сбили этот самолет в январе 1945 года. Упав, самолет провалился под лед. Это был штурмовик Ил-2 — одна из наиболее массовых моделей. Всего было построено около 35 тысяч машин этого типа.
12 января 1945 года Красная армия начала наступательную операцию на немецком Восточном фронте, в которой принимало участие около 2,2 миллиона солдат. Хотя командование Вермахта и ожидало этого и, имея в своем распоряжении всего лишь 450 тысяч солдат и почти сотню танков, не питало иллюзий относительно исхода предстоявших боев, но не принимало мер по подготовке отступления. Вместо этого, однако, началось массовое бегство гражданского населения, в котором принимали участие десятки тысяч человек. В течение всего нескольких дней фронт «рухнул».
В середине января на берегах Бзуры начались ожесточенные бои, в которых Красной армии в итоге удалось взять верх. 17 января вся территория оказалась под контролем советских войск. Более пяти лет назад, в сентябре 1939 года, Вермахт, начав войну против Польши, именно здесь добился решающих успехов. В тот же самый день части Красной армии заняли восток страны.
Ил-2, обнаруженный в Бзуре, является двухместной модификацией, производившейся с 1942 года. Самолеты этой модели, разработанной в середине 1930-х годов, использовались для поддержки наземных операций. Ил-2 имел мощную броню и был вооружен пушками, пулеметами и ракетами. Наиболее опасным его оружием были укомплектованные в кассеты кумулятивные бомбы, которые могли пробивать броню тяжелых немецких танков.
В Германии Ил-2 получил прозвище «Железный Густав», потому что его броня могла выдержать обстрел даже из автоматической пушки. Вместе с тем, этот одномоторный самолет был тяжелым и неповоротливым, развивая скорость 400 км/ч на высоте 1500 метров при дальности полета в 765 километров. Без сопровождения со стороны истребителей Ил-2 практически не имел шансов уйти от немецких «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов».
Среди машин одноместной модификации, которыми в 1941 и 1942 годах часто управляли неопытные летчики, потери были огромными. Несмотря на всевозможные улучшения, в конце войны Красная армия потеряла более 23 тысяч самолетов этого типа. Почти восемь тысяч летчиков при этом погибли. До наших времен сохранилось лишь несколько экземпляров Ил-2.
Оба члена экипажа, управлявшие самолетом, упавшим в Бзуру, погибли. Представитель российского посольства сказала, что, возможно, их удастся идентифицировать по номеру самолета и похоронить с соответствующими почестями. Отдельные элементы оборудования самолета — один пистолет, рацию и боеприпасы — уже отправили на экспертизу в вышогрудский музей. Вскоре туда же отправят и другие элементы.
Но это не единственные находки, «освобожденные» теперь Вислой. Обнаруженные в последние дни еврейские надгробия, по мнению экспертов, когда-то стояли на кладбище Бродно в Варшаве, где покоились останки 300 тысяч евреев. Сейчас там стоят всего лишь около трех тысяч надгробий. Остальные были использованы во время и после войны в качестве строительного материала или с целью укрепления берегов Вислы.
«Висла скрывает в себе бесконечное множество тайн», сказал руководитель еврейского фонда Джонни Дэниэлс (Johnny Daniels), во время прогулки по берегу реки. Недавно в Висле из воды показались обломки моста, взорванного солдатами Вермахта в ходе отступления в 1944 году.
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.