ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Да, расстреливал, но какой был балет...

Изменить размер шрифта

К майским праздникам коммунисты установили в Липецке бюст Сталина. В ночь на 8 мая некая женщина облила этот монумент розовой краской и попыталась разбить генералиссимусу голову молотком. Оттирая наутро после происшествия с вождя розовую краску, представители КПРФ заявили, что нападение на памятник было актом вандализма и кощунством.

Кощунством, однако, было скорее разрешение на установку этого монумента. Ведь его могут увидеть люди, чьи родственники пострадали от сталинских репрессий — как насчет защиты их чувств от поругания? Памятник в этом плане хуже, чем книга или фильм. Книгу можно не читать, фильм — не смотреть, но ходить по улицам с закрытыми глазами невозможно.

Липецким отделением «Мемориала» составлен список жертв политических репрессий, в котором более 18 тысяч имен. В том числе имя епископа Липецкого Уара, канонизированного Церковью — он был арестован НКВД и убит уголовниками в лагере в конце тридцатых. Памятника погибшим в лагерях так и не поставлено, хотя в начале девяностых в городе был заложен камень на месте планируемого монумента. Зато бюст Сталина — вот он, стоит в двадцати минутах ходьбы от Николаевского храма, использовавшегося в тридцатых и сороковых годах для содержания заключенных.

Как и в других регионах, среди репрессированных в Липецке и Липецкой области людей было немало коммунистов. Члены партии, особенно занимавшие высокие посты, были одной из главных целей, по которым бил Большой террор тридцатых годов.

Поэтому каждый раз, когда я встречаю коммунистов, поклоняющихся Сталину, мне хочется изумленно спросить их примерно с такой же интонацией, с какой Хоботов в «Покровских воротах» спрашивал Савву: «Ты объясни, зачем тебе-то это нужно? Тебе-то что за радость?»

Ведь коммунистов во времена сталинского правления уничтожали даже с большим усердием, чем беспартийный народ. Правительственный Дом на набережной в Москве, где жили в те годы высокие чины, весь увешан табличками с датами смерти — 1937-й, 1938-й. В списках расстрелянных в тридцатые годы — через одного члены коммунистической партии.

Евгения Гинзбург в книге «Крутой маршрут» вспоминает коммунистку, погибшую в 1935 году. «Питковская работала в школьном отделе обкома. <...> Самоотверженная натура, она отягощала свою щепетильную совесть постоянным чувством вины перед партией. Вина эта заключалась в том, что муж Питковской — Донцов — примыкал в 1927 году к оппозиции. Питковская нежно любила мужа, но сурово и прямолинейно осуждала его за прошлое. <..> К осени 1935 года стали арестовывать всех, кто был в свое время связан с оппозицией. Тогда почти никто не понимал, что акции подобного рода проводятся по строгому плану, абсолютно вне всякой связи с фактическим поведением отдельных лиц, принадлежащих к данной категории, запланированной к изъятию. Меньше всех могла это понять Питковская<...>».

Когда мужа арестовали, она не дала ему попрощаться с ребенком. «Она загородила кроватку: "У моего сына нет отца". Потом бросилась пожимать оперативникам руки и клясться им, что сын будет воспитан в преданности партии». После ареста супруга с работы Питковскую уволили, из партии исключили, ребенка выставили из детсада, знакомые перестали здороваться.

И тогда, «послав Сталину письмо, полное выражений любви и преданности, Питковская выпила стакан уксусной эссенции. В предсмертной записке никого не винила, расценивала все как недоразумение, умоляла считать ее коммунисткой. За гробом ее шел пятилетний Вовка, обкомовская уборщица, которую покойница часто выручала деньгами, и два-три "отчаянных" из бывших товарищей».

Ладно, у погибшей восемьдесят лет назад Питковской не могло быть наших нынешних знаний. Она искренне считала, что товарищ Сталин ничего не знает о «недоразумениях».

Однако сегодня коммунистам доступен весь пласт информации, связанный со сталинскими временами. Можно прочитать мемуары тех лет или лагерные рассказы Варлама Шаламова, можно ознакомиться со списками жертв репрессий (эти списки неполны в силу недоступности многих архивов, но в них все равно несколько миллионов имен и номеров дел). Допустим, что жертвы среди обычного населения коммунистов не беспокоят. Но почему они не уважают память погибших товарищей по партии?

Когда в городе гаснут праздники,
Когда грешники спят и праведники,
Государственные запасники
Покидают тихонько памятники.

Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины —
Они вновь обретут величие!

(Александр Галич)

Так вот, о величии... Никакого величия в персоне Сталина нет. Как и нет ничего постыдного в том, чтобы признать факт репрессий, почтить жертв и двигаться дальше. Для этого не нужно быть в оппозиции к власти или государству. Сталин умер более шестидесяти лет назад, это старая история. Выбор простой и несложный, его только надо проговорить вслух.

Или мы признаем факт политических репрессий по вине Сталина, и тогда памятники надо ставить жертвам, как это сделано в Камбодже, где есть тюрьма-музей Туол Сленг с фотографиями и именами погибших и «Поля смерти» (о них есть фильм с таким же названием): память об ужасе, который не должен повториться.

Или разрешаем ставить памятники Сталину и этим одновременно одобряем ссылки, расстрелы, «шарашки» и прочее людоедство. Никаких «да, но...». (Да, расстреливал, но построил Беломоро-Балтийский канал. Да, ссылал, но какой был балет!) Любое такое «да, но...» — это одобрение репрессий и людоедства, это нужно осознавать.

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.