НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Что в нас от первобытных предков?

10 Августа 2015 г.

neandertalets

Современный человек больше боится змей и пауков, чем электрических розеток или ездящих по улицам автомобилей, хотя сегодня, скорее, они представляют реальную угрозу.

Дэвид Басс (David Buss) в своей книге «Эволюционная психология» приводит это как один из примеров того, что многие наши страхи и предпочтения уходят своими корнями в каменный век. Понять, сколько общего у мозга современно человека с мозгом охотников и собирателей помогают социологи, генетики, антропологи, приматологии, археологи и историки. Важные факты помогает обнаружить также наблюдение за современными племенами охотников и собирателей, чья жизнь напоминает существование наших предков. У каждого из этих источников есть свои сильные и слабые стороны: например, археологические не обманывают, но их очень мало, а психологические и социологические данные легче подтасовать. Чтобы сделать обобщающие выводы, следует учесть исследования специалистов всех отраслей.

Во-первых: выжить

Согласно так называемой охотничьей гипотезе, основным импульсом для развития человека стала охота, которая положила начало изменениям в биологии, поведении и социальной жизни. Употребление в пищу мяса изменило строение пищеварительного тракта, сделало более прочной эмаль зубов и обеспечило организм необходимыми для развития витаминами А и B12. Развитию нашего мозга, как полагает антрополог Ричард Рэнгем (Richard Wrangham), благоприятствовала более калорийная, подвергшаяся термической обработке пища, а также потребность в использовании инструментов. Взаимодействие и организованность охотников каменного века превратилась в зачаток иерархии все более сложных социальных образований, укрепила межчеловеческие связи и способствовала развитию языка, культуры и религии. Психологи уверены, что именно благодаря охоте появились альтруизм и дружба. Как говорит гипотеза щедрости, если кому-то везло с добычей, и он не мог сам съесть все мясо, ему было выгодно поделиться им с соседом в надежде на то, что тот однажды предложит разделить собственную добычу или позаботится о детях дарителя. Человек не гнушался также остатками мяса, брошенного хищниками, о чем свидетельствуют каменные орудия, служившие для освежевания и следы на костях.

Исследования также показывают, что некоторые племена охотников и собирателей получали больше калорий не от охоты, а из растений, сбором которых занимались женщины. Но, как говорит большинство ученых, охотничья гипотеза лучше объясняет многие элементы социально-психологических изменений.

Недавно на страницах журнала Science антрополог Марк Дибл (Mark Dyble) из Университетского колледжа Лондона заявил, опираясь на свои исследования двух народов из Африки и с филиппинского острова Лусон, что цивилизационный скачок человечества произошел благодаря принципу равноправия полов, который работает в племенах охотников и собирателей. Это становится возможно, когда женщины добывают столько же пищи, сколько мужчины. В племенах, которые живут в более суровом климате, это сделать сложно, поэтому и позиция женщин оказывается там ниже. Так что эгалитаризм затрагивает не всех охотников и собирателей в равной степени.

Помимо метода добычи пропитания нашим предкам был очень важен выбор места обитания: легкий доступ к пище и воде гарантировал репродуктивные успехи. От этого явления у нас осталось положительное влияние природных красот на самочувствие и психику. Но вода, буйная растительность, мягкий климат привлекали также тех, кто мог представлять для человека опасность. Поскольку выживание стоит на первом месте, многие сохранившиеся до сих пор страхи связаны с такими созданиями, как ядовитые пауки или опасные змеи. По тому же принципу нас пугает темнота и звуки, которые издают охотящиеся хищники, а маленькие дети боятся чужих мужчин. Кроме того человек испытывает отвращение к экскрементам, которые могут быть источником паразитов и возбудителей болезней, не любит ассоциирующийся с ядовитыми вещами горький вкус, запах гнили или плесени, сигнализирующий, что пища несвежая. Психологи предполагают, что утренняя тошнота у беременных и их чувствительность к запахам — это тоже результата биологической адаптации: женщины таким образом лучше выявляют опасные для плода продукты, а рвота способствует выведению токсинов. «Чтобы некоторые поведенческие привычки изменились, возможно, понадобится пять-десять тысяч лет. При этом большинство адаптационных механизмов, которые помогали нам выжить, уходят корнями в глубокую древность, — говорит эволюционный психолог Петр Сороковский (Piotr Sorokowski) из Вроцлавского университета. — Это касается также механизмов, призванных обеспечить репродуктивный успех».

Во-вторых: хорошие гены

Передача своих генов, а, значит, репродуктивный успех, зависит от выбора партнера. Исследования Дэвида Басса, который изучил около 40 разных культур, показывают, что оба пола повсюду придают большое значение любви, которая значительно повышает шансы на прочность союза. Требования к партнеру при этом отличаются. Хотя человеческая психика формировалась миллионы лет, а мы теперь живем в совсем другом мире, где существует равноправие, а женщины контролируют свою фертильность, эволюция все же выделяет женский пол, который придирчиво относится к выбору пары. Женщины ищут состоятельного партнера с высокой позицией, который одновременно будет заботливым, щедрым и трудолюбивым. Мужчины могут использовать две стратегии: остаться с одной женщиной, чтобы получить постоянный доступ к сексу и помогать ей воспитывать общих детей, что обеспечит уверенность в отцовстве и лучшую выживаемость потомства. Или обращать внимание на юный возраст и здоровье женщин, пытаясь оплодотворить как можно больше партнерш, но рискуя при этом, что некоторые дети, воспитывающиеся матерями в одиночестве, не выживут.

Демонстрация молодости и здоровья — это внешний вид: белые зубы, подвижность, гладкая кожа. Пропорции тела могут быть разными. В первобытных племенах мужчины, например, не любят слишком худых женщин, и не всегда делают выбор в пользу тех, кто уступает им по росту. Исследования Петра Сороковского в намибийском племени химба показали, что примерно 30% мужчин предпочитают более высоких партнерш, возможно, потому, что они сильнее и могут лучше работать. В Папуа — Новой Гвинее вопреки распространенному правилу, что мужчины обычно выбирают женщин с более светлым оттенком кожи, сильный пол предпочитает более смуглых дам. «Наши исследования также показали, что концепция уродливости более универсальна, чем концепция красоты. Например, папуасы из племени яли, когда им предложили фотографии польских мужчин и женщин, отбирали как непривлекательные те же самые лица, что поляки. Интересно, что традиционные народы, особенно местные женщины, как и дамы из западных обществ, очень заботятся о своей красоте. Женщины из племени химба рассказали, что тратят на ежедневной утренний туалет до трех часов. СМИ на них в этом плане не давят, значит, это не новое явление, а старый адаптационный механизм».

Из-за риска сомнений в отцовстве мужчины ценят в кандидатках на роль жены верность и целомудрие (эти черты уже не так важны для временных любовниц). Одновременно они ведут себя собственнически по отношению к своим женам и агрессивно к потенциальным соперникам. Во всех культурах отцов уверяют, что новорожденный похож на них или кого-то из их семьи, тогда они занимаются ребенком охотнее. Биология здесь в очередной раз проявляет хитрость: статистически дети в первый год жизни, действительно, больше похожи на отца, чем на мать. Сомнения в отцовстве имеют такие сильные корни, что в некоторых культурах работает так называемое непрямое наследование: мужчина передает накопленные ресурсы не своим детям, с которыми у него общая половина генов, а детям сестры — с которыми его объединяет лишь четверть генов.

Мужчины запрограммированы на беспорядочный секс, поэтому во многих культурах у них может быть много женщин: очередных жен или любовниц. Чаще это свойственно пастухам, чем группам охотников и собирателей, в которых царит большее равноправие. «Научные изыскания, однако, показывают, что с женской перспективы иногда выгоднее быть одной из жен богача, чем единственной женой бедняка», — рассказывает археолог Марчин Пшибыла (Marcin Przybyła) из Ягеллонского университета, автор книги «Теория эволюции в археологических исследованиях древних обществ». Он добавляет, что в археологии имущественные диспропорции, существовавшие в том или ином обществе, определяют на основании количества богатых могил женщин и мужчин в захоронении. «С многоженством мы можем иметь дело там, где встречаются богатые могилы и мужчин, и женщин. При этом могил мужчин, принадлежащих к немногочисленным членам элиты, относительно мало, зато много солидных женских захоронений рядом с их супругами. Это чаще заметно на раскопках поселений культур, которые считаются пастушескими».

Многоженство приживается там, где у мужчин есть больше возможностей прокормить многочисленное потомство и накопить состояние, которое они могут передать наследникам. Пастухам, которые могли увеличить свои стада, было легче это сделать, чем живущим одним днем охотникам и собирателям или крестьянам, которые не могли бесконечно делить на части свои поля. Однако последние исследования показывают, что различия в позиции женщин в разных культурах объясняются не только типом хозяйствования в конкретной культуре.

В-третьих: стратегия размножения

«Многие психологи-эволюционисты долго недооценивали влияние культуры на эволюцию поведения, однако появляется все больше доводов в пользу того, что оно очень существенно, — подчеркивает Петр Сороковский. — Например, папуасы племени яли в отличие от других народов такого типа после зачатия первого ребенка живут отдельно и несколько лет воздерживаются от сексуальных контактов. Это адаптационный обычай, так как смертность в семьях, где дети появлялись на свет каждый год, превышала 30%».

Состоятельные общества, которые развиваются благодаря колонизации новых земель, отличаются большим естественным приростом, тогда как у племен, живущих в трудных условиях, детей не так много. Они умирают от недоедания, а женщины после очередных родов сталкиваются с инфекциями, которые ограничивают фертильность. Регулирование перерывов между родами — это лишь один из способов увеличить шансы детей на выживание.

«Определенной стратегией служит регулирование пола отпрысков посредством детоубийства или недостаточного ухода за детьми какого-то пола, — рассказывает Марчин Пшибыла. — Например, у подчиняющегося масаям племени мукогодо ценятся дочери, потому что благодаря замужеству они могут продвинуться вверх по общественной лестнице и, следовательно, получить шансы на относительно безопасное материнство. При исследовании доисторических захоронений, можно обнаружить, что в менее зажиточных обществах среди молодежи был значительный перевес девушек. Это значит, что мальчики гораздо чаще умирали в раннем детстве, потому что за ними меньше следили».

Даже в западном мире, где выживаемость младенцев всегда была гораздо выше, очень долго не оставляли или убивали слабых и больных детей. Родители более охотно вкладывали силы в здоровых детей, у которых было больше перспектив передать гены дальше. Хотя сейчас мы стараемся сохранить жизнь всем детям, явление детоубийства не исчезло, и в нем можно усматривать определенные биологические корни. Жертвами становятся обычно новорожденные или младенцы, а убийцами выступают или очень молодые одинокие матери, которые могут родить еще детей, или их партнеры, которые не хотят инвестировать в чужие гены (некоторые племена разрешают женщине вступить в новый союз, только если она избавится от детей, появившихся в предыдущем).

С одной стороны, существующее в культуре представление о злой мачехе и отчиме можно понять с биологической точки зрения. С другой, уже в глубокой древности практиковалось прагматичное усыновление. До сих пор на некоторых островах Тихого океана 30% детей воспитывается у приемных родителей: их отдают бездетным теткам или богатым соседкам. «Идущая вразрез с эволюционными концепциями практика неродственного усыновления переживает ренессанс во всем мире. Это связано с тем, что до сих пор на свет появляется много нежеланных детей, одновременно увеличивается группа людей с бесплодием, у которых есть естественная потребность заботиться о потомстве. Это очередной пример, как биология влияет на культуру, а культура — на биологию», — говорит Петр Сороковский.

В-четвертых: свой — это свой

Следующая полученная от предков и биологически закодированная в нас черта — это кумовство. У первобытных племен взаимодействие с родственниками — обычная практика, но на Западе за пределами личной сферы такое поведение осуждается. Однако лишь официально, потому в реальности семейные связи, например, на рабочем месте — это явление нередкое. В каждом обществе основа таких отношений одна: они увеличивают репродуктивные шансы членов нашей семьи. Альтруистическое поведение не обязательно распространяется только на «братьев по крови», ведь мы становимся донорами крови, костного мозга, подаем милостыню. «Мозг награждает нас за сотрудничество с другим, даже незнакомым, человеком чувством удовлетворения. Это тоже наследие эпохи охотников и собирателей, когда было важно делиться пищей, — говорит Марчин Пшибыла. — Сейчас идея обмена продолжает работать, только на совсем других принципах и в других сферах, например, в интернете. Это показывает, как трансформируются сформировавшиеся на предыдущих этапах эволюции схемы».

Почему мы так легко адаптируем культурно и биологически обусловленное поведение к новым обстоятельствам? «Потому что люди относятся к культурным явлениям, как к своим генам, — объясняет Пшибыла. — Американские антропологи Роберт Бойд (Robert Boyd) и Питер Ричерсон (Peter Richerson) приводят в качестве примера ученых, которые отказываются от генетического воспроизведения и сосредотачиваются на увеличении количества публикаций, которыми они наводняют мир, как будто это их гены».

Современный homo sapiens многое унаследовал от охотников и собирателей каменного века. Но повторяя схемы их действий, он дополняет их и приспосабливает к новым условиям. То, что мы продолжаем бояться пауков больше, чем автомобилей, делает нас не пещерными людьми, а теми, кто умеет использовать опыт выживания древних предков. Однако незыблемых схем не существует. Если даже принять, что человек всегда хотел выжить и оставить в мире свои гены, моделей, каким способом он может этого добиться (как выбрать партнера, устроить семейную жизнь, сколько завести детей), мы унаследовали великое множество.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.