НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Черный пиар Великой войны

15 Декабря 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/15-12-istoriy как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

О том, что в 1914 году грядет событие, которому суждено похоронить прежнюю жизнь, царя и общество, предупреждали многие. Самым точным оракулом оказался министр внутренних дел Петр Дурново, предсказавший не только Октябрьскую революцию в России, но и Веймарскую республику, а в конечном счете - приход Гитлера в Германии. Его знаменитую записку обнаружили большевики, когда разбирали бумаги императора. Возможно, что Николай Второй ее даже не читал. А что изменилось бы, если бы прочел? О невыученных уроках истории наш разговор с одним из составителей только что вышедшей книги "Свет и тени Великой войны. Первая мировая в документах эпохи" Александром Репниковым. Рассказывает "Российская газета".

Мрачные пророчества Дурново настолько точно сбылись, что многие считают их поздней подделкой...

Александр Репников: Мы впервые публикуем записку с детальными комментариями. Мои коллеги Андрей Иванов и Борис Котов сравнили ее варианты из разных архивов, включая американские, и пришли к выводу, что это подлинник.

Что напророчил министр МВД?

Александр Репников: Предсказал революции в России и Германии, писал, что война будет опасна даже для того государства, которое одержит победу. Ну вот послушайте, это сказано в начале 1914 года: "Главная тяжесть войны выпадет на долю России"... Или: "Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению". Но внять этой записке было уже невозможно, потому что Россия шла к войне. О войне и ее грозных последствиях предупреждали не только сановники... Обычно вспоминают картины Николая Рериха периода войны, но были и другие, менее известные художники, которыми владело чувство ужаса от надвигающейся катастрофы. Журнал "Нива" помещает подборку довоенных картин Казимира Стабровского "Шествие грозы": кресты, поля с трупами погибших, пылающий город...

Я не хотел бы останавливаться на отношении к войне Григория Распутина, но распутинский миф тоже сыграл существенную роль в нагнетании ощущения конца. Его активно использовала оппозиция власти. Имя Распутина использовали для десакрализации власти, чтобы опустить ее в глазах общества максимально низко. Классический образец черного пиара. Любыми способами создавалось ощущение слабости. Тем более что делать это было не так уж и сложно: была бы монархия сильной - не упала бы.

Вы говорите, что любыми способами... То есть речь идет о приемах информационной войны?

Александр Репников: Так и есть. Злые карикатуры на Николая Второго появились задолго до мировой войны и Октябрьской революции. Уже во время русско-японской войны и после нее царь представлялся одновременно жестоким и жалким. Зарубежные издания публикуют карикатуры: Николай Второй бредет по морю крови или русский царь - слабый монарх, трон которого подгрызают мыши. Все это влияло на европейское общественное мнение и в отношении России, и в отношении ее главы. Немецкий обыватель открывал газету, видел дикого русского казака с плеткой и заключал: "Варвары, что с ними церемониться!"

То есть издевательские карикатуры на главу чужого государства не изобретение современных политтехнологов?

Александр Репников: Все давно было опробовано, в том числе заокеанскими карикатуристами. Если просмотреть обложки американских журналов, можно увидеть Николая Второго рядом с мертвецами, скелетами, духами потустороннего мира. Идея старая: варварская Россия с жестоким царем, плодящим смерть, противопоставлялась Западу, который, как правило, изображался в виде симпатичной женщины - символа свободы и демократии.

И вслед за западной журналистикой российскую власть и ее символы бьют в русских сатирических журналах, которые выходят огромными тиражами, стоят дешево и раскупаются моментально. Авторы публикаций и рисунков практически ничем не рисковали, потому что использовали эзопов язык. Самый яркий пример - изображение шишки. Это отсыл к известной истории, когда цесаревич Николай в Японии подвергся нападению полицейского, ударившего царя по голове саблей. Осталась "шишка". Видишь ее - читай Николай Второй. Другой способ намекнуть: нарисовать осла на фоне мантии или в короне.

Извините за уличное слово, так "прикалывались" над своими правителями только в России или в других странах тоже?

Александр Репников: Приходится признать, что ни в Германской, ни в Австро-Венгерской империях так над своими в прессе не иронизировали. Наоборот, стиль предпочитали патриотический. Понятно, что правительство и критиковали, и не одобряли. Но была некая грань, особенно когда начиналась война. Всем было ясно, что подобные издевательства, в виде карикатур на своих правителей, ни к чему хорошему насмешников не привели бы. А вот в России, даже при усилившейся в войну цензуре, над властью продолжают издеваться. Цензура снимает из газет речи особенно горячих депутатов, делая им огромную рекламу. Так случилось, к примеру, с выступлением Милюкова, где он бросал власти обвинение в измене. Его стали копировать и распространять.

Вообще, приемы информационных сражений в Первую мировую современному человеку покажутся несколько странными. Вот, скажем, вполне официальное издание 1915 года "Великая война" печатает официальные портреты европейских правителей. Начинают, понятно, с Николая II, потом идет императрица и другие представители царской семьи, следом главы стран - союзников России, а дальше фотографии официальных правителей стран, которые находились в состоянии войны с Россией - Вильгельм, Франц Иосиф, турецкий султан. А также портреты сыновей императора Вильгельма, немецких генералов... Еще сохранялось какое-то уважение к противнику. Я не могу представить, чтобы во время Второй мировой войны в Германии выпустили издание с официальным портретом Сталина, а в СССР - с портретом Гитлера.

Российская власть, как бы ее ни изображали, замахнулась на то, чтобы вести общество к победе, одолеть внутреннюю смуту, войти в Берлин, получить Царьград, взять проливы Босфор, Дарданеллы... А через год грянет революция, и Россия начнет рассыпаться. Несоответствие замаха удару, надежд результатам привело к тому, что в Европе Первую мировую называют Великой, а в России Забытой? Когда ее начали забывать?

Александр Репников: Множество примеров показывает, как быстро люди стали отказываться от того, чем они занимались в годы Первой мировой. А кое-кто и вовсе переписал свою биографию. Например, Сергей Есенин, который, по сути, находился в достаточно привилегированном положении, работая санитаром в Царскосельском поезде, читал стихи представителям царской семьи... Когда ситуация стала меняться в невыгодную для власти сторону, он убывает в Константиново, просто растворяется... И переделывает биографию - будет подчеркивать, что якобы попал в дисциплинарный батальон за то, что отказался писать стихи в честь царя, был сторонником прекращения войны и "первый в стране дезертир".

Война еще шла, а уже что-то позорное к ней было приклеено. Она продолжалась, но уже стали насмехаться над патриотизмом, особенно в период Временного правительства. Логика была такой: новая присяга правительству, которое временное. Разве не нонсенс? Вместо гордости ощущение какой-то постыдности, как будто участвовал в чем-то непристойном.

Сегодняшние события на Украине многих историков подталкивают к историческим параллелям с событиями столетней давности. Они имеют под собой серьезные документальные основания?

Александр Репников: Вот полюбуйтесь на эту карикатуру 1917 года. Украинец и немец тянут в разные стороны русскую красавицу. Подпись: "Украинец: "Я хочу вырвать тебя из рук немца". - Россия: "Да, но ты тоже отрываешь кусок". А в 1914 году вышла статья либерального политика Петра Струве: "Австро-германское "украинство" и русское общественное мнение". Ее, кроме специалистов, практически никто сейчас не помнит. Струве считал, что заигрывание с украинской идеей способствует тому, что эта идея становится агрессивно-наступательной. Подхваченная немцами в условиях войны, она превращается в некий таран, который бьет по российской государственности. А вы спрашиваете о параллелях?

К слову, Струве был государственник, хотя и бывший марксист и либерал. Не случайно либеральная пресса потом его публикацию пыталась как-то микшировать, смягчить. Она была для этих кругов не очень характерна. Обычно об этом писали консерваторы, с которыми общественное мнение тогда особо не считалось. Предупреждениям их предпочитали не верить.

Начинается статья с того, что идея Украинского государства активно пропагандируется украинскими националистами.

Кого имеет в виду Струве?

Александр Репников: Одного из лидеров украинской национал-демократической партии, депутата австрийского рейхсрата Евгения Левицкого. Струве пишет: "Неизвестно чему - наглости ли автора этого проекта или его круглому невежеству, - следует приписать то, что он Одессу, Николаев, Херсон называет "украинскими" городами, очевидно, желая возбудить в доверчивых немецких читателях мысль, что эти города напрасно считаются русскими.

Всякий, знакомый с историей и действительностью России, знает, что Одесса, Херсон и Николаев суть создание Русского государства на почве, в вековой борьбе отвоеванной им у Турции. И что даже если признавать существование "украинской" национальности, то исторически реальные права ее на названные русские города, пожалуй, меньше даже, чем права Турции".

И еще очень важная для нас сейчас цитата: "В беззастенчивой противорусской агитации таких украинцев, как Левицкий, есть несомненно полезная сторона: эта агитация способна отрезвить русское общественное мнение и изменить его от невнимательно-равнодушного отношения к так называемой "украинской" проблеме".

{gallery}TXTS/2014/15-12-istoriy{/gallery}

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ (ч.1)
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.