НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-11-03-44-32
К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
2025-03-13-06-24-14
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь...
2025-03-11-03-52-35
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной...
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...

Через сто лет после Октябрьской революции белые победили, считает швейцарский журналист

05 Декабря 2014 г.

revolyciy-17

Российский президент Владимир Путин во внешней политике действует по советской модели времен холодной войны, однако его идеи об имперском величии и евразийском «особом пути» России зиждутся на реакционно-консервативном мышлении былых противников большевизма. В частности, Путин считается горячим поклонником Ивана Ильина.

Среди разрушительных последствий Первой мировой войны главным, несомненно, является большевистская революция 1917 года. За поражением и крахом Российской империи последовали кровавая гражданская война, в которой большевики («красные») одержали победу над своими противниками («белыми»). Большевики обещали мир, равенство и справедливость, а «белые» боролись за восстановление старого порядка. После четырех лет, проведенных в окопах, крестьяне и солдаты уже не могли сказать ничего хорошего о «старом режиме». К тому же коммунистам удалось добиться объединения значительной части Российской империи в рамках Советского Союза. Многонациональная досовременная империя стала родиной мировой революции и социализма.

Культура поражения

ivan ilinПотерпевшие поражение сторонники старой России — оппозиционеры и интеллигенция различных политических взглядов (от правых до левых) — бежали за границу. В послевоенной Европе консервативные эмигранты, мечтавшие об освобождении «святой Руси» от большевистского ига, поддались влиянию фашистских и геополитических идей того времени. Иные патриоты ожидали от правой диктатуры возрождения их родины и размышляли об «особом пути» России.

Среди «мыслителей в изгнании» наиболее воинственно по отношению к большевикам был настроен философ Иван Ильин (1883-1954). В фашизме он усматривал здоровую реакцию на «левый тоталитаризм» и приветствовал в 1933 году приход Гитлера к власти в роли защитника Европы от большевистского варварства. Даже после победы Советского Союза во Второй мировой войне, когда империя Сталина находилась в зените славы и могущества, Ильин верил в ее неизбежное крушение. Однако в то же время он уже успел убедиться в том, что фашизм в своем стремлении к тотальному господству «перегнул палку». Россию будущего философ желал видеть неким подобием авторитарной диктатуры в стиле Франко или Салазара. Но в то же время Ильин возмущался по поводу поддержки национальных движений за независимость в странах, находившихся под влиянием Москвы, со стороны союзников СССР в годы Второй мировой войне. Ведь они, по его словам, способствуют ослаблению советской империи, на место которой однажды должна прийти «единая и неделимая Россия», которая будет играть ведущую роль. «Исторический час пробьет», потому что русский народ восстанет из своего мнимого гроба и заявит о своих правах«, — писал в 1950 году русский эмигрант Ильин, находившийся в Швейцарии.

Другие эмигранты также мечтали о возрождении российской империи. В 1920-х годах группа философов и историков основала движение под названием «евразийство». Его участники высоко ценили обусловленные географическим положением особенности России, под влиянием которых национальный характер русского народа за минувшие столетия приобрел свои неповторимые черты, и считали его (русский характер) антропологической константой. Россия, по их убеждению, не является ни Европой, ни Азией, а совершенно самостоятельной «страной-континентом», находящейся в большей степени под влиянием Азии. Население России возникло на основе смешения славянских племен и монгольских кочевников. Поэтому романо-германская Европа ни в коей мере не подходит России в качестве образца для подражания, а в значительно большей степени таит в себе угрозу для русской культуры. Демократические и социалистические идеи занесены в Россию искусственно — либерализм и парламентаризм являются чуждыми для ее жителей. Посему подходящей формой государственного управления для нее является идеократия, при которой избранный народом руководящий класс придерживается одного мировоззрения. В будущей России место марксизма должна занять православная вера.

Либеральный политик Павел Милюков презрительно называл представления «евразийцев» Азиопой, издеваясь над их анти-европейскими воззрениями. Как остроумно заметил философ Николай Бердяев, «евразийство» является в меньшей степени интеллектуальной, нежели «эмоциональной реакцией национальных и религиозных инстинктов на катастрофу Октябрьской революции».

Некоторых эмигрантов тоска по родине заставила вернуться в Советский Союз, где они, однако, вскоре стали жертвами репрессий и «большого террора». Сталин не нуждался в советниках по вопросам идеократии, потому что со своей империалистической идеологией советского патриотизма сам был «практикующим» «евразийцем». В «веймарской» Европе русские эмигранты были чужаками не только по факту эмиграции, но и остались ими и в роли мыслителей. В СССР их книги попадали под замок в «Спецхран». Лишь небольшой горстке «избранных» — приближенных к партии — ученых-гуманитариев было дозволено читать эти книги, доставленные в Москву из Берлина или Праги, с тем чтобы они оказались «подкованы» для дальнейшей идеологической борьбы против классового врага.

Возрождение на государственном уровне

Но эти времена давно остались в прошлом. Останки Ивана Ильина в 2005 году были перевезены из Швейцарии в Москву и перезахоронены на территории Донского монастыря. Труды мрачных учителей «евразийцев» заполняют стеллажи в книжных магазинах, их изучают ученые. Больше того: эмигранты, придерживающиеся их идеологии евразийского культурного пространства, добрались до самого верха политической власти. Так, к примеру, российский президент Владимир Путин признался, что является горячим поклонником идей Ивана Ильина. Он рекомендовал чиновникам изучать его труды подобно тому, как раньше изучались труды Ленина. Представлениями о «русском мире», типичными для иных обитателей Праги или Берлина в 1920-х и 1930-х годах, нынче российские власти подкрепляют свои геополитические амбиции.

В своих речах, например, в телеобращении к народу 17 апреля 2014 года (уже после присоединения Крыма к России) Путин говорит, что русский народ является некой смесью «различных этносов, народов и наций», что у России есть свои, особенные ценности, которые отличаются от западных. «Конечно, мы менее прагматичны, чем представители других народов, но в этом выражается и величие нашей страны». У русского народа, по словам Путина, более высокое моральное предназначение, которое еще со времен Достоевского считается частью националистического стереотипа. Русский, в отличие от европейца, обращен «наружу», открыт для мира, он не жаждет денег и готов отдать жизнь за Родину. «Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что крушение советской империи создало массово-психологический фон, на котором интеллектуальное наследие настроенных против Запада эмигрантов (таких, как великодержавный шовинист Иван Ильин) и «евразийцев» в итоге оказалось возведено в ранг государственной идеологии. Владимир Путин теперь восхваляет победы русских полководцев в годы Первой мировой войны и обвиняет большевиков (которые, как известно, выступали за поражение своей страны) в предательстве национальных интересов. Теперь же мечтатели-изгнанники посмертно являют собой доказательство высокого морального предназначения русского народа и его готовности умереть во имя Отечества в украинских степях. Через сто лет после Октябрьской революции «белые», наконец, победили.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ (ч.1)
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!