НА КАЛЕНДАРЕ

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

Валерий Агеев, argumenti.ru   
05 Октября 2022 г.

14 сентября этого года исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Николая Ильич Камова. Его имя навсегда связано с историей отечественного вертолетостроения. Он принадлежит к плеяде конструкторов, которых по праву называют основоположниками нашей авиации.

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

За 50 лет работы Н. Камов создал целый ряд соосных вертолетов, начиная с малютки Ка-8 и кончая тяжелыми машинами, такими, как винтокрыл Ка-22 и корабельный вертолет Ка-27. Винтокрылые летательные аппараты с буквами «Ка» на борту летают до сих пор не только у нас, но и во многих странах мира.

В честь этого события на АО «НЦВ Миль и Камов» прошел торжественный митинг... Все выступающие на нем ораторы высоко оценили вклад Н.И. Камова в советское и российское вертолетостроение. Также был показан отреставрированный вертолет Ка-15, а к памятнику конструктору возложили живые цветы.

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

Родом из детства.

Николай Камов родился 14 сентября 1902 года в городе Иркутске. Его отец Илья Михайлович — выходец из купеческой семьи, выпускник историко-филологического факультета Варшавского университета, преподаватель словесности.

Николая привлекли точные науки (химия, биология) и техника. Он с золотой медалью окончил коммерческое училище, уже во время учёбы, начав интересоваться авиацией, часто посещал демонстрационные полёты известных в то время пилотов.

В 1918 году он вторым по баллам был зачислен в Сибирский Томский технологический институт (ТТИ), став его самым юным студентом (ему не было ещё и 16 лет).

С 1918 по 1923 год Николай учился на механическом факультете и сидел за одной партой с известным в то время русским лётчиком, Героем Франции, отличившимся в битве за Верден, Харитоном Славороссовым. Вероятно, Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению.

В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении. Николай решил строить самолёты. Он изучил книги по авиации, какие возможно было достать, экспериментировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Институт он окончил с отличием, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер: его имя занесено на мраморную доску.

Путь в авиацию.

Тяга к небу, к авиации была так сильна, что Камов, дипломированный инженер-механик после окончания Томского политехнического института, стал работать простым слесарем-сборщиком на московском авиазаводе Юнкерса, где и получил хорошую практическую школу: ремонтировал и испытывал моторы, занимался клепкой фюзеляжей и крыльев лицензионного самолета Ю-13, принимал участие в балансировке воздушных винтов.

Именно в Москве Николай впервые поднялся в воздух на аэроплане. Ночами после работы любознательный молодой инженер самостоятельно изучал аэродинамику, прочность, устойчивость самолетов, технологию их сборки. Но любознательность, пытливость, желание понять любой технический процесс до конца и подвели Камова. Его уволили за то, что он сумел сократить трудоемкость сборки лицензионных самолетов. Самолюбие немецких инженеров и руководителей завода «Юнкерс» не выдержало и Николай оказался на улице. Но он недолго оставался без работы.

Конструктор.

В 1924 г. Камов уже в качестве инженера стал работать в Центральных мастерских Добролета, где участвовал в ремонте иностранных самолетов. Здесь он сделал первый шаг к профессии конструктора: изготовил без посторонней помощи полный комплект чертежей и деталей самолета Ю-13, по которым можно было не только построить новую машину, но и восстановить старую.

Эти чертежи позволили отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов. Исследуя конструкцию немецкого самолёта, Камов усовершенствовал его крыло, при ремонте увеличив посадочные щитки для сокращения пробега.

В 1927 году 25-летний Камов был приглашён в конструкторское бюро Дмитрия Григоровича, занимавшееся опытным морским самолётостроением. Там он принял участие в разработке модификации морского разведывательного гидросамолёта МР-3бис.

Вертеться и лететь.

В то же время у начинающего конструктора появляется новое увлечение: автожиры, летательные аппараты, которые движутся с помощью двух винтов, один из которых создает подъемную силу, а второй — горизонтальную тягу, как у обычного самолета. От замысла до конкретного аппарата лежал долгий путь, но уже в 1929 году поднялся в воздух первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». Его спроектировали Н. Камов и Н. Скржинский, а облетал летчик И. Михеев.

На борту во время первого полета находился в качестве летнаба и сам Николай Ильич. Правда, этот полет оказался неудачным. После отрыва от земли автожир накренился и упал на бок. Экипаж отделался «легким испугом и ссадинами, а машина оказалась разбитой. Но неудача не обескуражила молодых инженеров. В конструкцию автожира внесли необходимые изменения и вскоре был готов второй экземпляр КАСКР, который успешно и много летал. А в мае 1931 года был даже продемонстрирован правительству страны на центральном аэродроме.

Именно тогда в словаре советских инженеров вместо иностранного и непонятного слова «автожир» появилось русское слово «вертолет». Приоритет этого названия принадлежал Николаю Камову, который соединил два русских слова «вертеться» и «лететь» И с той поры с легкой руки конструктора винтокрылые аппараты стали называться вертолетами.

В октябре 1931 года его назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ, проектировавшей новый автожир А-7 по заказу ВВС. Машина должна была выполнять функции разведки и корректировки огня. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух. В 1938 году один из автожиров типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для спасения экспедиции Папанина на станцию «Северный полюс-1». Забегая вперед, можно сказать, что два А-7, оборудованных тремя пулеметами, бомбовым и ракетным вооружением, пилотируемые летчиками-испытателями А. Ивановым и Д. Кошицем участвовали в войне с Финляндией.

21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве завода по производству автожиров. Камов стал его главным конструктором и директором, а М. Л. Миль, будущий генеральный конструктор вертолетов марки «Ми», заместителем директора.

Соосные вертолеты.

В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ им. Н. И. Камова. К сожалению, Великая Отечественная война нарушила все мирные планы. И только в 1945 году Николай Ильич приступил к разработке одноместного соосного вертолета Ка-8 с мотоциклетным мотором М-76, который стал первенцем целой плеяды винтокрылых машин.

Вертолеты соосной схемы отличались прежде всего рациональным использованием мощности (нет потерь на рулевой винт), аэродинамической симметричностью, более высокими маневренными качествами и хорошей управляемостью, меньшими габаритами и независимостью от бокового ветра.

Затем Николай Ильич проектирует корабельные вертолеты Ка-10, Ка-15, на базе которых позже строился ряд пассажирских и санитарных машин, успешно применявшихся в народном хозяйстве.

Также под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.

Интересно отметить, что многоцелевой вертолет Ка-26, стал первым советским винтокрылым аппаратом, получившим сертификат по американским нормам летной годности.

На винтокрыле Ка-22 поперечной схемы в 1961 году было установлено 8 мировых рекордов. В процессе испытаний на этой машине была достигнута уникальная для вертолетов скорость 375 км/час.

Незаурядный, мягкий, доверчивый человек.

Как большинство незаурядных людей, Николай Ильич обладал сложным характером. Он мог прервать любое совещание для того, чтобы решить судьбу узла или детали, которые сломали на испытаниях или «запороли» в производстве. Требовательный к себе, Камов не терпел, недоделок и учил молодых конструкторов устранять дефекты по-инженерному, искореняя их основу. Любую конструкцию Николай Ильич старался сделать легкой и изящной, независимо от того, что это было: самолет или табуретка.

У Николая Ильича буквально чесались руки от желания переделать неудачное по его мнению сооружение. Причем здесь для него авторитетов не существовало. Побывав в Париже в первый раз, он был очень разочарован конструкцией Эйфелевой башни, которая показалась ему грубоватой.

- Будучи по характеру доверчивым, мягким человеком, — вспоминает дочь Камова, Татьяна Николаевна, Николай Ильич в трудные минуты становился решительным и храбрым. Однажды в подъезде его дома раздался крик о помощи, на который никто не откликнулся. Отец же вскочил с постели, схватил топор и раздетым выскочил на лестницу черного хода. Грабители, увидев его с огромным топором, поспешили ретироваться.

В 1962 году Н. Камову присвоили ученую степень доктора технических наук, а в 1972 году в связи с 70-летием — звание Героя Социалистического Труда.

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

Никто не забыт и ничто не забыто.

Николай Ильич Камов умер 24 ноября 1973 года в результате осложнений после операции по удалению опухоли поджелудочной железы. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Но дело, которому он посвятил всю свою жизнь, успешно развивается. На вертолетном научно-техническом комплексе, под руководством ученика Камова, генерального конструктора С. В.Михеева были созданы новые вертолеты соосной схемы: транспортно-боевой Ка-29, многоцелевые Ка-32 и Ка-126, штурмовик Ка-50.

Умножая традиции своего основателя, на НЦВ им. Миля и Камова плодотворно работают над созданием вертолетов нового поколения, отличающихся высокими техническими характеристиками и соответствующих всем современным требованиям. Это в частности, новый палубный вертолет, который должен заменить в ВМФ вертолеты Ка-27, стоящие на вооружении флота с 80-х годов прошлого века.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.