ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

Валерий Агеев, argumenti.ru   
05 Октября 2022 г.
Изменить размер шрифта

14 сентября этого года исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Николая Ильич Камова. Его имя навсегда связано с историей отечественного вертолетостроения. Он принадлежит к плеяде конструкторов, которых по праву называют основоположниками нашей авиации.

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

За 50 лет работы Н. Камов создал целый ряд соосных вертолетов, начиная с малютки Ка-8 и кончая тяжелыми машинами, такими, как винтокрыл Ка-22 и корабельный вертолет Ка-27. Винтокрылые летательные аппараты с буквами «Ка» на борту летают до сих пор не только у нас, но и во многих странах мира.

В честь этого события на АО «НЦВ Миль и Камов» прошел торжественный митинг... Все выступающие на нем ораторы высоко оценили вклад Н.И. Камова в советское и российское вертолетостроение. Также был показан отреставрированный вертолет Ка-15, а к памятнику конструктору возложили живые цветы.

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

Родом из детства.

Николай Камов родился 14 сентября 1902 года в городе Иркутске. Его отец Илья Михайлович — выходец из купеческой семьи, выпускник историко-филологического факультета Варшавского университета, преподаватель словесности.

Николая привлекли точные науки (химия, биология) и техника. Он с золотой медалью окончил коммерческое училище, уже во время учёбы, начав интересоваться авиацией, часто посещал демонстрационные полёты известных в то время пилотов.

В 1918 году он вторым по баллам был зачислен в Сибирский Томский технологический институт (ТТИ), став его самым юным студентом (ему не было ещё и 16 лет).

С 1918 по 1923 год Николай учился на механическом факультете и сидел за одной партой с известным в то время русским лётчиком, Героем Франции, отличившимся в битве за Верден, Харитоном Славороссовым. Вероятно, Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению.

В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении. Николай решил строить самолёты. Он изучил книги по авиации, какие возможно было достать, экспериментировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Институт он окончил с отличием, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер: его имя занесено на мраморную доску.

Путь в авиацию.

Тяга к небу, к авиации была так сильна, что Камов, дипломированный инженер-механик после окончания Томского политехнического института, стал работать простым слесарем-сборщиком на московском авиазаводе Юнкерса, где и получил хорошую практическую школу: ремонтировал и испытывал моторы, занимался клепкой фюзеляжей и крыльев лицензионного самолета Ю-13, принимал участие в балансировке воздушных винтов.

Именно в Москве Николай впервые поднялся в воздух на аэроплане. Ночами после работы любознательный молодой инженер самостоятельно изучал аэродинамику, прочность, устойчивость самолетов, технологию их сборки. Но любознательность, пытливость, желание понять любой технический процесс до конца и подвели Камова. Его уволили за то, что он сумел сократить трудоемкость сборки лицензионных самолетов. Самолюбие немецких инженеров и руководителей завода «Юнкерс» не выдержало и Николай оказался на улице. Но он недолго оставался без работы.

Конструктор.

В 1924 г. Камов уже в качестве инженера стал работать в Центральных мастерских Добролета, где участвовал в ремонте иностранных самолетов. Здесь он сделал первый шаг к профессии конструктора: изготовил без посторонней помощи полный комплект чертежей и деталей самолета Ю-13, по которым можно было не только построить новую машину, но и восстановить старую.

Эти чертежи позволили отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов. Исследуя конструкцию немецкого самолёта, Камов усовершенствовал его крыло, при ремонте увеличив посадочные щитки для сокращения пробега.

В 1927 году 25-летний Камов был приглашён в конструкторское бюро Дмитрия Григоровича, занимавшееся опытным морским самолётостроением. Там он принял участие в разработке модификации морского разведывательного гидросамолёта МР-3бис.

Вертеться и лететь.

В то же время у начинающего конструктора появляется новое увлечение: автожиры, летательные аппараты, которые движутся с помощью двух винтов, один из которых создает подъемную силу, а второй — горизонтальную тягу, как у обычного самолета. От замысла до конкретного аппарата лежал долгий путь, но уже в 1929 году поднялся в воздух первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». Его спроектировали Н. Камов и Н. Скржинский, а облетал летчик И. Михеев.

На борту во время первого полета находился в качестве летнаба и сам Николай Ильич. Правда, этот полет оказался неудачным. После отрыва от земли автожир накренился и упал на бок. Экипаж отделался «легким испугом и ссадинами, а машина оказалась разбитой. Но неудача не обескуражила молодых инженеров. В конструкцию автожира внесли необходимые изменения и вскоре был готов второй экземпляр КАСКР, который успешно и много летал. А в мае 1931 года был даже продемонстрирован правительству страны на центральном аэродроме.

Именно тогда в словаре советских инженеров вместо иностранного и непонятного слова «автожир» появилось русское слово «вертолет». Приоритет этого названия принадлежал Николаю Камову, который соединил два русских слова «вертеться» и «лететь» И с той поры с легкой руки конструктора винтокрылые аппараты стали называться вертолетами.

В октябре 1931 года его назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ, проектировавшей новый автожир А-7 по заказу ВВС. Машина должна была выполнять функции разведки и корректировки огня. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух. В 1938 году один из автожиров типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для спасения экспедиции Папанина на станцию «Северный полюс-1». Забегая вперед, можно сказать, что два А-7, оборудованных тремя пулеметами, бомбовым и ракетным вооружением, пилотируемые летчиками-испытателями А. Ивановым и Д. Кошицем участвовали в войне с Финляндией.

21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве завода по производству автожиров. Камов стал его главным конструктором и директором, а М. Л. Миль, будущий генеральный конструктор вертолетов марки «Ми», заместителем директора.

Соосные вертолеты.

В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ им. Н. И. Камова. К сожалению, Великая Отечественная война нарушила все мирные планы. И только в 1945 году Николай Ильич приступил к разработке одноместного соосного вертолета Ка-8 с мотоциклетным мотором М-76, который стал первенцем целой плеяды винтокрылых машин.

Вертолеты соосной схемы отличались прежде всего рациональным использованием мощности (нет потерь на рулевой винт), аэродинамической симметричностью, более высокими маневренными качествами и хорошей управляемостью, меньшими габаритами и независимостью от бокового ветра.

Затем Николай Ильич проектирует корабельные вертолеты Ка-10, Ка-15, на базе которых позже строился ряд пассажирских и санитарных машин, успешно применявшихся в народном хозяйстве.

Также под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.

Интересно отметить, что многоцелевой вертолет Ка-26, стал первым советским винтокрылым аппаратом, получившим сертификат по американским нормам летной годности.

На винтокрыле Ка-22 поперечной схемы в 1961 году было установлено 8 мировых рекордов. В процессе испытаний на этой машине была достигнута уникальная для вертолетов скорость 375 км/час.

Незаурядный, мягкий, доверчивый человек.

Как большинство незаурядных людей, Николай Ильич обладал сложным характером. Он мог прервать любое совещание для того, чтобы решить судьбу узла или детали, которые сломали на испытаниях или «запороли» в производстве. Требовательный к себе, Камов не терпел, недоделок и учил молодых конструкторов устранять дефекты по-инженерному, искореняя их основу. Любую конструкцию Николай Ильич старался сделать легкой и изящной, независимо от того, что это было: самолет или табуретка.

У Николая Ильича буквально чесались руки от желания переделать неудачное по его мнению сооружение. Причем здесь для него авторитетов не существовало. Побывав в Париже в первый раз, он был очень разочарован конструкцией Эйфелевой башни, которая показалась ему грубоватой.

- Будучи по характеру доверчивым, мягким человеком, — вспоминает дочь Камова, Татьяна Николаевна, Николай Ильич в трудные минуты становился решительным и храбрым. Однажды в подъезде его дома раздался крик о помощи, на который никто не откликнулся. Отец же вскочил с постели, схватил топор и раздетым выскочил на лестницу черного хода. Грабители, увидев его с огромным топором, поспешили ретироваться.

В 1962 году Н. Камову присвоили ученую степень доктора технических наук, а в 1972 году в связи с 70-летием — звание Героя Социалистического Труда.

Человек, придумавший слово «вертолет»: конструктор Николай Камов

Никто не забыт и ничто не забыто.

Николай Ильич Камов умер 24 ноября 1973 года в результате осложнений после операции по удалению опухоли поджелудочной железы. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Но дело, которому он посвятил всю свою жизнь, успешно развивается. На вертолетном научно-техническом комплексе, под руководством ученика Камова, генерального конструктора С. В.Михеева были созданы новые вертолеты соосной схемы: транспортно-боевой Ка-29, многоцелевые Ка-32 и Ка-126, штурмовик Ка-50.

Умножая традиции своего основателя, на НЦВ им. Миля и Камова плодотворно работают над созданием вертолетов нового поколения, отличающихся высокими техническими характеристиками и соответствующих всем современным требованиям. Это в частности, новый палубный вертолет, который должен заменить в ВМФ вертолеты Ка-27, стоящие на вооружении флота с 80-х годов прошлого века.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…