Песня «Синий платочек» была популярна в Советском Союзе. В наши дни её любят не только в России, но и далеко за её пределами. Композицию исполняли многие знаменитые артисты. Особенно востребована она была в годы Отечественной войны. Тогда появились на свет альтернативные версии текста, призванные поднять боевой дух на фронте и скрасить тяжелые будни тружеников тыла. Давайте вспомним, как была написана знаменитая композиция.
История песни «Синий платочек»
Хотя у большинства меломанов этот вальс ассоциируется с Великой Отечественной войной, Ежи (Юрий Яковлевич) Петерсбурский сочинил его в 1940 году, находясь в гостинице «Беларусь».
Этот польский композитор также широко известен как автор танго «Утомлённое солнце». В то время он руководил джазовым оркестром Белорусской ССР, для которого и предназначалось произведение.
Слова песни «Синий платочек» написал советский поэт-песенник, драматург, переводчик и сценарист Яков Гольденберг, часто подписывавший свои работы псевдонимом Галицкий. Первым вальс исполнил Станислав Ландау.
Композиция сразу же приглянулась публике, и её тотчас начали петь другие артисты. Ещё до войны Ленинградская фабрика выпустила пластинку с песней «Синий платочек» в версии Екатерины Юровской, которой аккомпанировал на рояле Борис Мандрус.
В 1940 года Московский опытный завод «Грамзапись» издал пластинку с романсами в исполнении Изабеллы Юрьевой. Одной из песен стал «Синий платочек».
В довоенный период вальс был невероятно популярен. Он звучал на всех танцевальных площадках. Его исполняли профессиональные ансамбли и многочисленные любительские коллективы.
Песня «Двадцать второго июня, ровно в 4 часа»
Как только началась Великая Отечественная, Борис Ковынев сочинил стихотворение «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа», положив его на музыку «Синего платочка». Так родилась одна из знаменитейших военных песен, к которой народ позже дописал десятки новых куплетов.
Процитируем Юрия Бирюкова:
Несколько лет назад поэт-песенник Сергей Павлович Красиков, длительное время редактировавший литературно-художественный альманах «Поэзия», рассказал мне, что стихи про «двадцать второе июня», в числе других, принёс к нему однажды поэт Борис Ковынев и предложил опубликовать в разделе, составленном из произведений, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Он показал при этом вырезку с их публикацией в одной из фронтовых газет, подписанной его фамилией. Однако члены редколлегии сочли эти стихи примитивными и не заслуживающими опубликования в альманахе.
Возможно, они были правы. Но эти строки сочинялись оперативно, по горячим следам событий. А главное — были подхвачены и запеты миллионами. Сам Ковынев об этом, наверное, не знал и не догадывался. Во всяком случае, не настаивал на выполнении своей просьбы. Забрал стихи и ушёл. К тому времени он был уже довольно пожилым человеком.
«Родина», 2005
«Синий платочек» Лидия Русланова
Всенародно любимые исполнители выступали с концертами на фронтах ВОВ. Лидия Русланова изменила и дополнила слова песни «Синий платочек», придав им актуальности:
Ты уезжаешь далёко. Вот беспощадный звонок. И у вагона Ночью бессонной Ты уже странно далек.
Ночной порой Мы распрощались с тобой. Пиши, мой дружочек, Хоть несколько строчек, Милый, хороший, родной...
В 1942 году эта и другие песни Руслановой вышли на пластинке. Когда Лидию Андреевну арестовали, тираж уничтожили, но сохранился один экземпляр, благодаря чему есть возможность послушать, как пела «Синий платочек» Лидия Русланова.
«Синий платочек» Клавдия Шульженко
Несомненно, самую известную и популярную версию песни исполнила Клавдия Шульженко. Она тоже выступала на фронте, где познакомилась с военным корреспондентом Михаилом Максимовым. Позже он рассказывал, что артистка попросила его переписать слова песни «Синий платочек». По её задумке, обновлённый текст необходимо было посвятить войне с фашистами.
В биографической книге о Клавдии Шульженко писатель Вячеслав Хотулев несколько иначе рассказывает об этой истории:
Однажды после концерта в части... к Клавдии Ивановне подошёл молодой лейтенант... Сказал, что его зовут Михаил Максимов и что он написал новые слова на мотив «Синего платочка». Эта песня уже года три как находилась в обойме популярных песен. 22-летний лейтенант, краснея и запинаясь, предложил ей (Шульженко) свои стихи, она обещала их почитать.
Наивные и искренние строки Максимова ей очень понравились. Вечером того же дня она исполнила песню Е. Петербургского на слова Максимова. Потом Михаил всем желающим переписывал «слова». Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца — вся передовая... и весь тыл.
«Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня»
Проникновенная версия песни обрела всенародную любовь.
«Синий платочек» по-прежнему входит в число наиболее популярных военных песен. Без этой композиции не обходится ни один крупный концерт, посвященный началу ВОВ или Великой победе над фашизмом.
Так спела «Синий платочек» Татьяна Буланова.
Интересные факты
В годы Отечественной войны появились многочисленные народные версии текста песни «Синий платочек».
Слова песни «Синий платочек»
(в исполнении Екатерины Юровской)
Синенький, скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых радостных встреч.
Порой ночной, ты распростилась со мной. Нет прежних ночек, где ж ты, платочек, милый, далёкий, родной.
И вновь весной, под знакомой, тенистой сосной, мелькнёт, как цветочек, синий платочек, милый, любимый, родной.
Текст песни «Синий платочек»
Синенький, скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, Что не забудешь Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной Мы распрощались с тобой... Нет больше ночек! Где ты, платочек, Милый, желанный, родной?
Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала, и обещала Синий платочек сберечь.
И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной, Знаю, с любовью Ты к изголовью Прячешь платок голубой.
Письма твои получая, Слышу я голос живой. И между строчек Синий платочек Снова встает предо мной.
И часто в бой Провожает меня облик твой, Чувствую, рядом С любящим взглядом Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков Носим в шинелях с собой! Нежные речи, Девичьи плечи Помним в страде боевой.
За них, таких, Желанных, любимых родных. Строчит пулеметчик За синий платочек, Что был на плечах дорогих!
Цитата о песне
Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.