ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Бабий Яр: память, которой было трудно утвердиться

Изменить размер шрифта

Бабий Яр под Киевом стал местом крупнейшей акции немцев по массовому уничтожению людей на территории Советского Союза. О том, почему здесь долгое время не было мемориала, пишет на страницах Süddeutsche Zeitung Миша Габович, историк Эйнштейновского форума в Потсдаме.

babi yar 111

В сентябре 1941 года в овраге Бабьего Яра чудовищной смертью погибли более 33 тыс. киевских евреев, повествует автор статьи. После войны по указанию советских властей Бабий Яр был застроен. Отгороженную плотиной часть использовали для слива пульпы близлежащие кирпичные заводы. 13 марта 1961 года дамбу прорвало, в результате чего погибли, вероятно, свыше тысячи человек. Это был не единственный случай, когда жертвы немецкой войны в некотором смысле потянули за собой в могилу других: при извлечении останков в 1960-е годы мины, неразорвавшиеся снаряды и оползни привели к новым жертвам. "Для многих это было местью за забвение", - говорится в статье.

"13 марта был судьбоносным днем для Бабьего Яра и в другом смысле. В этот день в 1945 году украинское партийное и республиканское руководство приняло решение установить на месте массовых расстрелов памятник. Начавшаяся три года спустя антисемитская кампания Сталина сорвала планы по его строительству", - отмечает Габович.

"Внутри страны и за ее пределами Бабий Яр стал олицетворением замалчивания Холокоста в Советском Союзе, который превозносил героев, но не признавал жертв", - констатирует автор.

"На крупные города - прежде всего столицы отдельных советских республик и города-герои - государственное и партийное руководство обращало особое внимание". Все, что было связано с сохранением памяти, подлежало строгому контролю и проверке на соответствие советскому историческому канону. Фактически, указывает Габович, известен лишь один-единственный памятник в центре крупного советского города, который открыто напоминает о массовом убийстве - это сооруженный евреями-ветеранами войны в 1946 году мемориал "Яма" в Минске.

  • На периферии, продолжает автор, все было иначе. Иерусалимскому историку Аркадию Зельцеру удалось опровергнуть представление о том, что советский аппарат власти осуществлял тотальный контроль над мемориальной деятельностью. "На окраине больших городов, но прежде всего в небольших населенных пунктах сразу после освобождения или спустя несколько лет после него появилось множество памятников убитым евреям. (...) В общей сложности задокументированы минимум 733 населенных пункта СССР с такими памятниками, это почти половина всех пострадавших от Шоа поселений. Это слово создатели мемориалов использовали так же редко, как и понятие Холокоста. Хотя бы потому, что они хотели вспомнить не о геноциде в целом, а о родственниках и соседях", - говорится в статье.

В создании памятников участвовали многие, однако это почти всегда были исключительно сами евреи, подчеркивает автор. "Выделять евреев среди остальных жертв было табу", однако сотни тысяч евреев пережили войну в рядах Красной армии и в тылу и было трудно запретить им вспоминать о своих родственниках. "Представители более старшего поколения были еще знакомы с религиозными традициями погребения и поминовения. (...) Так, на некоторых памятниках можно увидеть надписи на иврите со ссылками, например, на Книгу Иова. (...) В других случаях на личность погибших указывали двуязычные надписи на идише и государственном языке (...)".

"Нейтральные надписи были компромиссом, лишь благодаря которому зачастую было возможным создание памятников, - повествует Габович. - С другой стороны, архитекторы порой сознательно избегали символов иудейской веры (...), чтобы не провоцировать вандалов и власти. В конце концов, советские евреи тоже были частью общества. Многие из них считали себя патриотами и, естественно, пользовались советским языком и символикой. Массовое убийство их семей они считали частью захватнической войны, в провал которой внесли вклад и многие из них в качестве солдатов".

"Еврейская и советская память необязательно противоречили друг другу, - резюмирует автор. - Регулярно насаждаемый антисемитизм большинство считали заблуждением советской системы. (...) После перестройки новое поколение евреев, проживавших в крупных городах и за границей, заменили старые памятники на новые, которые больше соответствовали западному канону воспоминания о Холокосте".

Перевод Inopressa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.