НА КАЛЕНДАРЕ

Вдовы на Руси не могли долго тосковать по мужьям. Почему?

По инф. cyrillitsa.ru   
12 Сентября 2020 г.

Как только не называли русские крестьянки нечистых духов – бесами, чертями, святочниками и чернецами. Женщины боялись всех, но пуще всего страшились огненного змея, пришествие которого возвещало не только скорую смерть, но и погибель души.

Вдовы на Руси не могли долго тосковать по мужьям. Почему?

Его появление чаще всего связывали со смертью близкого человека и нарушением обряда поминовения усопшего. Но чаще всего огненный демон являлся тоскующим вдовам, молодым, красивым женщинам, которые никак не хотели забыть любимых мужей и ежедневно горевали по ним.

Не тоскуй, а то бес придет

Сильная тоска по умершему супругу в крестьянской среде расценивалась как заболевание, приводящее женщину сначала к «сухотке», потом к чахотке, а потом и к смерти. Чтобы такого не произошло, вдова обязана была в обязательном порядке поминать мужа на третий, девятый, сороковой дни, затем на полгода и на годовщину его смерти. Чрез год поминать умершего следовало только в родительские субботы – примерно 12 раз в год.

Если же молодая вдова не переставала плакать, то делать это ей просто напросто запрещали, занимая ее непосильной работой, сложными поручениями, отвлекая таким образом от горя.

Но это помогало далеко не всегда, а в суровой крестьянской семье с невесткой-вдовой часто обращались весьма неласково, считая ее «лишним ртом», и это еще больше погружало некоторых женщин в горе. Тогда к вдове начинали приходить черти.

Свидание с огненным змеем

Крестьяне рассказывали о том, что к вдове, принимая облик покойного супруга, начинает приходить «нечистый» или бес. Однако чаще всего речь шла именно об огненном змее, который, рассыпаясь огненными искрами, прилетал по небу и проникал в дом через печную трубу, – об этом пишут собиратель фольклора, лингвист Татьяна Владимировна Махрачева и её соавтор А. С Ивановская в совместной работе «Народная демонология на территории Тамбовской области».

При этом другие люди змея не видят и могут судить о его присутствии лишь по искрам, которые сыпятся с его хвоста, звукам и свисту, который он издает.

«Покойник» поначалу весьма ласков со своей жертвой – он одаривает её конфетами и сладостями, ласкает. Однако сладости поутру превращаются в навоз или в кости, а ласки заканчиваются спутанными в колтун космами или обрезанными волосами.

В селе Заречье Пичаевского района Тамбовской области одна из крестьянок рассказывала, что змей прилетал к её подруге и придавил её воротами, а потом после смерти мужа повадился летать и к ней, однако положение спас сын, которому она рассказала о том, что к ней по ночам приходит покойный муж.

Сначала от змея огораживались «ухтовыми кресточками» – крестами, сложенными из лучины, и сыпали маковые зерна, которых змей якобы боится, а когда это не помогло, в дом срочно позвали монашку из ближайшего монастыря – читать молитвы и дежурить с вдовой всю ночь.

По словам самой крестьянки, змей снова пришел, свистел у двери, и женщина была готова впустить «мужа», но монашка крепко схватила её за шиворот и не пустила, крикнув через дверь бесу: «Свисти не свисти, а я её не пущу!»

Он живет в лесу, появляется с тучей и имеет хвост

В селе Рудовка того же района змея описывали, как огромный огненный шар с хвостом, как огненный лоскут или как светящийся меч. Считалось, что прилетает он строго с 12 до часу ночи. Принимая человеческий образ, он не может избавиться от своей бесовской сути, и поэтому у него обязательно есть какой-нибудь изъян – например, копыта или хвост.

Местом жительства змея крестьяне считали дремучий лес и часто рассказывали, что бес проявляется из леса «с тучей».

При этом в одних случаях крестьянки говорили, что ни в коем случае нельзя при свидании со змеем поминать Господа, иначе бес убьет «кирпичом», а в других же случаях, наоборот, это рекомендовали делать, как защиту от беса. Верным знаком того, что перед ними змей, крестьянки считали отказ «покойного мужа» сесть вблизи икон или перекреститься перед ними.

Крестьяне рассказывали, что бес особо буйствовал в этих краях во время и после Первой мировой войны, когда по деревням осталось много вдов. Не гнушался он и свиданиями с пожилыми женщинами.

Крестьяне села Ольшанка поведали этнографам, как в соседней Воронцовке «змей летал к бабушке», муж которой не вернулся с войны. Возраст женщины они не называли, но вполне могло статься, что женщина была еще не старая, едва за 50 лет. Она приходила в местный магазин, покупала табак и рассказывала продавцам, что к ней вернулся её «старик», да не один, а с другом. Через несколько дней женщину нашли мертвой и посчитали, что «её хвостом убил змей».

Защититься можно лишь молитвой

В селе Егоровка крестьянка рассказала ученым, что если вдова тоскует по покойнику и очень хочет еще раз свидеться с ним, то змей «приликается в лик покойника»: так её сноха тосковала по мужу три года, после чего начала его видеть и даже какое-то время с ним сожительствовала, пока он не попытался утопить ее в реке.

Защититься от змея можно было только крестом, молитвами (часто приглашали «дежурить» и читать молитвы подруг, родню или монашек) и окуриванием жилища ладаном, запаха которого змей не переносит.

Иногда советовали отпугнуть демона странным поведением. Надо было сесть ночью во дворе и начать грызть конопляные семечки, а на вопрос змея «что делаешь?» ответить «Вшей грызу». Змей должен был удивиться и уйти.

Но более всего при нашествии бесов советовали «сходить в церковь помолиться, исповедаться и причаститься».

Можно посчитать все это россказнями неграмотных крестьянок, а можно вспомнить, с чего начиналось житие Святых Петра и Февронии: с того, что князь сразился со змеем, который прилетал к жене его брата.

Некоторые люди верят в мистическое. Так было и раньше, есть и сейчас. А из этого конкретного суеверия про страшного змея можно сделать вывод, что человеку, конечно, нужно говоревать об ушедшем близком, но постараться потом все-таки начать жить дальше, вспоминая прошлое, не зацикливаться на нем полностью и не растворяться в своем горе на долгие годы. К сожалению, все мы там будем, у каждого человека свой календарь на этой земле. И нужно всеми силами держать себя на плаву этой жизни, раз уж суждено было остаться в ней дольше другого.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.