НА КАЛЕНДАРЕ

На Руси покойнику закрывали глаза и не целовали в губы

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
02 Сентября 2020 г.

На Руси существовали свои погребальные обряды, касавшиеся всех этапов похорон. Опасаясь, что умерший человек может нанести вред живым, в обществе сформировались определённые правила обращения с покойником, которых старались строго придерживаться.

На Руси покойнику закрывали глаза и не целовали в губы

Открытые глаза

Согласно церковным представлениям покинувший этот мир человек физически, то есть телом, засыпал, но душой оставался жив. Чтобы у присутствовавших на похоронах людей создалось впечатление, что покойник действительно умиротворённо спит, было принято закрывать усопшему глаза, если в момент смерти они были раскрыты.

Корни этого суеверия восходят к стародавним временам, когда существовало поверье, что открытые глаза мёртвого могут забрать с собой в потусторонний мир душу какого-нибудь родственника или близкого. На этот счёт даже существовала поговорка: «Смотрит – кого-нибудь насмотрит».

Чтобы предотвратить скорую смерть ещё оного члена семьи, и для большей уверенности, что глаза покойного не раскроются, на веки клали медные пятаки. Эта традиция известна ещё с античных времён и была характерна для древнегреческой культуры, в которой эти деньги расценивались как подношение паромщику Харону, доставлявшему души почивших людей через реку Стикс в Царство Мёртвых. Эллины полагали, что без этой «взятки» за транспортировку душа умершего не попадёт в пункт назначения, а застряв между мирами, будет бродить там в течение 100 лет и постоянно преследовать живых.

С точки зрения медицины, закрывать глаза покойнику следует, потому что не смачиваемая слезой роговица при открытых веках очень быстро мутнеет, и очи приобретают устрашающий вид.

Поцелуй в губы

На Руси из суеверных соображений запрещалось целовать покойника в губы. Прощаясь с родным человеком, близким следовало лишь прикоснуться своими устами к лежавшему на лбу мертвеца венчику. Считалось, что нарушивший это табу человек, мог впустить в своё тело душу покойника, из-за чего его могли мучить ночные кошмары и одолевать разного рода неприятности и болезни.

Запрет на целование покойника в губы аргументирован также гигиеническими соображениями: в теле усопшего могут находиться опасные бактерии, способные нанести вред здоровью живого человека.

Гроб не по размеру

Плохой приметой на Руси считалось, если гроб был велик покойному. По народному поверью домовина должна была быть в самую пору усопшему. Свободное место в гробу сулило семье ещё одну смерть, так как предполагалось, что мертвец обязательно заполнит кем-то из родных.

Облачение усопшего

После проведения традиционного обряда омовения, покойника на Руси облачали в чистую одежду, являвшуюся символом нетления. Чаще всего в последний путь человека провожали в новом облачении, но если родственники усопшего не располагали финансовыми возможностями, допускалось, чтобы вещи были ношеными, но обязательно незапятнанными и опрятными.

Порой старые люди, предчувствуя скорую смерть, заблаговременно шили себе похоронные одеяния. Обычно для этого бралась белая материя, из которой выкраивались необходимые предметы гардероба, кои сшивались без намётки и узелков.

Ни в коем случае нельзя было наряжать покойника в одежды красного цвета, так как он ассоциировался с кровью, а потому предвещал скорую смерть кровного родственника усопшего.

Что касается узелков, то их не делали не только при шитье, но и при подвязывании пояса и платков – концы этих аксессуаров просто перекрещивали между собой, так как по поверью любой узел мог доставить умершему на том свете мучения и неудобства.

Мёртвые путы

В давние времена дурным предзнаменованием считалось оставление на покойнике мёртвых пут, которыми были связаны его руки и ноги до погребения. В старину полагали, что эти верёвки удерживали в теле скончавшегося душу, чтобы она случайно не переселилась в другого человека и не осталась в мире живых. Таким образом предки пытались сдержать мертвеца, чтобы он случайно не поднялся из гроба и не навредил окружающим. Путы применялись и для того, чтобы дьявольские силы не скрючивали покойника. С практичной точки зрения веревки были необходимы для сохранения нужного положения окоченевших конечностей.

Перед преданием тела покойника земле мёртвые путы неукоснительно разрезались, чтобы душа могла беспрепятственно покинуть физическую оболочку, иначе мертвец начнет являться родственникам в кошмарах и, что ещё страшнее, заберет к себе кого-нибудь из них.

Если по какой-либо причине родные забывали перерезать путы, то при похоронах любого другого человека, в гроб клали ножницы и просили его передать их мучившемуся родному, чтобы он сам избавился от сковывающих верёвок.

Снятые с покойника мёртвые путы могли быть положены в гроб в ногах усопшего и захоронены, но нередко родственники забирали их и использовали в целебных и магических ритуалах, так как считалось, что в них сконцентрирована мощная разрушительная энергия. Однако хранить их в доме не рекомендовалось - идеальным местом был сарай или иное нежилое помещение.

Вынос вперёд головой

Чтобы покойник обрёл покой в загробном мире, его необходимо было выносить из дома ногами вперёд. По славянскому поверью это делалось из-за того, что дверь расценивалась ими как портал в потусторонний мир, и, вынося домовину подобным образом, живые указывали мёртвому направление в загробное царство.

В качестве ещё одного аргумента поступать так, а не иначе, предки приводили тот факт, что вынос тела вперёд ногами не давал возможности душе запомнить обратный путь домой, а значит, обеспечивал безопасность домочадцев. К слову в стародавние времена, чтобы ещё больше запутать душу покойника, гроб выносили не через дверь, а просовывали сквозь специально проделанное по случаю кончины отверстие в стене, которое после погребения замуровывалось.

После принятия православия данное явление приобрело иное толкование: считалось, что выносить покойника вперёд ногами нужно было для того, чтобы в храм он попадал лицом к алтарю, и он мог в последний раз символически воздать молитву Богу.

Многие явления, связанные с обращением с покойным на Руси, указывают на то, что оставшиеся на этом свете родные и близкие хотели всеми способами уберечься от смерти. Да и правильно. Кто же хочет туда?..

А у нас есть еще публикации в связи с поднятой темой:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.