С обручальными кольцами связано очень много суеверий. А если речь идёт об обручальных кольцах вдовцов, люди сразу начинают придумывать, что «золото впитывает энергетику умершего», «зовет на тот свет», а «носить обручальное кольцо, если супруг умер, значит, обрекать себя на несчастья и одиночество». Все это глупости, и часто обручальные кольца остаются единственным напоминанием о любимом человеке.
Что касается атеистов, то здесь все просто: в ЗАГСе муж и жена надевают друг другу кольца на безымянный палец правой руки – обычай этот идёт из православия. Если же кто-то теряет супруга, то выбор остается за вдовой или вдовцом. Одни оставляют кольцо на правой руке, другие перемещают его на левую руку, а третьи носят на левой руке не только свое кольцо но и кольцо супруга или вешают кольцо супруга на шею на цепочку. Но у верующих все не так просто.
Иудеи
Обычай носить обручальное кольцо на левой руке связан с древним поверьем, которое пришло из Египта о том, что на безымянном пальце левой руки проходит некая артерия, «нерв любви»; точно такое же поверье было распространено у древних евреев. Этот обычай указан в книге «Тикунэй Зоар» иудейского священника Шимона бар-Йохая, который жил на заре нашей эры.
В иудаизме во время обряда бракосочетания – хупы, жених надевает невесте кольцо на указательный палец левой руки, таким образом он как бы освящает женщину этим предметом и посвящает её себе. Кольцо носит только женщина, взглянув на него, она обязана помнить, что она отныне и навсегда – замужем. На указательном пальце кольцо женщина носит в день свадьбы, а потом надевает его на безымянный; причём руку выбирает в зависимости от традиций, в которых воспитана.
Если супруг умирает, то вдова снимает кольцо с пальца и хранит его у себя или может пожертвовать на благотворительность, которой должна заниматься определенное количество дней.
Мусульмане
Согласно Корану, мужчина-мусульманин не имеет право носить золото, оно оскверняет плоть, но может носить тонкое серебряное кольцо, вес которого не должен превышать 4,375 грамма. Существует запрет носить кольца на указательных и средних пальцах; эти запреты не касаются женщин.
В исламе отсутствует обычай обмениваться кольцами, более того, есть запрет на подражание другим религиям. Исламский ученый хадисовед Абу Дауд говорил так: «Кто подражает какому-либо народу, тот из них».
Впрочем, в исламе позволительно дарить жене кольца на свадьбу, но именно как свадебный подарок, и женщина может носить их так, как ей хочется. Мужчина может носить серебряное кольцо как знак для окружающих, что он женат, но никакого духовного смысла в эти украшения не вкладывается.
Если мусульманская женщина остается вдовой, то по Корану ей предписывается выдерживать определенный срок траура — идду, после которого она считается свободной. Никаких указаний по поводу колец не существует, кроме того, что все подарки принадлежат женщине. Для вдовцов вообще не существует особых предписаний.
Буддисты
В обряде буддистов тоже нет места кольцам — там во время обряда вокруг жениха и невесты пять буддийских монахов читают мантры и окуривают брачующихся благовониями. Но согласно представлениям буддистов о жизненной энергии человеческого тела, безымянный палец отвечает за мужа или жену, а значит, женатый человек может носить на нём кольцо с обрядовыми надписями, то есть муж и жена могут обменяться памятными кольцами.
Но чаще они делают это по светским законам в ЗАГСе. Решение носить или не носить кольцо после смерти супруга остается за овдовевшим. Впрочем, часто в его решение вмешиваются различные поверья, которых у буддистов много. Например, что продолжая носить кольцо, человек связывает себя с умершим.
Православные
В православии, а также в некоторых странах, где распространен католицизм (например, в Белоруссии, Германии, Испании, Австрии, Дании, Венгрии и в Нидерландах) обручальное кольцо при венчании надевают на безымянный палец правой руки, потому что согласно учению, именно за правым плечом стоит Ангел-Хранитель, который дан человеку при крещении и который будет оберегать его самого и его брак.
В случае вдовства православный в знак скорби и верности умершему супругу надевает кольцо на левую руку. Есть ещё один обычай: можно отнести венчальное кольцо (свое и умершего) к какому-нибудь чудотворному образу и там его оставить как дар, либо переплавить, продать, а деньги пожертвовать на благотворительность, с просьбой помолиться за умершего. Можно также хранить кольцо возле икон в «красном углу».
Католики и протестанты
В католицизме венчальное кольцо надевают на левую руку, а в случае вдовства — на правую. Это связано с поверием, что левая рука находится ближе к сердцу. Однако, так было не всегда — в Средние века в разных странах существовали разные указы относительно того, на какой палец нужно надевать кольцо, и оно перебывало на всех пальцах правой и левой руки.
У протестантов само венчание схоже с католическим, а рука, на которую надевается кольцо, зависит от страны. Никаких особых указаний по поводу колец для овдовевших супругов протестанты и католики не дают, хотя согласно европейскому этикету вдова не должны носить обручальное кольцо вовсе, его следует снять и хранить дома.
Традиции, связанные с обручальными кольцами, стоит уважать. Но если любви нет в душе и сердце, согласитесь, никакие условности и атрибутика не помогут.
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.