НА КАЛЕНДАРЕ

Фигушка, высунутый язык и другие… Откуда у нас эти жесты?

По инф. cyrillitsa.ru   
14 Августа 2020 г.

Жесты мы используем для выражения десятка эмоций. Прогнать, потребовать, позвать, пообещать, отказать, раскаяться, подбодрить, обвинить, простить, благословить, посочувствовать — эти и многие другие действия необязательно сопровождать словами. Но бытовали жесты, которые русские, использовали с превеликой осторожностью, потому как тот, кому жест предназначался, мог за оскорбление и по морде смазать.

Фигушка, высунутый язык и другие… Откуда у нас эти жесты?

Фига

Сегодня мы смело сворачиваем фигу, когда хотим поставить точку в споре и четко дать понять оппоненту, что он не получит желаемого. А еще век назад к кукишу прибегали в крайних случаях. Женщины с его помощью наотрез отказывали назойливым ухажерам, при этом непристойный жест усиливался плевком. А еще все от мала до велика отпугивали кукишем нечисть или держали фигу в кармане штанов, чтобы защититься от сглаза.

Почему русские женщины в крайнем случае сворачивали фигу? По одной из версий, жест использовали переселявшиеся на Русь немцы. Кукишем, в конфигурации которого при желании можно разглядеть фаллический символ, немцы наивно пытались соблазнять русских красавиц. Еще одна версия — само слово «фига» произошло от немецкого «fick-fick machen» — традиционного немецкого приглашения к соитию. В русском культурном коде жест считался неприличным в принципе, со временем трансформировавшись в категорическое «нет!».

Как пишет языковед Т. Красикова в статье «Невербальное поведение как отражение национального культурного кода», существует и еще одна версия происхождения нелицеприятного жеста, которая объясняет, как он появился у немцев. В 12 веке император Фридрих Первый Барбаросса был изгнан миланцами, которые посадили правителя не на коня, а на мула, и выпроводили из Милана. Оскорбленный император через некоторое время сумел захватить город и отомстил за унижение. Он заставил каждого горожанина зубами снимать листок фиги с зада мула. Согласно легенде, именно тогда и появилось выражение «выкуси фигу».

Шапку оземь

Одним из способов опозорить человека на Руси считалось срывание головного убора: с женщин — платка, с мужчин — шапки. При наказании плетьми палач сначала сбивал с головы шапку или платок и только потом приступал к экзекуции. С должников шапку сбивали публично, при всём честном народе, и это считалось величайшим позором. У казаков и на Кавказе и сегодня сохранилось отношение к папахе как к символу достоинства, поэтому за сшибленный в горячем споре головной убор легко поплатиться собственной головой, а сам жест равнозначен вызову на поединок.

Однако со временем позорное срывание шапки трансформировалось в жест отчаяния — русские мужики добровольно сбивали и бросали на землю шапку лишь в крайних случаях, при приступах непробудного отчаяния, давая понять: достоинства, чтобы выйти из затруднений, совершенно не осталось.

Скрещенные руки

Современные психологи в один голос уверяют, что скрещенные руки — это жест защиты. Но используют его не только тогда, когда хотят невербально блокировать неприятного собеседника, но и по практическим соображениям — при длительной беседе опущенные вдоль тела руки попросту затекают.

После реформы патриарха Никона 1666 года в церкви со скрещенными руками стояли только старообрядцы. Им и сегодня разрешается скрещивать руки на груди или использовать сокращенную версию этого жеста — переплетать руки на поясе. Традиция скрещивания рук во время молитвы пришла с Востока, где жест буквально значил «Слушаю и повинуюсь». У старообрядцев же поднятие рук выше пояса связано еще и с тем, что всю нижнюю часть тела они считают нечистой. На Шестопсалмии, Причастии и во время прикладывания к Евангелию старообрядцы скрещивают руки на груди, в остальное время держат скрещенными на животе, при этом правая рука поверх левой. Такая поза означает покорность. Со скрещенными на груди руками долгое время изображались святые на иконах, но с петровских времен церковь перестала настаивать на скрещенных руках, а прихожане начали считать этот жест приметой старообрядческой службы.

Тыкать пальцем

Сегодня показывать пальцем на человека считается верхом неприличия. Запрет на этот жест сохраняется со времен древних славян-язычников, которые верили: колдуны якобы передавали свою силу, хватая другого человека за палец, или пытались подчинить себе душу того, за чей палец они ухватились. Историк-этнограф Денис Ляпин в «Очерках этнографии Верхнего Подонья» указывает, что запрет тыкать пальцем в человека был распространен повсеместно. Сакральный жест сулил беды тому, на кого указывали пальцем, поэтому в ответ на него можно было и по шапке схлопотать. Существовал запрет на щелканье пальцами — на Руси верили, что таким образом легко привлечь внимание нечистой силы.

Высунутый язык

Неприлично было показывать язык. По одной из версий, потому что язык считался органом невоздержанности, способным подтолкнуть к греху. Именно с его помощью человек исторгает нечестивые или лживые речи, а значит, грешит. С высунутым языком говорить невозможно, но его демонстрация как бы намекает на готовность нарушить божьи заповеди. К тому же еще русский священник Павел Флоренский указывал на то, что по гомотипии (симметричному расположению человеческих органов) язык напрямую соотносится с мужским и женским половым органом, так что запрет на демонстрацию языка в этом контексте вполне понятен.

...И еще из мира традиций, ставших частью нашей психологии:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.