Жесты мы используем для выражения десятка эмоций. Прогнать, потребовать, позвать, пообещать, отказать, раскаяться, подбодрить, обвинить, простить, благословить, посочувствовать — эти и многие другие действия необязательно сопровождать словами. Но бытовали жесты, которые русские, использовали с превеликой осторожностью, потому как тот, кому жест предназначался, мог за оскорбление и по морде смазать.
Фига
Сегодня мы смело сворачиваем фигу, когда хотим поставить точку в споре и четко дать понять оппоненту, что он не получит желаемого. А еще век назад к кукишу прибегали в крайних случаях. Женщины с его помощью наотрез отказывали назойливым ухажерам, при этом непристойный жест усиливался плевком. А еще все от мала до велика отпугивали кукишем нечисть или держали фигу в кармане штанов, чтобы защититься от сглаза.
Почему русские женщины в крайнем случае сворачивали фигу? По одной из версий, жест использовали переселявшиеся на Русь немцы. Кукишем, в конфигурации которого при желании можно разглядеть фаллический символ, немцы наивно пытались соблазнять русских красавиц. Еще одна версия — само слово «фига» произошло от немецкого «fick-fick machen» — традиционного немецкого приглашения к соитию. В русском культурном коде жест считался неприличным в принципе, со временем трансформировавшись в категорическое «нет!».
Как пишет языковед Т. Красикова в статье «Невербальное поведение как отражение национального культурного кода», существует и еще одна версия происхождения нелицеприятного жеста, которая объясняет, как он появился у немцев. В 12 веке император Фридрих Первый Барбаросса был изгнан миланцами, которые посадили правителя не на коня, а на мула, и выпроводили из Милана. Оскорбленный император через некоторое время сумел захватить город и отомстил за унижение. Он заставил каждого горожанина зубами снимать листок фиги с зада мула. Согласно легенде, именно тогда и появилось выражение «выкуси фигу».
Шапку оземь
Одним из способов опозорить человека на Руси считалось срывание головного убора: с женщин — платка, с мужчин — шапки. При наказании плетьми палач сначала сбивал с головы шапку или платок и только потом приступал к экзекуции. С должников шапку сбивали публично, при всём честном народе, и это считалось величайшим позором. У казаков и на Кавказе и сегодня сохранилось отношение к папахе как к символу достоинства, поэтому за сшибленный в горячем споре головной убор легко поплатиться собственной головой, а сам жест равнозначен вызову на поединок.
Однако со временем позорное срывание шапки трансформировалось в жест отчаяния — русские мужики добровольно сбивали и бросали на землю шапку лишь в крайних случаях, при приступах непробудного отчаяния, давая понять: достоинства, чтобы выйти из затруднений, совершенно не осталось.
Скрещенные руки
Современные психологи в один голос уверяют, что скрещенные руки — это жест защиты. Но используют его не только тогда, когда хотят невербально блокировать неприятного собеседника, но и по практическим соображениям — при длительной беседе опущенные вдоль тела руки попросту затекают.
После реформы патриарха Никона 1666 года в церкви со скрещенными руками стояли только старообрядцы. Им и сегодня разрешается скрещивать руки на груди или использовать сокращенную версию этого жеста — переплетать руки на поясе. Традиция скрещивания рук во время молитвы пришла с Востока, где жест буквально значил «Слушаю и повинуюсь». У старообрядцев же поднятие рук выше пояса связано еще и с тем, что всю нижнюю часть тела они считают нечистой. На Шестопсалмии, Причастии и во время прикладывания к Евангелию старообрядцы скрещивают руки на груди, в остальное время держат скрещенными на животе, при этом правая рука поверх левой. Такая поза означает покорность. Со скрещенными на груди руками долгое время изображались святые на иконах, но с петровских времен церковь перестала настаивать на скрещенных руках, а прихожане начали считать этот жест приметой старообрядческой службы.
Тыкать пальцем
Сегодня показывать пальцем на человека считается верхом неприличия. Запрет на этот жест сохраняется со времен древних славян-язычников, которые верили: колдуны якобы передавали свою силу, хватая другого человека за палец, или пытались подчинить себе душу того, за чей палец они ухватились. Историк-этнограф Денис Ляпин в «Очерках этнографии Верхнего Подонья» указывает, что запрет тыкать пальцем в человека был распространен повсеместно. Сакральный жест сулил беды тому, на кого указывали пальцем, поэтому в ответ на него можно было и по шапке схлопотать. Существовал запрет на щелканье пальцами — на Руси верили, что таким образом легко привлечь внимание нечистой силы.
Высунутый язык
Неприлично было показывать язык. По одной из версий, потому что язык считался органом невоздержанности, способным подтолкнуть к греху. Именно с его помощью человек исторгает нечестивые или лживые речи, а значит, грешит. С высунутым языком говорить невозможно, но его демонстрация как бы намекает на готовность нарушить божьи заповеди. К тому же еще русский священник Павел Флоренский указывал на то, что по гомотипии (симметричному расположению человеческих органов) язык напрямую соотносится с мужским и женским половым органом, так что запрет на демонстрацию языка в этом контексте вполне понятен.
...И еще из мира традиций, ставших частью нашей психологии:
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.