ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Шепот: древняя магия

По инф. cyrillitsa.ru   
05 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

zapret

Испокон веков русские люди считали, что слово — основа мироздания. Словом можно вылечить, им же можно и убить.

Шепот: древняя магия

Но особое, сакральное значение на Руси придавали словам, не просто сказанным во всеуслышание или громко выкрикиваемым, а произнесённым еле различимым шёпотом. Считалось, что последний имеет воздействие намного более сильное, чем крик.

Шёпот

С чем связан такой эффект шёпота, учёные до конца не выяснили. Скорее всего, сила его влияния объясняется вторжением в личное пространство человека, а также тем, что шепчущий, как правило, контролирует ситуацию. А если при этом ещё взять человека за руку, появится элемент гипноза и внушаемость возрастёт.

В Древней Руси волхвы читали заклинания неразборчиво и очень тихо, поскольку по поверьям громко высказанные пожелания и просьбы могут услышать злые люди или духи и сглазить, навредить. Некоторые исследователи в этимологии слова «волшебник» видят не только прославянское слово «волшба» (vъlšьba) — волхвование, но и полагают, что часть корня «ше» происходит от «шьпъть» (šьръtъ), то есть волшебник — это шепчущий волхв. Официальная наука этого не подтверждает. Зато она говорит о том, что само слово «шьпъть» имеет звукоподражательное происхождение и присутствует почти во всех славянских языках.

Волшебный шёпот

Особенностью «волшебного» шёпота были правильно подобранные слова, создающие ритм, который воздействовал на подсознание человека. Считалось, что в шёпоте главное — это шипящие и свистящие звуки. Только абсолютно здоровый человек мог шептать, больной же рисковал ухудшить тем самым своё самочувствие. Сильные «шепотки» могли проговаривать только те жрецы, у которых были целы все зубы. Заклинания были на все случаи жизни: от молитвы богам до заговоров на здоровье, на присуху, на богатство. Были и «чёрные» шепотки, которые произносились вслед врагу («От меня уходишь, всё плохое с собой уносишь») или вслед паре, которую хотят разлучить («Вместях вам не бывать, не спать, хлеб-соль не ядать, друг на друга как звери рычать...»).

Были шепотки на поруху, на болезни, для животных. Например, для собак — чтобы не лаяли и не нападали. Существовали шёпоты, направленные на месть («Твоё дело — тебе в тело»). В языческих заклинаниях люди обращались к богам: к Перуну, Велесу или Семарглу Сварожичу, к духам; к природным явлениям и стихиям, например, к заре, к ветру, к камням, к деревьям («Ой береза, красавица! Помоги мне! Любви и счастья пошли мне!..«). Самой сильной целительницей считалась мифическая Мать-сыра-земля. После распространения на Руси христианства и запрета на волхвование шептали только знахари да бабки-шептуньи. Даже в годы сурового советского атеизма этот обычай не исчез, и в деревнях по-прежнему за помощью шли к бабкам.

За тысячелетие православия в языческие заклинания вплелись обращения к Богу и Богородице, которую могли тут же назвать Макошью (в славянской мифологии отвечала за судьбу и ремёсла). Смысл шепотков не изменился — это по-прежнему просьбы о здоровье, богатстве, любви, благополучии и призвание бед на головы врагов. А заканчивать шепотки стали так же, как православные молитвы: «Аминь!» или «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

Интересно, что от слова «шьпъть» произошло и слово «шьпътьникъ», то есть «наушник» или «клеветник». На Руси доносы произносили шёпотом на ухо — из опасения, что посторонние услышат и осудят. Возможно, шёпот в этом случае действовал и как внушение. Что в современном мире говорим шёпотом мы, люди просвещенные?

Тихим, вкрадчивым голосом мы произносим слова любви и привязанности, признаёмся в чувствах. Слова угрозы, сказанные шёпотом во время ссоры, заставляют соперника понять, что оппонент настроен решительно. Мы по-прежнему наушничаем шёпотом, стесняясь своего низкого поступка, а иногда, в непростые времена, шёпотом говорим правду.

И еще о мистических традициях, отголоски которых слышны и сегодня:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Аркадий Райкин — «Из жизни многоженцев»
  • Писатели-фантасты Дяченко: Фэнтези — древняя штука, и ее истоки в сказках и мифах человечества
    Марина и Сергей Дяченко, пожалуй, самые известные русскоязычные писатели-фантасты. Они лауреаты многих премий (в том числе Eurocon-2005 — «Лучшие фантасты Европы»), авторы сценариев к успешным фильмам и телесериалам. Их книги переведены в Америке, Германии, Франции, Китае и многих других странах. В издательстве «Эксмо» выходит их собрание сочинений в 30 томах. Марина и Сергей жили в Киеве, Москве, а сейчас живут и работают в Лос-Анджелесе.
  • Поэт Юрий Энтин: Когда я пишу для детей, то стараюсь разговаривать с ними как с равными
    В конце августа наш главный детский поэт, великий Юрий Энтин отметил 85-летний юбилей. Сегодня признанный мастер доброго, чуткого, умного рифмованного слова — наш собеседник.
  • Все дело в яме
    Петровича натурально турнули с работы. Вернее даже, скажем так, если точнее быть, то нагло выпнули. Дали конверт с выходными тыщами и даже до свидания не сказали.
  • Их помнит мир спасённый
    Хочу рассказать о своём отце – Михаиле Андреяновиче Лаптеве – рыбаке с Волги, рядовом участнике Великой Отечественной войны, который был тяжело ранен при защите Сталинграда и умер в госпитале Кисловодска.
  • Аркадий Райкин. «Шпион»
  • Мастер большого кино
    25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Сергея Бондарчука, признанного мастера батальных сцен в кинематографе. На его счету сорок ролей в кино и девять режиссерских работ.
  • «Ты мне не муж, я тебе не жена». Семейные узы с точки зрения Церкви
    Согласно современному семейному кодексу, брак не заключается между близкими родственниками (например, между отцом и дочерью, между бабушкой и внуком или между родными братом и сестрой). Однако по православным канонам препятствием к созданию семьи являются не только кровные узы.
  • Аркадий Райкин. «Холостяк»
  • Охотник без стрел
    Собрался охотник на войну и не стал брать с собой стрел. Его спросили:
  • Олег Митяев и Марина Есипенко: народные артисты — такие же люди, как и все
    Олег Митяев и Марина Есипенко — один из самых известных в России творческих семейных союзов. Он — прославленный бард, автор песен, полюбившихся не одному поколению наших соотечественников, организатор и идейный вдохновитель бардовских фестивалей и в целом один из главных хранителей традиций авторской песни. Она — ведущая актриса столичного Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Сегодня народные артисты Российской Федерации Олег Митяев и Марина Есипенко — наши собеседники.
  • Дворянский род Бибиковых: великая династия в русской истории
    Зимой 2020 года в подмосковном селе Шкинь близ Коломны состоялось важное культурно-мемориальное событие. Стараниями Российского военно-исторического общества там был торжественно открыт монумент, посвященный русскому дворянскому роду Бибиковых. Чем они прославились в веках, какими делами заслужили о себе добрую память?
  • Аркадий Райкин — «Тост за строителей»
  • Разные соседи
    Когда обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном, в Нагорном Карабахе, где живут люди обеих национальностей все сразу поделились на два лагеря.
  • Снимок с Аркадием Райкиным: фотограф изрядно помучил тогда артиста
    Фотограф Валерий Плотников поделился вспоминаниями о семействе Райкиных и рассказал историю уникального снимка.
  • Версии гибели генерала Лебедя: взрывное устройство, мормоны и даже он сам?
    Губернатор Красноярского края Александр Лебедь погиб 28 апреля 2002 года. Вертолет Ми-8, который вез региональных чиновников и журналистов на открытие горнолыжной трассы, потерпел крушение на Буйбинском перевале, неподалеку от озера Ойское. Неожиданная смерть генерала вызвала множество слухов и предположений. Одни конспирологи увидели в случившемся происки политических противников, другие – месть криминальных авторитетов. Обстоятельства гибели А.И. Лебедя до сих пор вызывают множество вопросов.
  • Исторический миф: когда «факты» на самом деле и не факты вовсе
    Сергей Игоревич Белов — кандидат исторических наук, доцент МГУ, исследователь политики памяти. Одна из его статей — «Соотношение концептов "исторический миф" и "политический миф"» опубликована в 2018 году в «Вестнике Московского университета». Автор статьи считает, что исторический миф является подвидом мифа политического.
  • Змей Горыныч – испытание, степные кочевники, сын Вия. Кто ты?
    Этот персонаж — один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч — антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?
  • Аркадий Райкин. «Пожар»
  • Два куска мяса
    Молодая жена готовила свой первый в жизни семейный обед. Она отрезала от большого куска мяса маленький кусочек и сварила его отдельно в маленькой кастрюльке, а большой кусок мяса поставила тушить в большой казан. Удивлённый муж спросил, почему она так сделала.