НА КАЛЕНДАРЕ

Если навыками письма и чтения не владеет даже взрослый человек, это можно исправить

Игорь Лунев, rosbalt.ru   
18 Января 2021 г.

Начать учиться читать и писать можно всегда, возраст принципиального значения не имеет, уверена коррекционный педагог Надежда Лебедева.

Если навыками письма и чтения не владеет даже взрослый человек, это можно исправить

Многие из тех, кто не соприкасался с системой психоневрологических интернатов, даже не представляют, насколько глубока может быть педагогическая запущенность у людей, выросших в специализированных детских домах.

Юлия Калаева — взрослый человек с сохранным интеллектом, не владеющий грамотой. Каково это — учить читать взрослого человека? И как в наше время взрослые люди могут не иметь навыков, которые давно уже считаются элементарными? Об этом рассказала коррекционный педагог Надежда Лебедева, откликнувшаяся на объявление фонда «Близкие Другие». Год назад фонд начал искать педагога, который сможет научить читать и писать взрослого человека — бывшую жительницу детского дома, а потом и психоневрологического интерната для взрослых Юлию Калаеву. Юлия несколько лет назад получила квартиру и стала жить самостоятельно.

— Юля — первый взрослый человек, с которым вы занимаетесь?

— Для меня эта тема достаточно давняя. Будучи маленьким ребенком, я была удивлена тому, что моя бабушка не могла писать даже так, как я в начальной школе. Это было в середине 1990-х. Потом моя жизнь сложилась таким образом, что я стала учителем и начала работать с особыми детьми. У Юли есть мечта. Я могу помочь в ее осуществлении. Возраст здесь значения не имеет.

— Ваша основная работа связана с детьми, а тут взрослый человек. Пришлось ли как-то адаптироваться к новой ученице?

— Для меня нет большой разницы, кого учить читать и писать — семилетнего ребенка, пятнадцатилетнего подростка с особыми образовательными потребностями или Юлю, которой тридцать восемь лет. Есть определенная методика обучения грамоте. Если мы говорим про человека, который совсем не владеет навыками чтения и письма, она будет применяться вне зависимости от возраста.

В коррекционной педагогике пропагандируется индивидуальный и дифференцированный подход, когда мы стараемся отталкиваться от возможностей конкретного ребенка, и поэтому появляется большое количество дополнительных приемов, которыми обычные учителя начальных классов не пользуются. Например, музыкальные задания — игры, распевки, разминки, соединение речи и движения. Здесь важно, чтобы человек пропустил звук или слово через все свои сенсорные потоки. То есть для того, чтобы дать ребенку понятие звука, буквы, мне нужно проделать большую работу по подготовке моторики, фонематического восприятия. Дети, которые готовы, могут освоить букварь за год.

Я работаю с детьми с особыми образовательными потребностями, в частности с ментальными нарушениями различной степени выраженности и расстройствами аутистического спектра, и могу сказать, что методика, которой я пользуюсь, приносит результаты. Важнее не возраст, а умения конкретного человека. Есть такие педагогические приемы, относящиеся даже больше к логопедии, психологии, которые применяются, например, когда человек после инсульта теряет те или иные навыки. Их восстановление происходит с самого начала.

— Влияют ли на процесс обучения Юли какие-то ее личные особенности, обстоятельства жизни?

— С Юлей есть некоторые нюансы во взаимодействии — как и с любым взрослым человеком. Например, она смущается делать что-либо, кажущееся ей простым. Но в противном случае у нас не будет результата. Речь идет о каких-то игровых занятиях. Юля смущается, когда мы работаем, например, с суджоком. А с этим видом терапии связано очень много возможностей, в том числе и при коррекции постинсультных состояний.

В свое время я занималась восстановлением моего дяди после инсульта, и он очень злился, когда я заставляла его делать элементарные вещи — такие, как захват, перекладывание предмета, нахождение предмета в макаронах или в песке, прямой и обратный счет.

У Юли почва достаточно подготовленная. Ее психическое состояние вполне подходит для того, чтобы овладеть навыками чтения и письма. И у нее есть еще один потрясающий фактор — мотивация. К сожалению, мотивации нет у большинства моих учеников в школе. Я вроде как должна дать им эти навыки, но не факт, что даже при психологической готовности они хотят, чтобы я вмешивалась в какие-то их состояния.

А Юле нравится, что у нее получается. Ей хочется не только набирать сообщения голосом, но и написать. Я обещала ей: «Когда мы с тобой пройдем достаточно, я пришлю тебе открытку с письмом, и ты напишешь мне ответ».

Если навыками письма и чтения не владеет даже взрослый человек, это можно исправить

  • Надежда Лебедева

— Кроме вашего дяди и Юли у вас есть еще опыт работы со взрослыми людьми?

— Есть мои бывшие ученики — молодые люди девятнадцати-двадцати лет, с которыми мы достаточно давно общаемся. Но, к сожалению, они в силу своих особенностей, скорее всего, уже не смогут овладеть этими навыками в полной мере. Тем не менее мы с ними не останавливаемся — я же не знаю, что будет через год или через два.

— Есть ли какой-то зафиксированный минимум, недостаточный с точки зрения обычного грамотного человека, но являющийся показателем того, что ученик как-то читать и писать уже все-таки умеет?

— Важно ведь не только уметь читать. Среди моих учеников есть такие, которые формально умеют читать и писать, но они никак не используют эти навыки. То есть ребенок, например, умеет читать, но он не понимает прочитанное. Он может бездумно списать. Поэтому я за то, чтобы навыки чтения и письма находили какое-то практическое применение.

Можно говорить об уровне самостоятельности. Если мы говорим о взрослых с особыми потребностями, то некоторым из них бывает сложно расписаться. Это область применения навыков. А если человеку сложно расписаться, у окружающих сразу возникают сомнения в его интеллектуальном потенциале, при том, что он может быть гораздо выше, чем кажется.

— Как Вы думаете, много ли в наше время в России взрослых людей, не умеющих читать и писать?

— Пятнадцать лет назад я была волонтером в интернате в Псковской области. Там подрастали дети с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, снижением интеллекта, которые могли бы спокойно овладеть чтением и письмом. Но администрация интерната решила, что они не будут обучаться каким-то академическим дисциплинам.

Тогда к ним на лето приезжали не только мы, но и ребята из Сорбонны и Оксфорда. Мы в качестве дефектологов проводили с детьми занятия, и они смотрели на буквы в букварях широко открытыми глазами. Эти дети впитывали все как губки — им хотелось получать знания. Когда мы приехали на следующий год, то поняли, что у них эти навыки не закреплялись. Сейчас этим людям 27-30 лет. И таких, подозреваю, немало.

— А есть еще дисграфия — это ведь проблема несколько иного характера.

— Да, встречаются люди с высшим образованием, но при этом с дисграфией. В моем окружении есть люди, которые говорят мне: «Надежда Валерьевна, сейчас я пришлю вам документ, но вы не обращайте внимания на грамотность — я не могу писать по-другому». То есть у них не сформированы навыки письма. И при общении с человеком не всегда сразу понятно, обыкновенная это безграмотность или проявление нарушений письма, например. Не всякая дисграфия поддается стопроцентной коррекции.

Как правило, дисграфия — это особенность конкретного ученика, которая усугубляется недостатком системы образования. Ведь раньше об этом не думали. Тема дискалькулии, дисграфии и дислексии стала разрабатываться у нас не так давно — лет пятнадцать назад она была поднята в научных кругах педагогического сообщества. Соответственно, спустя еще пять лет некоторые коррекционные педагоги пришли в общеобразовательные школы и начали обращать на этот аспект внимание. По факту мы имеем сейчас немало взрослых людей с несформированными навыками чтения и письма, которые в школьные годы были просто записаны в «двоечники» и лентяи. Похожая ситуация с поведенческими расстройствами — человека с СДВГ считали просто хулиганом.

Я сейчас работаю в инклюзивном классе с особыми детьми. Но меня попросили провести исследование с обычными учащимися. В прошлом году к нам в школу пришли двадцать семь новых детей, восемь из которых оказались с подозрением на дисграфию (дисграфия ставится только с середины второго класса). То есть я как коррекционный педагог в общеобразовательной школе отметила этих восьмерых учеников. Но не нужно путать умственную отсталость и дисграфию. Последняя встречается у нормативно развивающихся детей — это следствие несформированности определенных зон головного мозга.

— Каких успехов вместе с Юлей Калаевой уже достигли?

— Мы начали заниматься в марте, но нас разлучил коронавирус. Юля отказывается заниматься дистанционно — она теряется перед планшетом, не знает, как и что там открыть, и так далее. За время, пока мы работали, Юля научилась писать буквы «А» и «О». Она готова к овладению навыками чтения и письма процентов на семьдесят — это очень большой показатель, так что мне не нужно проводить такой серьезный подготовительный этап.

— Как Вы уже рассказали, Юля — далеко не единственный взрослый человек, не владеющий навыками чтения и письма. Может быть, нужно решать эту проблему системно? Например, создать сообщество педагогов, готовых работать с такими людьми?

— Нужно создать сообщество людей, у которых есть сложности с чтением и письмом. Сейчас те, у кого такие проблемы, или их родители не обращаются сразу к специальным педагогам, так как не знают где их найти. Иногда они приходят на кафедру логопедии в Педагогический университет имени Герцена и говорят о своих сложностях, а им подбирают нужных педагогов. И я как коррекционный педагог знаю, что работать нужно только под запрос.

Хорошо, что на людях с ментальными нарушениями, педзапущенностью, какими-то отклонениями от психических норм не ставится крест. По крайней мере, добро в этом плане идет от благотворителей. Возможно, при помощи таких вот усилий сформируются и новые методики обучения навыкам чтения и письма. И людям станет легче – одним учить, а вторым образовываться. И тогда можно будет ставить уже более сложные цели и задачи, ведь предела совершенству, как известно всем, нет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз