ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Если навыками письма и чтения не владеет даже взрослый человек, это можно исправить

Игорь Лунев, rosbalt.ru   
18 Января 2021 г.
Изменить размер шрифта

Начать учиться читать и писать можно всегда, возраст принципиального значения не имеет, уверена коррекционный педагог Надежда Лебедева.

Если навыками письма и чтения не владеет даже взрослый человек, это можно исправить

Многие из тех, кто не соприкасался с системой психоневрологических интернатов, даже не представляют, насколько глубока может быть педагогическая запущенность у людей, выросших в специализированных детских домах.

Юлия Калаева — взрослый человек с сохранным интеллектом, не владеющий грамотой. Каково это — учить читать взрослого человека? И как в наше время взрослые люди могут не иметь навыков, которые давно уже считаются элементарными? Об этом рассказала коррекционный педагог Надежда Лебедева, откликнувшаяся на объявление фонда «Близкие Другие». Год назад фонд начал искать педагога, который сможет научить читать и писать взрослого человека — бывшую жительницу детского дома, а потом и психоневрологического интерната для взрослых Юлию Калаеву. Юлия несколько лет назад получила квартиру и стала жить самостоятельно.

— Юля — первый взрослый человек, с которым вы занимаетесь?

— Для меня эта тема достаточно давняя. Будучи маленьким ребенком, я была удивлена тому, что моя бабушка не могла писать даже так, как я в начальной школе. Это было в середине 1990-х. Потом моя жизнь сложилась таким образом, что я стала учителем и начала работать с особыми детьми. У Юли есть мечта. Я могу помочь в ее осуществлении. Возраст здесь значения не имеет.

— Ваша основная работа связана с детьми, а тут взрослый человек. Пришлось ли как-то адаптироваться к новой ученице?

— Для меня нет большой разницы, кого учить читать и писать — семилетнего ребенка, пятнадцатилетнего подростка с особыми образовательными потребностями или Юлю, которой тридцать восемь лет. Есть определенная методика обучения грамоте. Если мы говорим про человека, который совсем не владеет навыками чтения и письма, она будет применяться вне зависимости от возраста.

В коррекционной педагогике пропагандируется индивидуальный и дифференцированный подход, когда мы стараемся отталкиваться от возможностей конкретного ребенка, и поэтому появляется большое количество дополнительных приемов, которыми обычные учителя начальных классов не пользуются. Например, музыкальные задания — игры, распевки, разминки, соединение речи и движения. Здесь важно, чтобы человек пропустил звук или слово через все свои сенсорные потоки. То есть для того, чтобы дать ребенку понятие звука, буквы, мне нужно проделать большую работу по подготовке моторики, фонематического восприятия. Дети, которые готовы, могут освоить букварь за год.

Я работаю с детьми с особыми образовательными потребностями, в частности с ментальными нарушениями различной степени выраженности и расстройствами аутистического спектра, и могу сказать, что методика, которой я пользуюсь, приносит результаты. Важнее не возраст, а умения конкретного человека. Есть такие педагогические приемы, относящиеся даже больше к логопедии, психологии, которые применяются, например, когда человек после инсульта теряет те или иные навыки. Их восстановление происходит с самого начала.

— Влияют ли на процесс обучения Юли какие-то ее личные особенности, обстоятельства жизни?

— С Юлей есть некоторые нюансы во взаимодействии — как и с любым взрослым человеком. Например, она смущается делать что-либо, кажущееся ей простым. Но в противном случае у нас не будет результата. Речь идет о каких-то игровых занятиях. Юля смущается, когда мы работаем, например, с суджоком. А с этим видом терапии связано очень много возможностей, в том числе и при коррекции постинсультных состояний.

В свое время я занималась восстановлением моего дяди после инсульта, и он очень злился, когда я заставляла его делать элементарные вещи — такие, как захват, перекладывание предмета, нахождение предмета в макаронах или в песке, прямой и обратный счет.

У Юли почва достаточно подготовленная. Ее психическое состояние вполне подходит для того, чтобы овладеть навыками чтения и письма. И у нее есть еще один потрясающий фактор — мотивация. К сожалению, мотивации нет у большинства моих учеников в школе. Я вроде как должна дать им эти навыки, но не факт, что даже при психологической готовности они хотят, чтобы я вмешивалась в какие-то их состояния.

А Юле нравится, что у нее получается. Ей хочется не только набирать сообщения голосом, но и написать. Я обещала ей: «Когда мы с тобой пройдем достаточно, я пришлю тебе открытку с письмом, и ты напишешь мне ответ».

Если навыками письма и чтения не владеет даже взрослый человек, это можно исправить

  • Надежда Лебедева

— Кроме вашего дяди и Юли у вас есть еще опыт работы со взрослыми людьми?

— Есть мои бывшие ученики — молодые люди девятнадцати-двадцати лет, с которыми мы достаточно давно общаемся. Но, к сожалению, они в силу своих особенностей, скорее всего, уже не смогут овладеть этими навыками в полной мере. Тем не менее мы с ними не останавливаемся — я же не знаю, что будет через год или через два.

— Есть ли какой-то зафиксированный минимум, недостаточный с точки зрения обычного грамотного человека, но являющийся показателем того, что ученик как-то читать и писать уже все-таки умеет?

— Важно ведь не только уметь читать. Среди моих учеников есть такие, которые формально умеют читать и писать, но они никак не используют эти навыки. То есть ребенок, например, умеет читать, но он не понимает прочитанное. Он может бездумно списать. Поэтому я за то, чтобы навыки чтения и письма находили какое-то практическое применение.

Можно говорить об уровне самостоятельности. Если мы говорим о взрослых с особыми потребностями, то некоторым из них бывает сложно расписаться. Это область применения навыков. А если человеку сложно расписаться, у окружающих сразу возникают сомнения в его интеллектуальном потенциале, при том, что он может быть гораздо выше, чем кажется.

— Как Вы думаете, много ли в наше время в России взрослых людей, не умеющих читать и писать?

— Пятнадцать лет назад я была волонтером в интернате в Псковской области. Там подрастали дети с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, снижением интеллекта, которые могли бы спокойно овладеть чтением и письмом. Но администрация интерната решила, что они не будут обучаться каким-то академическим дисциплинам.

Тогда к ним на лето приезжали не только мы, но и ребята из Сорбонны и Оксфорда. Мы в качестве дефектологов проводили с детьми занятия, и они смотрели на буквы в букварях широко открытыми глазами. Эти дети впитывали все как губки — им хотелось получать знания. Когда мы приехали на следующий год, то поняли, что у них эти навыки не закреплялись. Сейчас этим людям 27-30 лет. И таких, подозреваю, немало.

— А есть еще дисграфия — это ведь проблема несколько иного характера.

— Да, встречаются люди с высшим образованием, но при этом с дисграфией. В моем окружении есть люди, которые говорят мне: «Надежда Валерьевна, сейчас я пришлю вам документ, но вы не обращайте внимания на грамотность — я не могу писать по-другому». То есть у них не сформированы навыки письма. И при общении с человеком не всегда сразу понятно, обыкновенная это безграмотность или проявление нарушений письма, например. Не всякая дисграфия поддается стопроцентной коррекции.

Как правило, дисграфия — это особенность конкретного ученика, которая усугубляется недостатком системы образования. Ведь раньше об этом не думали. Тема дискалькулии, дисграфии и дислексии стала разрабатываться у нас не так давно — лет пятнадцать назад она была поднята в научных кругах педагогического сообщества. Соответственно, спустя еще пять лет некоторые коррекционные педагоги пришли в общеобразовательные школы и начали обращать на этот аспект внимание. По факту мы имеем сейчас немало взрослых людей с несформированными навыками чтения и письма, которые в школьные годы были просто записаны в «двоечники» и лентяи. Похожая ситуация с поведенческими расстройствами — человека с СДВГ считали просто хулиганом.

Я сейчас работаю в инклюзивном классе с особыми детьми. Но меня попросили провести исследование с обычными учащимися. В прошлом году к нам в школу пришли двадцать семь новых детей, восемь из которых оказались с подозрением на дисграфию (дисграфия ставится только с середины второго класса). То есть я как коррекционный педагог в общеобразовательной школе отметила этих восьмерых учеников. Но не нужно путать умственную отсталость и дисграфию. Последняя встречается у нормативно развивающихся детей — это следствие несформированности определенных зон головного мозга.

— Каких успехов вместе с Юлей Калаевой уже достигли?

— Мы начали заниматься в марте, но нас разлучил коронавирус. Юля отказывается заниматься дистанционно — она теряется перед планшетом, не знает, как и что там открыть, и так далее. За время, пока мы работали, Юля научилась писать буквы «А» и «О». Она готова к овладению навыками чтения и письма процентов на семьдесят — это очень большой показатель, так что мне не нужно проводить такой серьезный подготовительный этап.

— Как Вы уже рассказали, Юля — далеко не единственный взрослый человек, не владеющий навыками чтения и письма. Может быть, нужно решать эту проблему системно? Например, создать сообщество педагогов, готовых работать с такими людьми?

— Нужно создать сообщество людей, у которых есть сложности с чтением и письмом. Сейчас те, у кого такие проблемы, или их родители не обращаются сразу к специальным педагогам, так как не знают где их найти. Иногда они приходят на кафедру логопедии в Педагогический университет имени Герцена и говорят о своих сложностях, а им подбирают нужных педагогов. И я как коррекционный педагог знаю, что работать нужно только под запрос.

Хорошо, что на людях с ментальными нарушениями, педзапущенностью, какими-то отклонениями от психических норм не ставится крест. По крайней мере, добро в этом плане идет от благотворителей. Возможно, при помощи таких вот усилий сформируются и новые методики обучения навыкам чтения и письма. И людям станет легче – одним учить, а вторым образовываться. И тогда можно будет ставить уже более сложные цели и задачи, ведь предела совершенству, как известно всем, нет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • «Фотография моей прабабушки». Клара Новикова.
  • Тайны спрятанных, утерянных, не найденных или украденных мировых кладов
    Вечная интрига человечества: тайны спрятанных, утерянных, не найденных или просто украденных (как золото царской России) кладов. Их ищут, сегодня это уже гигантский бизнес, для кого-то успешный, для кого-то разорительный, но... он существует. Об этом и поговорим.
  • К 2050 году аномальная жара станет обычным явлением. Страшно!
    «Если выбросы парниковых газов будут продолжаться в экстремальных темпах, смертоносные недельные периоды аномальной жары к 2050 году могут стать более вероятными в 7 раз, говорится в новом исследовании. Эксперты из Швейцарского федерального технологического института смоделировали частоту эпизодов экстремальных температур при различных сценариях выбросов», — сообщает Daily Mail.
  • Публицист – о нашумевшей украинской статье Путина и логике политборьбы
    Владимир Путин не так уж редко публикует статьи. Успех недавней, которая называется «Об историческом единстве русских и украинцев», оказался беспрецедентным, и обсуждение её не прекращается. Оно и ясно, ведь были подняты непростые вопросы: дореволюционное понимание русской нации, жёсткая критика большевизма, взаимоотношения власти с «национализмом в хорошем смысле». Обо всём разговор с политическим публицистом и телеведущим Егором Холмогоровым.
  • «Какая Света в 8 утра 1 января?» Владимир Винокур (1987)
  • Как создавали пять самых популярных детских песен
    Многие песни для детей популярны с советских времен по сей день. Их разучивают в детских садах и школах, они звучат в любимых мультфильмах, на праздниках и концертах. Здесь собрано пять историй о том, как появились известные песни для малышей. Читайте, кому Юрий Энтин посвятил «Антошку», откуда взялось название «чудо-острова» Чунга-Чанга и сколько авторов писали музыку для композиции «В траве сидел кузнечик».
  • Жизнь подражает искусству больше, чем искусство — жизни
    Историк и писатель Кирилл Кобрин до коронавируса постоянно перемещался по миру. Во время своих поездок писатель вел дневник, фиксируя в нем сложившийся культурный и политический контекст эпохи, в конечном итоге приведший к нынешней изоляции. Размышляя о вещах, артефактах, текстах и музыке, встречавшихся на его пути, автор оставил нам в своей книге «На пути к изоляции. Дневник предвирусных лет (+ карантинный эпилог)» детальное описание ушедшего мира предковидной эпохи. Ниже предлагаем прочитать фрагмент данной работы автора.
  • Эксперт о COVID-19: Правда в том, что у нас нет даже эпидемии
    Российские, и не только, российские чиновники полюбили образные сравнения COVID-19 с чумой или, на худой конец, с испанкой. Про чуму промолчим, так как глупость комментировать бесполезно. А про «испанский грипп» просто приведем цифры: с января 1918 года по 1920 год во всём мире испанкой было заражено не менее 550 миллионов человек (около 30 процентов населения планеты). Число умерших оценивают от 17 до 50 миллионов человек. При такой несравнимости ситуации меры во всем мире принимаются противочумные!
  • На литовско-белорусской границе всплеск нелегальной миграции
    «Белорусский диктатор Лукашенко позволяет сотням мигрантов перебираться в Литву, и страна ЕС достигает предела своих возможностей. Многие населенные пункты не хотят принимать людей», — пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung.
  • «Кросс». Аркадий Арканов (1979)
  • Одна роза
    rose Правитель объявил, что собирается посмотреть на куст с экзотическими розами в монастырском саду.
  • Сейчас знакомятся в интернете, а раньше женихи съезжались на балы невест
    От бала невест и сватовства до девичника в бане и путешествия по Европе — ниже пойдет рассказ о свадебных традициях у дворян и купцов в XIX веке. Узнайте, сколько лет прошло от помолвки Александра Пушкина с Натальей Гончаровой до их свадьбы, когда родительское благословение перестало быть обязательным и почему у Софьи Толстой не было приданого.
  • Мошенники-торговцы были и сотни лет назад. Как с ними боролись?
    В 21 веке, благодаря контролирующим органам, покупатель может защититьсебя  от мошенничества со стороны продавца. Но часть бизнесменов работает сейчас через интернет, и недобросовестных продавцов, работающих в виртуале, стало наказывать сложнее. А покупатели... Вроде бы и о мерах предосторожности уже на каждом углу говорится, а число обманутых людей только растет. Интересно, а как в прошлые века наказывали торговцев-аферистов?
  • Как мошенники обманывают по телефону от Сбербанка
    Самый крупный банк России – Сбербанк. У него очень много клиентов, и это, конечно, хотят использовать в своих целях мошенники, пытаясь обмануть людей по телефону. Джентльмены удачи звонят им и представляются сотрудниками Сбербанка. И поэтому нужно быть начеку. В помощь здесь и официальный сайт финансовой структуры. Там дан полный анализ ситуаций с мошенниками и размещена инструкция, позволяющая не стать их жертвой.
  • Эксперты – о нашумевшей статье Путина о единстве русских и украинцев
    Широкий резонанс получила статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Президент высказал мысль, что стену, возникшую в последние годы между Россией и Украиной, он воспринимает как трагедию. Отмечает: «Это, прежде всего, последствия наших собственных ошибок, допущенных в разные периоды». Напрямую и подробно президент не говорит, какие ошибки совершались, но чётко определяет их последствия. Не говорит и о том, как избегать ошибок в будущем. Эксперты поделились своими соображениями на этот счёт.
  • «Холостяк». Аркадий Райкин
  • Образ священника в отечественном кино: лучше Мамонова не сыграл никто
    В этом году исполняется 15 лет фильму «Остров» Павла Лунгина. Образ монаха-отшельника, созданный Петром Мамоновым, стал лучшим словом о церкви и православии, сказанным кинематографом в постсоветской России. Вслед за этим ничего не только равного, но даже сопоставимого по значимости, художественной и духовной ценности за полтора десятка лет на эту тему создано не было. Почему?
  • Иван Черняховский: молодой генерал с чредой очень ярких побед
    На фоне исторических фигур Жукова, Рокоссовского, Василевского его порой выделяют лишь как «самого молодого» из командующих фронтами. Но те же военачальники признавали Ивана Черняховского одним из самых талантливых советских полководцев, при том происходил он не из рода военных, родился 115 лет назад (если верить энциклопедиям прежней эпохи) в сугубо мирной семье железнодорожника.
  • Как корнет-мошенник совершил сделку века – продал… Зимний дворец
    Мир знает немало гениальных мошенников. Один из них – Николай Герасимович Савин (корнет Савин), который прожил жизнь, полную авантюрных историй. Один раз этот ловкач даже умудрился продать... Зимний дворец. Покупателем такого статусного объекта стал американский миллионер.
  • На борьбу с пылающим лесом в Якутию съехались лучшие пожарные страны
    Этим летом лесные пожары в Якутии по своему размаху превзошли все мыслимые пределы. Только представьте: горит 570 тысяч гектаров! На тушение выехали лучшие пожарные страны. Они констатируют: хвоя лиственницы высохла и стала порохом.