ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2021-07-12-15-17-55
В Новосибирске началось проведение очных этапов отбора на обучение программированию в «Школе 21», сообщает пресс-служба Сбербанка.
2021-07-09-09-55-31
Сбербанк уделяет особое внимание развитию финансовой грамотности среди своих самых маленьких клиентов. Совместно с «Детским радио» Сбер запустил многосерийный подкаст «Петя и СберКот», созданный специально для детей. Об этом сообщает пресс-служба...
-10-2-
Сбер подарит родителям детей, получивших на любую карту Сбербанка от государства 10 тысяч рублей, еще 2000 рублей и другие подарки, сообщает пресс-служба банка.
2021-07-09-03-50-04
Меня часто спрашивают: как приучить ребёнка к чтению? Как заставить его читать нужные книги?
2021-07-16-05-13-00
Недавно поздним вечером я ехал на велосипеде по посёлку Выдрино, это в Бурятии, на границе с Иркутской областью. На неосвещённых участках улиц приходилось напрягать зрение, чтобы в кого-нибудь не врезаться случайно. Впереди, заняв почти всю дорогу (машин здесь мало, особенно в это время суток), шла...

МультиВход
 

А ваши внуки умеют… говорить?

Анна Семенец, rosbalt.ru   
06 Января 2021 г.
Изменить размер шрифта

cheburashka

Ответы у доски не учат школьников выражать свои мысли вслух, считает основатель Института публичных выступлений Ирина Баржак.

А ваши внуки умеют… говорить?

Опыт публичных выступлений есть у каждого. Все мы без исключения учились в школе и отвечали у доски: читали стихи, доклады, пересказывали параграфы. В крайнем случае — отвечали с места, но тоже перед всем классом. Казалось бы, этот формат — ответ у доски — изначально задумывался как раз для того, чтобы научить детей говорить, выражать свои мысли вслух, выступать перед аудиторией. Но до сих пор почему-то считается, что научиться они должны как-то сами собой: в школе никто не рассказывает, как устроено публичное выступление, как к нему готовиться, как победить волнение. Но как бы хорошо ребенок не выучил тему, страх публичного выступления парализует, не дает сосредоточиться, а все знания словно улетучиваются. Кроме того, во многих школах выражать свои мысли вообще не очень принято. В отдельных случаях за это даже снижают оценку — «твоего мнения никто не спрашивал».

В итоге, несмотря на опыт школьных лет, а, может, именно благодаря ему, многие из нас, даже будучи взрослыми, не умеют говорить на публику и выражать свои мысли вслух. Почему так происходит и как этому научиться, рассказала основатель Института публичных выступлений, преподаватель ораторского искусства в телецентре «Останкино» Ирина Баржак.

По словам эксперта, дети до семи лет не боятся выступать. Вспомните только, как рвутся они, чтобы рассказать стишок Деду Морозу, и тянут руки: «Можно я! Спросите меня!» Этот страх начинает появляться уже в школе — где-то ко второму классу, и связан он с тем, что в жизнь ребенка входят оценки. «Раньше взрослые хлопали в ладоши и хвалили за все, что бы ребенок ни сделал. Но как только малыш пошел в школу, они вдруг не прощают ему ошибок», — отмечает Баржак.

В результате у детей возникает страх публичной ошибки — они боятся опозориться перед классом, особенно если по ходу выступления учитель отбрасывает едкие реплики, над которыми все ребята смеются, и страх последствий — если они выступят плохо, запнутся, забудут слова, им поставят плохую оценку, а дома поругают родители. Поэтому очень важно, чтобы учителя не стыдили детей прилюдно, а родители проговаривали: «Все ошибаются. Если ты ошибся, это не значит, что ты плохой». Так можно хотя бы снизить градус волнения перед выступлением, считает Баржак.

«Никто специально не ошибается. В одном и том же месте люди запинаются только тогда, когда их внимание зафиксировали на ошибке. Когда мы подчеркиваем то, что ребенок сделал плохо, мы тем самым фиксируем на этом его внимание, и он начинает тиражировать ошибку. Не потому, что он дурак. Так делают даже взрослые люди. А потому, что у нас так мозг устроен: на чем мы сфокусированы, то он и воспроизводит. Если мы подчеркнули ошибку, он начинает ее тиражировать. Поэтому важно подчеркивать именно то, что у ребенка получается лучше всего», — отмечает эксперт.

Второе правило прямо вытекает из первого: лучше вообще не заниматься с ребенком, если не можете его не критиковать. «Очень важна позитивная, поддерживающая среда. Если родитель, занимаясь с ребенком, постоянно раздражается и указывает только на его ошибки, в таком случае лучше вообще не заниматься. Пусть ребенок потренируется сам, отрепетирует с другим взрослым или с кем-то из сверстников», — считает Баржак.

А вот перед зеркалом лучше не репетировать. «Это возвращает объект внимания на самого себя, что сильно ухудшает выступление. В итоге в момент Х мы думаем не о том, что хотим сказать, а о том, как мы говорим, как выглядим, что на нас надето. Волнение возникает только тогда, когда объект внимания — я сам», — отметила собеседница «Росбалта».

Вместо того, чтобы думать во время выступления о себе, важно сконцентрироваться на том, что мы хотим сказать и зачем. «Станиславский называл это сверхзадачей, выраженной глаголом активного действия», — говорит Баржак. Например, донести до каждого в классе, кто такие — староверы, чтобы запомнили даже те, кто этот параграф не читал. Или увлечь одноклассников кристаллографией, которой сам ты занимаешься уже несколько лет. «Если времени придумывать сверхзадачу нет, можно пойти простым путем и поставить перед выступлением задачу разбудить того парня на последней парте, чтобы он тоже внимательно слушал то, о чем ты говоришь», — отмечает Баржак.

Часто проблема школьных выступлений заключается как раз в том, что никакой задачи у них нет: учитель вызвал к доске, значит, нужно пойти и что-то сказать, чтобы получить какую-то оценку.

Еще одна проблема в том, что сами по себе публичные выступления в школе никто не оценивает. Важно не то, как ребенок выступил, а то, насколько правильно он ответил. Критерии оценки спутаны, в результате, публичное выступление происходит, но как-бы не считается. Эти вещи стоило бы разделить, как в сочинении, когда одну оценку ставят за содержание, за то, как ребенок рассуждает и доказывает свою точку зрения, а вторую — за то, насколько правильно он все написал с точки зрения русского языка. Ответы у доски можно было бы оценивать по той же схеме: одна отметка за то, насколько ребенок знает тему и сумел ответить на вопрос, а вторая — за то, как он отвечал, насколько был убедителен. Даже если в самом вопросе ребенок плавает, он может ни разу не запнуться, и очень ловко выдумывать примеры на ходу, импровизировать, что заслуживает отдельной оценки.

По словам Баржак, о том, что дети не умеют говорить, учителя забеспокоились, когда в школу пришли тесты. И сейчас эта проблема не перестает быть острой. Возможно, параллельно тестированию в школе стоило бы развивать и другие форматы: public-talk, дискуссии, дебаты, чтобы у детей была возможность потренироваться и в устной речи.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
  • Сбер зачислил государственные выплаты на детей в преддверии нового учебного года
    Сбер зачислил государственные выплаты на детей в преддверии нового учебного года Многие родители уже получили государственные выплаты на детей в преддверии нового учебного года на карты и счета СберБанка, сообщает пресс-служба банка.
  • Ответ спустя полвека
    Недавно поздним вечером я ехал на велосипеде по посёлку Выдрино, это в Бурятии, на границе с Иркутской областью. На неосвещённых участках улиц приходилось напрягать зрение, чтобы в кого-нибудь не врезаться случайно. Впереди, заняв почти всю дорогу (машин здесь мало, особенно в это время суток), шла группа подростков, сопровождаемая непонятным слабым свечением, благодаря которому мне удалось их вовремя обнаружить и объехать без приключений. А когда обернулся, увидел и источник подсветки: все они, мальчики и девочки, шли, уткнувшись в свои смартфоны. Сначала мне стало смешно: ну и прогулка! А потом грустно: совсем дети помешались на этих гаджетах…
  • Стартовал очный этап отбора на бесплатное обучение программированию в «Школе 21» в Новосибирске
    Стартовал очный этап отбора на бесплатное обучение программированию в «Школе 21» в Новосибирске В Новосибирске началось проведение очных этапов отбора на обучение программированию в «Школе 21», сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • Семьи с детьми могут получить 10 тысяч рублей от государства и 2 тысячи рублей от Сбера
    Семьи с детьми могут получить 10 тысяч рублей от государства и 2 тысячи рублей от Сбера Сбер подарит родителям детей, получивших на любую карту Сбербанка от государства 10 тысяч рублей, еще 2000 рублей и другие подарки, сообщает пресс-служба банка.
  • В чтении нет насилию!
    Меня часто спрашивают: как приучить ребёнка к чтению? Как заставить его читать нужные книги?
  • Дети смогут развить финансовую грамотность с новым подкастом «Петя и СберКот»
    Дети смогут развить финансовую грамотность с новым подкастом «Петя и СберКот» Сбербанк уделяет особое внимание развитию финансовой грамотности среди своих самых маленьких клиентов. Совместно с «Детским радио» Сбер запустил многосерийный подкаст «Петя и СберКот», созданный специально для детей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Ко Дню молодёжи Сбер запустил проект, который позволяет отправить себе аудио-письмо в будущее
    Ко Дню молодёжи Сбер запустил проект, который позволяет отправить себе аудио-письмо в будущее Ко Дню молодёжи СберБанк запустил проект «Капсула времени», который позволяет любому записать аудиопослание о своих мечтах, отправить его себе в будущее, чтобы потом проверить, какие мечты были исполнены. Об этом сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • Дополнительные баллы при поступлении в престижный вуз получат призёры и победители «Международной олимпиады по страхованию», организованной Сбербанком
    Дополнительные баллы при поступлении в престижный вуз получат призёры и победители «Международной олимпиады по страхованию», организованной Сбербанком Страховой брокер Сбербанка подвёл итоги пятой «Международной олимпиады по страхованию», об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Школьники разработали более 460 проектов стартапов на акселераторе SberZ
    Школьники разработали более 460 проектов стартапов на акселераторе SberZ Второй этап федеральной акселерационной программы для школьников SberZ от Сбера начинается 24 июня, сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • Энциклопедии о Байкале были подарены школам Иркутской области в преддверии Всемирного дня окружающей среды
    Энциклопедии о Байкале были подарены школам Иркутской области в преддверии Всемирного дня окружающей среды В образовательные учреждения городов Усть-Илимска, Братска, Слюдянки, посёлка Листвянка, в Нижнеудинский и другие районы Иркутской области было отправлено 200 энциклопедий «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Водный мир», которые были изданы в этом году в Иркутской области при поддержке Байкальского банка Сбербанка, сообщает пресс-служба банка.
  • Подростки со смартфонами неосознанно едят больше нездоровой пищи
    Ученые установили, что проводящие с телефоном в руках более двух часов в день подростки с большей вероятностью пропускают завтраки, налегают на фастфуд и газировку.
  • Сбербанк запустил ряд мероприятий для повышения безопасности детей в интернете
    Сбербанк запустил ряд мероприятий для повышения безопасности детей в интернете Специально ко Дню защиты детей Сбер подготовил и запустил тест по правилам интернет-безопасности для родителей, сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • «С головой в детство»: виды игрушек и день рождения Барби
    «С головой в детство»: виды игрушек и день рождения Барби Вы знаете, что любимая кукла многих девочек Барби 9 марта будет отмечать день рождения? Именно в этот день в далеком 1959 году она была представлена миру на ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Там, кстати, куколку встретили не особо радушно. Профи игрушечной индустрии решили, что Барби слишком взрослая, чтобы стать интересной девчонкам. Но не тут-то было. Прошло время, и как видим, в некогда сомнительную куколку теперь играет весь мир.
  • Чем занять внуков: 5 способов
    Чем занять внуков: 5 способов Внуки – большое счастье. Но просто так эти человечки не растут – о них надо заботиться, с ними играть и их развивать. А чем занять отпрысков детей, нужно еще придумать.
  • Ребенка можно научить многому, в том числе быть чутким
    Педагог-психолог с мировым именем, автор книги «Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни» Мишель Борба разработала 9-ступенчатую программу развития детской эмпатии. Следуя ее рекомендациям, можно улучшить навыки чуткости и взаимопонимания в любом возрасте. Ниже предлагаем прочитать фрагмент данной работы.
  • Чем же заняться с внуками дома?
    Чем же заняться с внуками дома? Время от времени бабушкам и дедушкам приходится водиться с внуками. И что же делать с ними в холодное время года? Ведь зима часто не предполагает комфортные дни, когда можно пройтись по улице, парку и в удовольствие погулять с подрастающим поколением. А значит, чем-то занять нужно детей в помещении, дома.
  • Выбираем детский матрас с кокосом
    Выбираем детский матрас с кокосом Детям, особенно малышам, рекомендуется более жесткая поверхность для сна. Даже тонкая прослойка кокосовой койры повышает ортопедичность спального места. Рассказываем, какие комбинации наполнителей бывают в детских матрасах с кокосом.  
  • Учить, играя: памятка молодым родителям
    Учить, играя: памятка молодым родителям Психологи утверждают, что обучение детей обязательно должно быть связано с игрой. Малышам вечно не сидится на месте, а детская фантазия способна сотворить целые миры. Требовать от ребенка ответственного, взрослого поведения было бы жестоко и попросту бесполезно. Но совместив игру и обучение, можно добиться феноменальных результатов, ведь недаром говорят опытные педагоги, что в каждом ребенке живет гений – нужно лишь заинтересовать его и бережно направить на путь развития.
  • А ваши внуки умеют… говорить?
    cheburashka Ответы у доски не учат школьников выражать свои мысли вслух, считает основатель Института публичных выступлений Ирина Баржак.
  • При изоляции молодежь больше внимания уделяет своему телу и питанию… до анорексии
    Пандемия не могла не повлиять на людей. Они стали более уязвимы, растеряны, не могут понять, как строить планы на будущее и есть ли оно вообще. Юное поколение здесь не исключение. Его представители оказались оторванными от привычной им жизни, существуют вне коллективов, вне школ, вне реального человеческого общения. Как оказалось, вирус угнетает не только здоровье, но и психику. Многие психиатры, работающие с детьми и подростками, пишет немецкое издание Die Zeit, сообщают об увеличении числа пациентов с анорексией. Истории их болезней объединяет одно: все они начались во время пандемии. "Почти все говорили, что впервые либо повторно столкнулись с болезнью в период, когда были закрыты школы", - отмечает Готтфрид Барт, заместитель главного врача отделения детской и подростковой психиатрии Университетской клиники Тюбингена.