Ответы у доски не учат школьников выражать свои мысли вслух, считает основатель Института публичных выступлений Ирина Баржак.
Опыт публичных выступлений есть у каждого. Все мы без исключения учились в школе и отвечали у доски: читали стихи, доклады, пересказывали параграфы. В крайнем случае — отвечали с места, но тоже перед всем классом. Казалось бы, этот формат — ответ у доски — изначально задумывался как раз для того, чтобы научить детей говорить, выражать свои мысли вслух, выступать перед аудиторией. Но до сих пор почему-то считается, что научиться они должны как-то сами собой: в школе никто не рассказывает, как устроено публичное выступление, как к нему готовиться, как победить волнение. Но как бы хорошо ребенок не выучил тему, страх публичного выступления парализует, не дает сосредоточиться, а все знания словно улетучиваются. Кроме того, во многих школах выражать свои мысли вообще не очень принято. В отдельных случаях за это даже снижают оценку — «твоего мнения никто не спрашивал».
В итоге, несмотря на опыт школьных лет, а, может, именно благодаря ему, многие из нас, даже будучи взрослыми, не умеют говорить на публику и выражать свои мысли вслух. Почему так происходит и как этому научиться, рассказала основатель Института публичных выступлений, преподаватель ораторского искусства в телецентре «Останкино» Ирина Баржак.
По словам эксперта, дети до семи лет не боятся выступать. Вспомните только, как рвутся они, чтобы рассказать стишок Деду Морозу, и тянут руки: «Можно я! Спросите меня!» Этот страх начинает появляться уже в школе — где-то ко второму классу, и связан он с тем, что в жизнь ребенка входят оценки. «Раньше взрослые хлопали в ладоши и хвалили за все, что бы ребенок ни сделал. Но как только малыш пошел в школу, они вдруг не прощают ему ошибок», — отмечает Баржак.
В результате у детей возникает страх публичной ошибки — они боятся опозориться перед классом, особенно если по ходу выступления учитель отбрасывает едкие реплики, над которыми все ребята смеются, и страх последствий — если они выступят плохо, запнутся, забудут слова, им поставят плохую оценку, а дома поругают родители. Поэтому очень важно, чтобы учителя не стыдили детей прилюдно, а родители проговаривали: «Все ошибаются. Если ты ошибся, это не значит, что ты плохой». Так можно хотя бы снизить градус волнения перед выступлением, считает Баржак.
«Никто специально не ошибается. В одном и том же месте люди запинаются только тогда, когда их внимание зафиксировали на ошибке. Когда мы подчеркиваем то, что ребенок сделал плохо, мы тем самым фиксируем на этом его внимание, и он начинает тиражировать ошибку. Не потому, что он дурак. Так делают даже взрослые люди. А потому, что у нас так мозг устроен: на чем мы сфокусированы, то он и воспроизводит. Если мы подчеркнули ошибку, он начинает ее тиражировать. Поэтому важно подчеркивать именно то, что у ребенка получается лучше всего», — отмечает эксперт.
Второе правило прямо вытекает из первого: лучше вообще не заниматься с ребенком, если не можете его не критиковать. «Очень важна позитивная, поддерживающая среда. Если родитель, занимаясь с ребенком, постоянно раздражается и указывает только на его ошибки, в таком случае лучше вообще не заниматься. Пусть ребенок потренируется сам, отрепетирует с другим взрослым или с кем-то из сверстников», — считает Баржак.
А вот перед зеркалом лучше не репетировать. «Это возвращает объект внимания на самого себя, что сильно ухудшает выступление. В итоге в момент Х мы думаем не о том, что хотим сказать, а о том, как мы говорим, как выглядим, что на нас надето. Волнение возникает только тогда, когда объект внимания — я сам», — отметила собеседница «Росбалта».
Вместо того, чтобы думать во время выступления о себе, важно сконцентрироваться на том, что мы хотим сказать и зачем. «Станиславский называл это сверхзадачей, выраженной глаголом активного действия», — говорит Баржак. Например, донести до каждого в классе, кто такие — староверы, чтобы запомнили даже те, кто этот параграф не читал. Или увлечь одноклассников кристаллографией, которой сам ты занимаешься уже несколько лет. «Если времени придумывать сверхзадачу нет, можно пойти простым путем и поставить перед выступлением задачу разбудить того парня на последней парте, чтобы он тоже внимательно слушал то, о чем ты говоришь», — отмечает Баржак.
Часто проблема школьных выступлений заключается как раз в том, что никакой задачи у них нет: учитель вызвал к доске, значит, нужно пойти и что-то сказать, чтобы получить какую-то оценку.
Еще одна проблема в том, что сами по себе публичные выступления в школе никто не оценивает. Важно не то, как ребенок выступил, а то, насколько правильно он ответил. Критерии оценки спутаны, в результате, публичное выступление происходит, но как-бы не считается. Эти вещи стоило бы разделить, как в сочинении, когда одну оценку ставят за содержание, за то, как ребенок рассуждает и доказывает свою точку зрения, а вторую — за то, насколько правильно он все написал с точки зрения русского языка. Ответы у доски можно было бы оценивать по той же схеме: одна отметка за то, насколько ребенок знает тему и сумел ответить на вопрос, а вторая — за то, как он отвечал, насколько был убедителен. Даже если в самом вопросе ребенок плавает, он может ни разу не запнуться, и очень ловко выдумывать примеры на ходу, импровизировать, что заслуживает отдельной оценки.
По словам Баржак, о том, что дети не умеют говорить, учителя забеспокоились, когда в школу пришли тесты. И сейчас эта проблема не перестает быть острой. Возможно, параллельно тестированию в школе стоило бы развивать и другие форматы: public-talk, дискуссии, дебаты, чтобы у детей была возможность потренироваться и в устной речи.
Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.