Почему школьники и студенты плохо учатся и что же делать? |
Ольга Савина, polit.ru |
05 Октября 2020 г. |
Образовательная неуспешность в России широко распространена. Практически в каждом классе есть ученики, которым сложно дается школьная программа. По данным PISA, доля российских школьников, которые не достигают необходимого минимума функциональной грамотности, составляет 28%. Откуда идет такая проблема и как ее можно решить – предмет исследований экономистов и социологов. Не имели успехаДоля неуспешных учеников (то есть имеют низкую успеваемость) в начальной школе составляет от 5 до 10%, к 8–9 классу она увеличивается до 10–15%. В старших классах уровень образовательной неуспешности снижается, но исключительно в силу того, что неуспевающие ученики уходят из школы. Такие цифры содержатся в исследовании РАНХиГС «Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей». Профессор Уральского федерального университета Гарольд Зборовский отмечает, что в региональных «рядовых» школах, колледжах, вузах масштабы образовательной неуспешности в отдельных классах могут достигать 70-80%. В столичных образовательных организациях и мегаполисах ситуация, конечно, лучше, хотя и там, по словам ученого, неуспешных хватает. «Главным фактором образовательной неуспешности становится отсутствие образовательной и достигательной мотивации у значительной части учащейся молодежи, ее массовое академическое мошенничество, а также неготовность к работе над собой, самообразованию, пониманию того, что образование – это труд», – полагает профессор. По словам ученого, проблема усугубляется отсутствием интереса к ней со стороны государства и очевидным недофинансированием образования. «Проблема табуирована на разных уровнях управления образованием в стране, включая конкретные, особенно проблемные, образовательные организации – от детских садов до университетов. Проблема не считается реально существующей и создающей риски для общества (что абсолютно не так)», – отметил ученый. По мнению, руководителя направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35 Андрея Комиссарова, истоки неуспешности – в специфике школьного образования. «Мир быстро меняется. Сегодня требуются творчество, инициатива, быстрое мышление, навыки работы с высокой неопределенностью, а в российской школе учат четко следовать шаблонам и регламентам. Налицо явное несоответствие того, чему нас обучают в школе, тому, что мы должны уметь, чтобы быть успешными на рынке труда. В результате получается «выученная беспомощность» – мы ждем, что нам принесут новый шаблон или стандарт, а его не дают, отсюда неуспешность недавних выпускников», – пояснил эксперт. Риски образовательной неуспешностиНеуспешность укорачивает образовательные траектории россиян и препятствует развитию системы непрерывного образования. «Как показывают исследования, «вкус» к постоянному обучению и личностному развитию через образование тесно коррелирует с уровнем образования. Чем он выше, тем чаще у человека возникает потребность в различного рода образовательных практиках и тем дольше его пребывание в образовательном пространстве», – отмечается в исследовании профессоров Уральского федерального университета Гарольда Зборовского и Полины Абрамовой «Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи». Неуспешные в образовании, как правило, неуспешны в профессии, полагают эксперты, поэтому среди рисков ученые также называют дефицит кадров в производстве, управлении, образовании, культуре и здравоохранении. По мнению профессоров Уральского федерального университета, масштабы образовательной неуспешности российских студентов также влияют на снижение конкурентоспособности отечественного образования, представляет угрозу для его экспорта. Так, приглашенный профессор из Гарварда Томаш Блушевич проанализировал сильные и слабые стороны российских первокурсников с позиций образовательных моделей ведущих мировых университетов. И оказалось, что слабые стороны наших первокурсников – это неумение работать с текстами, вести дискуссию, активно слушать и вести записи, давать адекватную обратную связь при подготовке письменных работ, непонимание значимости индивидуальных консультаций и их пропуски. Ключ к успехуСреди эффективных способов преодоления образовательной неуспешности профессор Гарольд Зборовский называет уход от «селекции», и переход к государственной политике равного внимания ко всей учащейся молодежи без исключения – успешной и неуспешной. Необходимо сформировать направление в образовательной политике, ориентированное на поддержку проблемных школьников и студентов. Ученый предлагает организацию занятий с «проблемными» учащимися, а также изменение системы стимулирования и оценки эффективности труда работающих с ними преподавателей. По словам профессора, необходим мониторинг образовательной неуспешности школьников и студентов, психологическая поддержка неуспешных учащихся, их сопровождение тьюторами и коммуникация с их родителями. Андрей Комиссаров полагает, что сегодня работа родителя куда важнее, чем в советское время. Функциональная безграмотность часто связана с семейным воспитанием – когда дома ребенка недостаточно мотивируют к учебе и познанию нового, со средой — когда у ребенка нет окружения, которое подталкивает его вперед. «На современном родителе лежит серьезная ответственность, связанная с воспитанием. Речь идет о воспитании человека, который сможет выживать в меняющемся мире. Те родители, которые, набив много шишек, пришли к этому, могут объяснить это своим детям, приходить на классные часы, на уроки профориентации в школы и рассказывать старшеклассникам о том, как устроен мир, как можно пересобрать себя и свои компетенции во взрослом возрасте», – объяснил эксперт. По словам Андрея Комиссарова, важна диверсификация уроков – новые образовательные следы, контексты и возможности в рамках обучения. «Сейчас целый ряд школ приходит к этому – на уроках появляется проектное обучение, взаимное наставничество, элементы игропрактики, театральной педагогики, что уводит нас от стандартного освоения шаблонов в сторону самостоятельного мышления, исследования и творчества. В современных школах следует работать с педагогическим дизайном, адаптивным созданием образовательной среды», – заключил эксперт. Учиться важно, и конечно, лучше это делать хорошо. Чтобы быть потом конкурентоспособным при поступлении в вуз и в дальнейшем на рынке труда. И такие посылы, наверное, должны идти со всех сторон. И от школы, и от родителей. Хотя история, конечно, знает и троечников-двоечников, достигших больших вершин в жизни. Но такое скорее исключение, а не правило. И это стоит понять как можно раньше. На нашем сайте читайте также:
|
|