ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Человечество, возможно, так никогда и не сможет познать, что же такое мозг

Эмилия Болтянская, lgz.ru   
30 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

Некоторое время назад на одном из ведущих наших телеканалов нас познакомили с воспоминаниями выдающегося исследователя мозга Наталии Бехтеревой. Хотя загадка мозга всегда меня интересовала, но у меня, к сожалению, нет профессиональных знаний в данной области науки. Однако я всё же хочу немного порассуждать на эту тему.

Человечество, возможно, так никогда и не сможет познать, что же такое мозг

На мой взгляд, представляется достаточно примитивным уподоблять работу мозга всего лишь компьютеру. Созданные по этому принципу искусственные люди-роботы остаются только ограниченной схемой живого человека.

Многолетние попытки учёных понять, какова природа мозга, позволяющая ему определять всю физическую, мыслительную и духовную жизнь человека, приводят к мысли, что человечество, возможно, так никогда и не сможет познать, что же такое мозг.

Как известно, в наш мозг поступают все сигналы от органов чувств и, суммируясь, создают определённую эмоционально окрашенную картину внешнего мира, которая избирательно фиксируется нашей памятью.

При этом эмоциональная окраска и запоминание поступающей информации являются сугубо индивидуальными для каждой конкретной особи и определяются достаточно случайно, как все наследственные особенности, её геномом.

В памяти остаётся далеко не всё, что нам довелось увидеть и пережить. Таким образом, те картинки из прошлого, что появляются перед нашим внутренним зрением, отобраны мозгом не случайно, а определяются его индивидуальным предпочтением. Криминалисты хорошо знают, что свидетели одних и тех же событий воспринимают и запоминают их совершенно по-разному.

Фрейд ввёл понятие «сознательного» и «бессознательного» поведения человека в зависимости от способа его мышления. «Сознательный» путь мышления устанавливает причинно-следственные связи в полученной мозгом информации, то есть является логическим и контролируется корой головного мозга. Что же касается «бессознательных» поступков, то они совершаются под влиянием инстинктов, информация о которых также находится в мозге, но в другом его отделе – подкорке. Интересно было бы узнать, каков механизм включения «бессознательного» поведения вместо «логического» и каким образом контролируется процесс их взаимодействия.

Также хотелось бы, чтобы нам объяснили природу причудливых комбинаций различных наших впечатлений, хранящихся в нашей памяти, о которых мы часто и не подозреваем, когда они возникают произвольно в нашем мозге во время сна, и выяснили бы, зачем нужен сон и что он такое. Этот вопрос очень интересовал Бехтереву, но она не смогла на него ответить.

Кроме того, хорошо бы оценить, насколько объективны и оправданны критерии, по которым в настоящее время определяют «нормальную» работу мозга в отличие от того, что считают патологией. Также пока ещё остаётся непонятным, каким образом информация, поступающая в мозг, превращается в избирательно эмоционально окрашенные впечатления, которые вызывают у особи разнообразный спектр переживаний. Хотя в наше время удалось научить компьютеры писать стихи и сочинять музыку, но компьютерные творения не стали произведениями искусства, поскольку они лишь следуют формальным правилам «собирания» своих созданий, но за ними не стоят соответствующие эмоции, чтобы их очеловечить.

Возможно ли, что мы когда-нибудь поймём, как возникают у нас такие определяющие нашу личность отношения с другими особями, как привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть, сострадание и жестокость? Религия утверждает, что вся палитра нашей внутренней жизни входит в понятие «душа». Но что же такое эта «душа»? Таким образом, чем больше размышляешь обо всём вышеизложенном, тем больше возникает вопросов без ответа.

Тайна внутреннего зрения

Мозг не существует автономно, а является хотя и очень своеобразной, но при этом, безусловно, важнейшей частью организма. Вследствие этого мозговая деятельность тесно связана с физиологическими процессами в организме каждого животного существа. Во-первых, мозг контролирует в качестве дирижёра все процессы, происходящие в нашем теле. Но при этом существует и обратная связь, поскольку наша физиология также влияет на работу мозга и даже на выработку в мозге решений и оценок заданной задачи.

Когда человек пытается решить какую-либо практическую или абстрактную проблему, то у него эта проблема прежде всего как бы проигрывается перед его внутренним зрением и возможные варианты её решения бессознательно проверяются на соответствие физиологическим ощущениям, возникающим при этом в организме до появления комфортного ответа. Таким образом, появлению каждого продукта мыслительной деятельности предшествуют чисто физиологические процессы в организме, индивидуальные ощущения в связи с «переживанием» заданной умственной задачи и выбором её решения как бы путём одобрения одного из вариантов в соответствии с физиологической настройкой данного мыслящего субъекта. Именно вследствие этого феномена разные мыслители по каждому достаточно абстрактному философскому вопросу приходят к разным итоговым формулировкам.

Изучение биохимии отдельных анатомических элементов мозга, а также способов передачи электрических импульсов между различными нейронами внутри существующей в мозге нейронной сети относится как бы к внешней стороне исследования деятельности мозга, но ни в коей мере не может объяснить, как формируется в нём картинка окружающего мира, где она хранится, а также, например, каков механизм воспоминания и осознания. При этом нельзя забывать, что все биохимические и электрические исследования рассматривают мозг чаще всего как изолированный орган и поэтому не могут объяснить возникновение многих особенностей человеческой личности, которые определяют сознание человека и его поведение.

Поскольку люди также являются животными, то последние, как всегда, могут служить удобными моделями для оценки восприятия мозгом человека различных внешних ситуаций. Так, например, заявление, что хаос и гармония одинаково необходимы человеку и имеют якобы божественную природу, опровергается простыми наблюдениями над животными, нейронная сеть,  которые реагируют на гармонию оптимизацией своих физиологических процессов, тогда как хаос и дисгармония воспринимаются как нечто угрожающее, от чего надо прятаться.

Совершенно не изучено, как формируется и чем определяется интеллектуальная одарённость человека, которая проявляется в способности устанавливать связи между различной поступающей в мозг информацией, объёмом этих связей и обнаружением неизвестных ранее связей с созданием при этом абстрактных понятий, не связанных напрямую с физиологией организма.

Чувство прекрасного

Нам трудно объяснить материальную природу таких тонких особенностей в восприятии человеком окружающего мира, которые мы определяем как чувство прекрасного, чувство меры, художественный вкус, гармония, однако все они напрямую воздействуют на психику человека и ощущаются им даже физиологически.

Такое проявление человеческой личности, как эгоизм, несомненно, является генетически определённым защитным механизмом отдельной особи, но мы не знаем, каким образом мозг включает его для контроля поведения человека.

Причём чаще всего эгоизм направлен на защиту отдельной особи и на создание лично для неё комфортного и безопасного существования. Однако у некоторых людей возникают и более сложные проявления эгоизма, когда он направлен не на защиту самого себя, а на защиту существования всего данного вида или популяции, что называется альтруизмом. Альтруистическое поведение наблюдается не только у людей, но и у ряда животных и насекомых, и такое проявление эгоизма играет большую роль в эволюции.

Удивительной и пока не объяснённой с материалистических позиций особенностью деятельности мозга является его внушаемость, которая представляет собой возможность программировать сознание и поведение особи извне, отключая её собственные защитные механизмы и способность ориентироваться в окружающем мире. Эту способность можно считать благом, поскольку она позволяет передавать потомству опыт и накопленные знания предшествующих поколений и именно она лежит в основе его воспитания, ведь процесс воспитания детей представляет собой программирование их сознания и поведения.

С этих позиций следует признать, что такая особенность человеческой личности, как «национальный характер», определяется не только генетически, но во многом формируется, то есть программируется, под влиянием семьи и национальной среды.

Такое же программирующее воздействие на сознание человека оказывает культура, что проявляется в наибольшей степени влиянием произведений литературы, а также общественных наук, журналистики и религии.

Вся информационная политика властей рассчитана исключительно на программирование либо отдельной личности, либо общественного мнения, чтобы сформировать у народа желаемое для власти поведение и образ мыслей.

На этом фоне запрограммированности сознания существует и в какой-то степени регулирует поведение человека так называемый здравый смысл, представляющий опыт непосредственного личного контакта с действительностью.

Таким образом, большинство людей воспринимают мир глазами своих идеологов, и мы видим мир и предмет таким, каким нам приказали его видеть. Но существуют среди нас люди, которые преодолели навязанную извне программу и оказались способными самостоятельно, своими глазами видеть всё происходящее в них самих и в окружающем их мире. Этих людей мы называем творческими личностями, и именно они создают предпосылки для прогресса человеческой цивилизации, предлагая человечеству новое видение мира и открывая в нём неизвестные ранее закономерности.

В связи с этим возникает вопрос о роли гениальности отдельных личностей в наступившем веке компьютера и цифровых технологий, когда эрудицию заменяет создание обширной базы данных в памяти компьютера. Однако компьютер вряд ли сможет когда-либо заменить гениального человека, поскольку только человеческий мозг способен на основе огромной массы сведений или наблюдений интуитивно почувствовать и обнаружить, а затем сформулировать объединяющую их общую закономерность. При этом выдающиеся творческие способности человека, его гениальность возникают как бы в результате «интеллектуального взрыва», произошедшего в процессе накопления в предыдущих поколениях творческих способностей на пока непонятном материальном носителе, после чего в дальнейшем у представителей этой популяции происходит интеллектуальный спад.

Следует также попытаться понять с материалистических позиций возникновение в нашем сознании таких понятий, как «нравственность» и «мораль». Потребность в нравственном и моральном поведении человека, так же как и альтруизм, несомненно возникли у человечества как способ защиты его от гибели, как эволюционное приспособление нашего вида, гарантирующее ему выживание и сохранение в исторической перспективе. Формулирование этих принципов, их осознание появилось значительно позже, чем сформировалась человеческая общность, т.е. объединение людей в коллективы разной сложности и численности для совместного проживания, произошедшее в процессе эволюции человека. Совместное проживание потребовало соответствующего поведения членов каждого общества по отношению друг к другу. Таким образом, необходимость соблюдения нравственных и моральных норм в жизни людей в человеческом обществе, возникшая как требование учитывать интересы окружающих, является объективной реальностью и вполне объяснима с научных позиций и представлений об эволюции, поскольку отказ от этих принципов неминуемо создаёт угрозу гибели данной человеческой цивилизации. Но при этом каждая человеческая общность сама формулировала свои «правила общежития», свои национальные представления, создавая свои традиции. Для того чтобы сделать их обязательными для всех членов общности, их закрепляли в религиозных заповедях как божественные откровения.

Превосходящий всех интеллект

Хотя человек превосходит своим интеллектом всех остальных живых существ, что даёт ему основание оценивать себя как что-то исключительное среди всего остального живого мира, он также подчиняется законам эволюции, согласно которым каждый вид живого существа существует главным образом в расчёте на длительную перспективу. Его особи не могут ограничиваться проживанием лишь своей конечной жизни, цель их существования состоит в том, чтобы оставить после себя потомство. Однако гордыня не позволяет человеку смириться с таким простым объяснением его предназначения. Поэтому наши великие мыслители всё время возвращаются к поиску смысла жизни, не желая сознавать себя случайными и непонятно для чего существующими индивидуумами и стремясь обнаружить конечную цель своего существования как на планете Земля, так и во всей Вселенной. Но несмотря на свой мощный интеллект и ещё более мощный искусственный интеллект, человек вряд ли сможет когда-нибудь окончательно понять, как возникла Вселенная и как возникла жизнь. Наш мозг оперирует лишь причинно-следственными связями, и он не может признать беспричинность и вечное существование Вселенной.

Для понимания таких сложных явлений человеческий мозг ищет непременно Творца, то есть Бога, всё это сотворившего и определившего те законы, которым подчиняется наш сложный мир. Действительно, нас не может не поражать, с какой точностью и обоснованностью подогнаны все структуры даже такого микроскопического организма, как клетка бактерии, и трудно представить, как такое совершенство могло быть достигнуто в процессе эволюции и естественного отбора. Но в то же время трудно принять и иное объяснение, что всё на планете Земля, и тем более вся Вселенная, было создано по заранее задуманной схеме высшим разумом, то есть Богом – Творцом. В этом случае возникает законный с точки зрения человека вопрос: зачем Богу понадобилось всё это создавать, какая у него была цель? Ведь не для развлечения, в конце концов? Также если допустить, что человека действительно создал Бог, то, наверное, следует признать, что он не случайно создал его таким несовершенным из-за никогда не прекращающегося стремления к соперничеству и борьбе за первенство, а с той целью, чтобы он в конце концов сам себя уничтожил. Видимо, это позволит Господу Богу создать следующий очередной вариант человека и посмотреть, на что же этот вновь созданный человек окажется способен.

В своей трудной и непонятной жизни люди «хватаются» за Бога тогда, когда уже не верят в себя, когда уже всё исчерпано, когда стоят над пропастью и не на что надеяться. Неужели мы действительно дошли до края и остаётся лишь уповать на милость Божью? Нам подсовывают религию и Бога, чтобы убедить нас в нашем бессилии, чтобы мы не вздумали оглянуться вокруг и осознать, что же нам грозит и что мы должны сами сделать для нашего спасения.

Что же касается мечты человека о бессмертии и поисков средств для его достижения, хочу напомнить этим мечтателям лермонтовского «Демона» и его страдания от того, что он был обречён на вечную жизнь. Природа мудро определила каждому живому существу свой жизненный предел – иначе остановится эволюция и мир замрёт.

В заключение необходимо признать, что основным стимулом для изучения мозга в настоящее время, к сожалению, является желание научиться управлять человеческой психикой и поведением людей, что приведёт в конечном итоге к трагичным результатам для будущего человечества, позволив уничтожить личностные особенности поголовного большинства людей и превратить человеческое общество в безликую массу, управляемую авторитарными правителями.

Таинственный и самый загадочный человеческий орган – мозг. Благодаря ему мы можем видеть, двигаться, осязать, воспринимать информацию из окружающего мира и т.д. А если этот орган перестает нормально функционировать, могут развиться страшные болезни. Жизнь невозможна в отсутствие мозга, и над его загадками бьются целые поколения ученых. Но чем больше ответов деятели науки находят, тем больше вопросов перед ними встает. И интересно, конечно, к стопроцентным знаниями о мозге когда-нибудь действительно удастся людям приблизиться?

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…