НА КАЛЕНДАРЕ

Уроки двадцатого века

А. Д. ТАБАЧНИК   
16 Января 2021 г.

Двадцатый век в летописной истории человечества является, пожалуй, самым кровопролитным и катастрофичным по своим последствиям. Демографы подсчитали, что за всю историю человечества родилось и умерло около 120 миллиардов человек. А за один только ХХ век погибло от войн и революций более половины этого количества!

Уроки двадцатого века

Бесчисленные войны, революции, этнические и религиозные конфликты, хищническое наступление на природу, борьба государств за геополитическое и экономическое влияние, нарастание религиозного экстремизма и терроризма, обостряемые периодическими природными катаклизмами и неуклонной деградацией природы под техногенным воздействием, и, наконец, периодические пандемии создают реальную угрозу существованию человеческой цивилизации. Высокие темпы роста мирового народонаселения не только не прибавляют оптимизма, но и сильно осложняют решение мировых экономических и политических проблем.

В мировой истории, пожалуй, только России достались самые многочисленные и тяжкие испытания, большая часть которых пришлась на ХХ век.

Вот они:

1904–1905 гг.– Русско-японская война:

1905–1907 гг. – первая русская революция;

1914–1918 гг. – Первая мировая война;

1917 г. (февраль) – буржуазно-демократическая революция;

1917 г. (октябрь) – пролетарская революция («переворот»);

1918–1922 гг. – Гражданская война и интервенция;

1920 г. – Советско-польская война;

1930–1933 гг. – массовое репрессирование и раскулачивание крестьянства; массовый голод начала тридцатых годов на Украине и в Поволжье;

1937–1941 гг. – массовые политические репрессии против советских граждан;

1939–1940 гг. – Советско-финляндская война;

1941–1945 гг. – Великая Отечественная война с фашистской Германией;

1948–1953 гг. – снова массовые политические репрессии;

1948–1985 гг. – так называемая холодная война Советского Союза с «империалистическими странами Запада и США»;

1979–1988 гг. – вооруженное вторжение СССР в Афганистан и Афганская война;

1991–2000 гг. – так называемая демократическая и параллельно – «криминальная» (по выражению С. Говорухина) революция;

1994–1996 гг. – первая чеченская война;

1999–2000 гг. – вторая чеченская война.

Какой внушительный перечень кровопролитных и разрушительных революций, войн и жесточайших репрессий пережили народы России и Советского Союза в ХХ веке! Ни одного десятилетия без социальных потрясений!!

…Сам себе десятки раз задавал вопрос: почему так произошло? Когда же в России наступит устойчивый и длительный мир, процветание и благоденствие, без революций и войн, без смут и репрессий?

Если ответ искать в мистической психологии, то он прост, как гвоздь: уж такая судьба выпала на долю России…Тем самым отпадает надобность разбираться и анализировать, искать причины исторических событий. История представляется в виде цепи явлений, случайное переплетение которых и приводит отдельные страны к деградации, упадку или полной катастрофе и исчезновению с карты Земли…

Примерно такой же простоты будет ответ с религиозной точки зрения: на всё – воля Божья (или Аллаха), а может быть, козни дьявола (или сатаны). Эта предначертанность явлений, находящихся якобы в воле Всевышнего, также исключает необходимость поиска ответа.

Материалистическая же философия указывает третий путь поиска ответа:

все явления и события детерминированы, то есть причинно обусловлены, находятся между собой в причинно-следственной связи, в принципе – познаваемы, но пределы познания ограничены человеческими возможностями.

Меня же продолжает мучить разгадка одной из величайших тайн мироздания: что есть ход истории?

а) ветвь эволюции животного мира, на которой продолжается естественный отбор (человеческих особей и народов);

б) игра Всевышнего (мирового разума), запрограммировавшего человечество на конфликты, войны, революции, эпидемии, на вымирание одних народов и процветание других;

в) подобие стихийного (броуновского, стохастического) движения молекул, в котором время от времени происходят выплески «злой» или «доброй» технологической энергии и роль случая определяет судьбы людей и народов…

Историческая наука (а не историография!) как раз и предназначена для анализа исторических явлений, поиска закономерностей исторического развития, ибо без знания прошлого нет успешного настоящего и тем более, будущего.

К сожалению, большинство современных историков и политологов ещё не добрались до глобального анализа истории ХХ века. А ведь это так необходимо нашей стране, всему народу!

Нам надо познать самих себя как единую (единую ли?) национально-социальную общность, разобраться в своих недостатках и ошибках, достоинствах и успехах. Без этого невозможно подлинное согласие и примирение «красных» и «белых», богатых и бедных, власти и народа. Без этого невозможно консолидировать общество и создать условия для его успешного развития в будущем.

…Мне лично представляется, что искомыми причинами большинства внутрироссийских исторических катаклизмов являются: глубокая тысячелетняя пропасть между властью и народом, рабская психология массового сознания, образа мыслей, подсознательная надежда на авось и вера в чудотворцев (бога, царя, бунтаря-атамана, генерального секретаря, президента), якобы способных быстро и справедливо преобразовать жизнь простых людей.

А вот что думал об этом видный российский историк-ученый, демократ «первой волны» – Юрий Афанасьев:

«Россия живёт расколом по крайней мере со времени Крещения Руси, когда всех по велению князя насильно загнали в Днепр. Раскол присутствовал в разных формах в пору монголо-татарского нашествия и в петровские времена, в противостоянии западников и славянофилов, в борьбе социал-демократов с кадетами, большевиков с их противниками. Отсюда современные наши метания – то расстрелянного большевиками царя Николая Второго в святые возведём, то юбилей КГБ отмечаем, устанавливаем мемориальную доску Андропову и поднимаем тосты за Сталина в присутствии президента. То совершаем сомнительные движения в сторону Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, а то наш президент на ужине с английским премьером заверяет собравшихся в верности принципам прав человека, правового государства, демократии.

Вся эта пёстрая действительность пронизывает нашу жизнь, от бытовой повседневности до уровня межгосударственного общения. Раскол, как мне кажется, существует на всех уровнях и по всем основным параметрам. Какой из этого вывод? Надо увидеть то, что есть, незамутнённым взором, не пытаться обмануть действительность, как это у нас делали во все времена. А подумать сообща, как раскол преодолеть и постараться преодолеть».

От себя добавлю, что на путь-дорожку, пройденную Россией («самодержавие, православие, народность») и доведшую её до катастрофы 104 года назад, стараются сейчас вернуть страну некоторые политики и церковные иерархи. Нелишне при этом напомнить, что церковь в России более полутора веков поддерживала крепостничество (фактическое рабство крестьян) и палец о палец не ударила для их освобождения. Она не имеет никакого морального права на владение душами россиян и тем более, на единение с государством. Сами россияне должны найти в себе духовные силы и проявить достаточно разума, чтобы обрести свободу совести и выбор религиозных или атеистических убеждений без давления извне.

В этой связи нельзя пройти мимо публичных выступлений некоторых политических деятелей, противопоставляющих русского (российского?) человека и русскую культуру западной морали и культурным ценностям. Вот выдержка из интервью редакции «АиФ» депутата фракции «Родина» Государственной думы Наталии Нарочницкой – славянофила и вестофоба («АиФ», февраль 2006 года, № 3):

«Дряхлость Европы сегодня в том, что на фоне материального богатства утрачен пламенный христианский порыв, который и сделал Европу в своё время великой! У нёе были великие ценности, за которые и аристократ, и крестьянин готовы были умирать: вера, отечество, честь, долг, любовь. На бытовом уровне – целомудрие, семья, дети, церковь, обычай. Это, а не микроволновая печь, и есть цивилизация!». И далее: «Сейчас обленившаяся Европа не желает сама мести свои улицы, проповедует философию жизни ради удовольствий. В результате утрачивается даже инстинкт продолжения рода. Если иронизировать, то главная тема, которая волнует среднестатистического европейца, – это кариес и выбор зубной пасты. Это уже никакая не нация, а совокупность граждан со штампом в паспорте».

Диву даёшься: какой винегрет творится в голове доктора исторических наук и государственного деятеля! Там и лицемерие, и откровенная ложь, и явное стремление ущипнуть «зажиревшую» Европу за одно, извините, мягкое место, и противопоставление современному менталитету, культуре и быту европейских народов христианской нравственности (конечно же – православной!), носителем которой, опять же, может быть только Россия…

С точки зрения Нарочницкой, ах какие нехорошие эти европейцы и североамериканцы, стремящиеся к удовольствиям и наслаждениям! Ведь такие стремления противопоказаны человеческому существу, не так ли?..

Нет, не способны евроамериканцы ни на беспорочное зачатие, ни на подвиг Матросова! Нет у них возвышенных чувств, нет самоотверженности и коллективизма, нет патриотизма!.. Итак, евроамериканцы материалистичны, прагматичны, бездуховны…

Ну, а мы, русские-российские, конечно же, переполнены духовностью, честностью, справедливостью, целомудрием, патриотизмом, любовью к ближнему… Стоит ли говорить, что это далеко не так?! И все это понимают.

Так зачем же политики противопоставляют Россию Западу? Не в том ли собака зарыта, что они в этом вопросе, как и во многих других, следуют принципу «разделяй и властвуй»?..

…Объективная реальность такова, что мы, несмотря на двуглавость нашего орла, всё же ЭТНИЧЕСКИ являемся Евразией, а не Азиопой. Такова география, такова история, такова культура и этнография нашего соседства с европейскими народами. И быть бы нам неотрывной частью Европы, если бы мы не самоизолировались от неё на долгие века и крепко отстали от европейской цивилизации. Правда, многому в XVIII и XIX веках нам удалось научиться и заимствовать у европейцев, а в обмен на это поделиться с ними своими культурными и научно-техническими достижениями. Но между нами и Европой всегда висел незримый занавес отчуждения и неприязни, который то опускался до конца, то изредка приподнимался – в зависимости от политической обстановки и пристрастий политических элит Востока и Запада.

Сейчас, мне кажется, наступает момент истины: мы должны твёрдо и бесповоротно определиться – с кем мы. Нельзя вечно болтать и болтаться между небом и землёй, талдычить об «особом пути» России, о её мессианском предназначении, о её величии и т. д.

Будущее России, как мне видится, только в тесном единении с Европой! Полная экономическая и политическая интеграция с Евросоюзом освободила бы нас окончательно от пресловутого «железного занавеса», от мнимой западной военной угрозы (и от такой же мнимой русской угрозы для Запада). Она позволила бы нам войти равноправным членом в НАТО и европейское экономическое сообщество. Такая интеграция стала бы решающим противовесом политике США по американизации и глобализации «остального мира».

Но такой полуфантастический сценарий возможно реализовать только при условии построения в России подлинно гражданского демократического общества, к чему мы ещё далеко не готовы, но должны стремиться…Так я считаю!..

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.