Жизнь по велению сердца |
Александр Станиславович Маджаров, профессор Иркутского госуниверситета, член союза писателей России | |
02 Октября 2021 г. | |
К 190-летию со дня рождения историка России Афанасия Прокопьевича Щапова. В эпоху перемен, когда прошлое зримо соприкасается с современностью, историк, способный сказать новое слово в науке, бывает вынужден оторваться от письменного стола и выйти в жизнь. «История» и ее создатель в такие времена проходят непосредственную проверку практикой: огнем, водой, а если повезет, и медными трубами. Каков результат этой проверки? Как соотносятся жизнь и мысль, какова их цена? 3 октября 2021 г исполняется 190 лет со дня рождения русского историка Афанасия Прокопьевича Щапова. Он появился на свет в 1831 г. в селе Анга Иркутской губернии, как и митрополит Иннокентий, а скончался в Иркутске 25 февраля 1876 г. на сорок пятом году жизни. А. П. Щапов окончил бурсу и семинарию в Иркутске (1839–1852). В училище Моисей – так прозвали Афанасия однокашники, любил, уединившись, писать сочинения о страданиях Христа за людей. В студенческие годы в Казанской духовной академии (1852–1856) он за упорные занятия отечественной историей получил прозвище столпника Афанасия. Старания были замечены, и по завершении учебы выпускника академии приняли на службу. Личность в историографииВ 1856 г. А. П. Щапов приступил к чтению лекций по русской истории в Духовной академии, а в 1860 г. был приглашен преподавать в Казанский университет. Развитие молодого ученого шло вразрез с идеями официальной народности. В 1859 году, после выхода в свет книги «Русский раскол старообрядства», отмеченной С. М. Соловьевым, К. Н. Бестужевым-Рюминым и др., как сочинение, открывающее новую страницу в исследовании раскола, историк отечества А. П. Щапов стал известен в России. А через год он представил на суд общественности демократическую теорию истории страны. Уже первая лекция педагога в Казанском университете, посвященная «Истории великорусского народа», была новым словом в науке. Она состоялась 11 ноября 1860 г. и имела «громадный» успех. По словам биографа Аристова, лекция являла собой «мастерский очерк и… самобытный обзор исторической русской жизни с древнего времени до освобождения крестьян». Вскоре об его чтениях узнало все «просвещенное меньшинство» Казани. Куртинская панихидаВ дни напряженных научных изысканий и аудиторных занятий, А. П. Щапов принял участие в событии, оставившем след в истории страны. 16 апреля 1861 г. историк выступил на Куртинской панихиде, посвященной крестьянам, недовольным «Положением» об отмене крепостного права, расстрелянным войсками под командованием генерал-майора, графа А. С. Апраксина. Свою речь оратор завершил словами: «Да здравствует демократическая конституция». Для педагога и ученого, воспитанного в духовной традиции, это был акт искупления, крестной смерти во имя убитых крестьян. 1 мая 1861 г. по приказу царя он был арестован и заключен в III-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Петербурге. Советы А. П. Щапова Александру IIУ А. П. Щапова сложился свой взгляд на историю России и современные общественно-политические задачи. Ученый спешил высказать его в публикациях, на лекциях в университете, в речи на Куртинской панихиде. Оказавшись в заключении, он предпринял новую попытку представить свое видение перспектив развития страны. 16 мая историк обратился к Александру II с программой демократических реформ в России. Автор проекта писал монарху о пагубном для отечества «сословном разделение земства», дефиците во власти «честных и просвещенных» людей, невозможности реализовать на практике народную точку зрения на события (отсутствие Земских соборов, «городовых» депутатских собраний, свободы слова). Как просветитель, он говорил самодержцу о потребности в школах в каждом селе и в городе, а в губернских центрах – в университетах и духовных академиях. Памятуя о малой родине, преподаватель Казанского университета убеждал царя в том, что «для Восточной Сибири чрезвычайно нужен университет в Иркутске». В ПетербургеОтвет Щапов не получил, а лишь усилил подозрения Александра II в своей «неблагонадежности». В июле 1861 г. он был освобожден из заточения и определен на службу в канцелярию по «расколу» под надзор полиции, однако вскоре лишен работы и выдворен на улицу. В Петербурге, в статусе «свободного» историка и журналиста, ученый продолжил исследование истории России в контексте своей демократической теории (1861–1864). А. П. Щапов посещал популярный «Шахматный клуб», в котором бывали Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Д. И. Писарев, Н. И. Костомаров, М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, Н. Г. Чернышевский, В. И. Семевский и др., выступал с чтением своих работ. В эти дни он встречался и спорил о судьбах отечества с Н. Г. Чернышевским, получил лестное письмо от А. И. Герцена. В Иркутске16 ноября 1860 г. А. П. Щапов прочитал студентам Казанского университета лекцию о декабристах, а 28 марта 1864 г. его самого вместе с будущей женой О. И. Жемчужниковой отправили без суда и следствия вслед за ними в Иркутск. На берегах Ангары, в исследованиях по истории России, прошли его последние дни (1864–1876). В Иркутске на Знаменской горе ученый был похоронен, а в 1886 г. на его могиле поставлен памятник, собранный на средства горожан. «Сущность истории есть жизнь народная»Понять смысл истории способны только выдающиеся историки. У А. П. Щапова были хорошие учителя. Н. М. Карамзин открыл «Историю России» как Колумб Америку, показал значение просвещенного «монархического» правления, нравственного начала в истории страны. С. М. Соловьев воссоздал процесс развития русского государства. Но в трудах классиков историографии, которые лежали у А. П. Щапова на рабочем столе, не было представлено главное действующее лицо исторической драмы – народ! На этот факт обращали внимание Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Д. И. Писарев. Мимо него не смог пройти и А. П. Щапов. Идеология основоположника народничестваВзгляд на минувшее России из Зимнего дворца или министерской канцелярии был генетически чужд выросшему в суровой атмосфере сельской глубинки, разночинцу А. П. Щапову. В детстве Афанасий беспокоился о здоровье матери, переживал за сестер, односельчан. В юности ему не давала покоя судьба народа, частью которого он ощущал и себя. Потомок ссыльного раскольника, сын русского пономаря и бурятки, равнодушный к деньгам бессребреник, будущий историк с молодых ногтей болезненно воспринимал социальное неравенство. Он был лишен ренессансного ощущения радости, полноты, гармонии жизни, остро чувствовал трагическую ипостась мира. В процессе научной работы детские переживания Афанасия ложились на мысли и чувства историка А. П. Щапова. Еще в семинарии его поразила несправедливость, воплощенная и в книгах. В «Истории» Н. М. Карамзина ученик не нашел рассказа о создателе государства – народе! Позднее, когда он познакомился с антинародной крепостнической позицией, проводившейся в историографии, это чувство укрепилось. Исследуя документы, особенно челобитные крестьян, историк встретился с идущим из глубины русской истории мироощущением крестьянина, его «правдой». Отрицание народного начала в жизни и в истории ученый всегда воспринимал как личную проблему. Внутреннее неприятие этой позиции укрепляло его мировоззрение, построенное на вере в народ, вело исследователя к новому прочтению истории России. Духовная революция как предпосылка исторического познанияА. П. Щапов не доверял официальным трактовкам происхождения «смут». В 1854 г. он выбрал тему магистерской диссертации по истории раскола, а в 1859 г. издал книгу «Русский раскол старообрядства». Проблема религиозного раскола была не только исторической, но и политической. Старообрядческая община оказывала большое влияние на духовную и экономическую жизнь страны и в середине XIX в. Господствующая в обществе клерикально-охранительная доктрина не видела в протесте народного движения, обличала обрядовые разночтения, не способствовала объединению народа. Писать о расколе вне рамок этой утвержденной схемы означало отвергать авторитет официального взгляда на «старую веру», противопоставлять себя «академическому» сообществу. А главное, новое слово предполагало отказ от изучения протеста исключительно в рамках религиозной идеологии! За шесть лет с 1854 по 1860 г. А. П. Щапов сумел вырваться из схоластической системы интерпретации старообрядчества, и создать демократическую концепцию раскола. Земство и расколГоды научной работы и педагогической практики в Казани оказались наиболее благоприятными для его творчества. Именно в городе на Волге историк продумал большую часть своих сочинений, которые создали ему имя. От представления о расколе как «зле», «безобразном струпе», «невежестве» и пр. он отказался уже в первой книге (1859). В работе «Земство и раскол», изданной в Петербурге (1861), А. П. Щапов полностью «реабилитировал» старообрядчество. Он первым в России поставил явление в исторический контекст, описал его как «историю и жизнь массы народной» в XVII – XIX вв. и на многие годы вперед задал формат изучения проблемы. Историк подчеркнул, что «народное дело» шло помимо «дела государева» как протест, направленный на сохранение собственных религиозных и мирских ценностей. Он впервые показал, что старообрядческий путь земского дела был созидательным, являлся колонизацией (освоением), созданием общин, объединением их в «федерацию». В процессе этого исследования ученый понял, что религиозный раскол (идеология) сливается с расколом общества – «земства» – «бунтами стрельцов», «Стеньки Разина», и определил его как «могучую, страшную общинную оппозицию податного земства, массы народной против всего государственного строя – церковного и гражданского»! Он увидел историческую протяженность, глубину, нацеленность в будущее этой, далеко выходящей за пределы обрядовых разночтений, конфронтации. Исторические оценки А. П. Щапова прозвучали в период реформы 1861 г. и как предупреждение, но были отвергнуты. Централизм и федерализм: область как социокультурный феноменВ 1851 г. С. М. Соловьев приступил к изданию «Истории России» в 29-ти томах, – фактически истории русского государства. В год он писал и выпускал по тому своего сочинения. «История народа» в науке о прошлом представлена не была. Исследователю предстояло раскрыть историческое движение масс, его формы, достижения и неудачи. К делу А. П. Щапов подошел творчески. Он, в противовес С.М. Соловьеву, показал «Историю России» как масштабный органичный процесс народной колонизации страны, осуществлявшийся в рамках неорганичной «московской централизации». Основное внимание историк уделил описанию процесса освоения территории, расширения русской земледельческой культуры и его «народным» механизмам: общине, вече, земским соборам. А. П. Щапов ввел в историографию идею областного, демократического основания русской истории. Он выделил явление, описал его параметры, раскрыл связь с жизнью народа и дал ему название – областность (не путать с областничеством). Ее облик определяли земля и люди: географические, экономические, этнические, политические и другие конкретно-исторические условия. Историк по-иному, чем Н. М. Карамзин, Н. Г. Устрялов, С. М. Соловьев, объяснил причины смуты начала XVII в. В те годы, по словам А. П. Щапова, области выступили против централизации. Согласно заключению историка, борьба велась за свободный, основанный на «взаимной любви и совете» федеративный союз. Об уроках смутного времени ученый писал в дни реформы 1861 г. Его исторические очерки увидели свет в «Отечественных записках» в октябре-ноябре 1861 г. В эти дни он читал на публике и свое публицистическое сочинение: «Письмо П. П. Вяземскому» (8 октября 1861 г.), в котором сообщал, что если царь не созовет земский собор и не отречется от императорства, то его ждет страшный суд – «ужаснейшая в свете предстоящая русская революция»! Характеризуя «механизм» возникновения смуты, историк, средствами науки, предупреждал власть об опасности! Связь временА. П. Щапов был историком всероссийского масштаба, первооткрывателем. Он определил, утвердил и реализовал в исследовании новое понимание предмета исторической науки: «Сущность истории есть жизнь народная». Его волновали коренные общероссийские проблемы, а также история Сибири, которую он рассматривал как неотъемлемую часть страны. Ученый писал о влиянии гор и моря на характер поселений, в частности, показал связь болезней человека с местом его проживания, раскрыл историю земских сборов, общины, женщины в истории России, много страниц своих трудов посвятил проблемам образования. Творческий метод А. П. Щапова отличался важной особенностью: исследователь ставил проблему народного и государственного начал в истории предельно широко и всегда выявлял главное противоречие, которое определяло характер процесса. Открытие «Истории народа» позволило ему занять достойное место в истории науки. А. П. Щапов наряду с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, Н. И. Костомаровым, В. О. Ключевским вошел в университетские учебники, в том числе современные, по истории России и отечественной исторической мысли (историографии). Вспоминая о А. П. Щапове сегодня, мы имеем возможность проверить на практике обоснованность его просветительских проектов и глубину исторических прогнозов. Идеи материализуются. Построены школы в каждом селе, возобновили работу духовные академии, развивается Иркутский государственный университет. Спустя сорок один год после смерти основоположника народничества в России разразилась революция, о возможности которой историк предупреждал царя! Что ввергло страну в этот разрушительный кризис? В системе понятий А. П. Щапова – углубляющийся раскол между «народным, земским» и «государственным, царственным» делом! А в годы гражданской войны, последовавшей за этой революцией, вновь, как и в годы «смуты» XVII в., дала о себе знать «областность», о значении которой в истории страны говорил историк! Многие страницы своих работ А. П. Щапов посвятил пагубности «расхищения» природных богатств. Сегодня его предупреждения об опасности опустошения «народной экономии» звучат немым укором. Анализ кризисных эпох отечественной цивилизации, данный историком, по-своему ложится и на современность. В Иркутске в течение 25 лет, с 1996 г. по настоящее время, проводятся Всероссийские Щаповские чтения. Состоялось одиннадцать конференций, посвященных историографии, источниковедению, истории отечества, часть из которых прошла в рамках областного фестиваля «Дни русской духовности и культуры». Изданы сборники трудов историков России, развивающих проблемы отечественной исторической мысли, поставленные А. П. Щаповым. Вневременное, выходящее за пределы второй половины XIX в. значение лучших сочинений А. П. Щапова, засвидетельствованное в трудах многих поколений исследователей творчества ученого, и в учебной литературе, выводит его в разряд классиков русской историографии и дает нам возможность говорить с историком, писавшим в золотом веке русской культуры, как с современником. Вопрос к властиВ дни юбилеев принято делать подарки. Хорошим подарком Иркутского государственного университета, города и области к юбилею А. П. Щапова, направленным на сохранение исторической памяти, патриотическое воспитание школьников и студентов была бы реализация проекта, укрепляющего связь поколений: 1. Открытие мемориальной доски на одном из корпусов университета (или около корпуса, ибо в университете он не учился) следующего содержания: «Афанасий Прокопьевич Щапов (1831–1876) – историк России. 16 мая 1861 г. обратился к Александру II с предложением учредить университет в Иркутске»; 2. Открытие сквера с бюстом ученого и лавочками неподалеку от памятной «доски». В этом сквере прохожие, особенно студенты, глядя на бюст, вспоминали бы, что еще в довузовский период столицы Восточной Сибири, в XIX в. здесь учился, жил и похоронен замечательный ученый всероссийского масштаба, историк, прославивший город Иркутск и наш край Афанасий Прокопьевич Щапов. Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории
...И много других публикаций на эту тему
|
|