ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Захар Прилепин – о развале СССР, Ленине, мировой цивилизации и не только

Григорий Саркисов, lgz.ru   
24 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

Остались ли в нас родовые пятна СССР, канувшего в Лету? Что полезно взять с собой из советского прошлого, а от чего лучше отречься? Какую Россию строим мы сегодня – наследницу Российской империи или что-то доселе невиданное? Куда ведёт Россию Бог и что ждёт нас на этом пути? Об этом и многом другом – разговор с писателем, сопредседателем партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Захаром Прилепиным.

Захар Прилепин – о развале СССР, Ленине, мировой цивилизации и не только

– В конце декабря исполнится 100 лет создания СССР. Что для вас Советский Союз – исторический феномен или некое исторически предопределённое новое состояние Российской империи?

– СССР был органичной и логичной формой существования России, что было очевидно даже для самих большевиков. «Русь советская» называл эту страну Сергей Есенин.

Конечно, СССР был феноменом, и сам по себе советский проект был феноменальным. Но я в советской школе учился и что-то не припомню, чтобы кто-то сомневался из окружающих, что все мы – русские из России.

Классический советский роман Леонида Леонова назывался «Русский лес». Солдаты в Отечественную кричали: «Русские не сдаются!» «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал один политрук в 41-м.

Ну и что тут обсуждать?

– О причинах развала СССР спорят и через тридцать лет спустя. Кто-то винит во всём Горбачёва, кто-то говорит о предательстве Ельцина. А в чём видите причины краха СССР вы?

– Усталость элиты. Дезориентированность населения. Если говорить о культуре: так называемая русская партия (то есть круг Шолохова и Леонова, почвенники, отчасти Шукшин, отчасти Глазунов), безусловно, проиграла либеральным шестидесятникам – и в литературе, и в кино, и в театре. На тот момент противостояние в культуре имело огромное значение. По сути, шестидесятническая культурная элита утянула страну за собой в перестройку. Основные выгодоприобретатели советского проекта – писатели, художники, режиссёры, имевшие огромные, накачанные всей мощью государства имена и невероятный успех, дружно решили, не сходя с места, переехать в Голливуд, потому что тут им Фурцева мешала творить. Ну и переехали, потеряв страну по дороге.

На самом деле, думаю, всё, в сущности, было поправимо, судя по Китаю или по Кубе, но Господь рассудил иначе, предложив в управление страной последовательно двух чудовищ. Не соразмерного должности и тщеславного Горбачёва. И властолюбивого демона Ельцина.

Значит, по грехам нам.

– Почему Россия так и не встроилась в западную цивилизацию? Мы – принципиально другие? Что такое мировая цивилизация, если есть американская, европейская, азиатская, арабская, китайская, индийская, русская цивилизация – и они очень разные? Что может объединять их в мировую цивилизацию – и нужно ли вообще такое объединение?

– Никакой мировой цивилизации нет.

В европейской цивилизации Россия находится уже даже не с петровских времён, а со времён Ярослава Мудрого, когда он на равных правах породнился с половиной европейских дворов.

Но в силу того, что русские – самая многочисленная белая нация, самая большая, самая сильная и, более того, одна из самых старых европейских стран, нас никогда в этот клуб не примут. Мы слишком большие. Мы пугаем их своей огромностью и, более того, верностью христианской традиции.

– После октября 1917 года нам говорили, что советское государство строится «с нуля» и нам прямая дорога в коммунизм. В начале 90-х опять внушали, что «новая Россия начинается с нуля» и нам прямая дорога в дружную семью «цивилизованных народов». Но можно ли построить государство без прошлого? Это же всё равно что строить дом без фундамента. От каких же истоков надо вести начало государства Российского?

– После октября 1917 года нам не могли говорить «то же самое», это нелепость. В октябре 1917 года Россия восстала против «белого господина», огромного колониального мира, бросила вызов европейским странам, вступила с ними в прямое военное и экономическое противостояние и начала строить принципиально иную культурную и экономическую цивилизацию.

Вся история СССР – это история борьбы против белых колониальных империй, про это даже Путин недавно сказал. Причём весьма успешной борьбы, потому что, так или иначе, СССР, сохраняясь сам, обрушил практически все империи, кроме США.

В 1991 году мы, напротив, самоликвидировались и сдались, решив, что теперь хотим делать «как в Европе».

Удивительно, но даже спустя тридцать лет отдельные россияне не в состоянии осознать, что октябрь 1917-го и декабрь 1991 года – полностью противоположные по смыслу события.

Что до истоков – то и после 1917-го, и после 1991-го Россия спокойно отсчитывала себя от Рюрика. Отдельные кретины, конечно, предлагали начинать летоисчисление со дня рождения Ленина, а в 90-е называли Россию «молодой», так как она рождена в 1991 году, – но мы же не кретинов комментируем. В исторической науке всё оставалось по-прежнему.

Советская Россия, достаточно стремительно преодолев болезни роста, уже в начале 30-х запустила в массовом искусстве масштабные процессы реставрации, начав выпускать один за другим фильмы о Невском, Минине и Пожарском, Кутузове и так далее. На самом деле имперская риторика была взята на вооружение куда раньше – а именно в 1920 году, во время польского похода. С некоторыми эксцессами эта линия и возобладала.

Что до 1991 года, то Ельцин и его младореформаторы сразу же начали изображать из себя дореволюционную аристократию. Выглядело это, признаться, отвратительно, но то, что они тоже помнили об исторической преемственности, – тут отрицать нельзя.

– Значит, нынешняя Россия – прямая наследница и продолжательница Киевской Руси, Владимирского княжества, Московского царства, Российской империи и Советского Союза?

– Киевская Русь никогда не называлась Киевской Русью.

Поэтому, если быть верным исторической последовательности: просто Русь или, если угодно, Древняя Русь – с центром сначала в Новгороде, затем в Киеве, затем и в Доростоле, кстати, тоже, затем с престолом Владимиро-Суздальским, а затем с престолом в Москове, затем со столицей в Санкт-Петербурге, и так далее – суть: одна политическая нация.

Тут нечего обсуждать. В конце X века начинает появляться русская иконопись, а в XII веке это уже прецедент мировой культуры. В том же веке написано «Слово о полку Игореве», а в следующем – «Слово о погибели Русской земли». Это чьё искусство? Мы кому-то можем его передарить?

Творившие в эпоху СССР Есенин и Петров-Водкин, Шолохов и Лентулов, Твардовский и Коржев – они как должны рассматриваться? Как наследники древнерусской, светской имперской и русской народной культуры? Ну, естественно. Так о чём мы речь ведём?

– Как развиваться современной России? Кого брать за образец? Или у нас свой путь к «горизонтам прогресса»?

– В древнерусской литературе отсутствовало само понятие «прогресс». Древнерусские писатели считали, что история идёт по кругу. И если б у них спросили, кого брать за образец, то у них всегда был ответ: «Быть как передние князи». Быть как первые князья, которые создали Русь. Наследовать их волю и мужество.

– Что такое – русская цивилизация? Какая система ценностей должна господствовать в России и может ли наша страна стать одним из цивилизационных центров современного мира? Что для этого нужно?

– Россия – не один из центров, а центр современного мира.

Самое смешное в нынешней отмене русской культуры и русской истории – это параллельная попытка отменяющих убедить самих себя и всех вокруг себя, что русская культура вторична, а русская история – сплошное зло, блажь, мерзость.

Но вторичные культуры никто в упор не видит. Их и отменять не надо. Кому придёт в голову в мире отменять, скажем, украинскую культуру? Для этого её сначала надо найти. Но где её найдёт даже ближайший сосед украинцев – поляк или венгр? Я не говорю про китайцев или англичан. Они её не встречали никогда. Как и сотни других культур. И не встретят.

А о русское мир запинается на каждом шагу. Русская культура вездесуща. Из десяти главных мировых композиторов, писателей, кинорежиссёров по любым раскладам минимум двое, а то и трое русских, а в мире – тысячи народов, сотни государств, несчётное количество языков.

Русские – авторы самой главной мировой военной победы и одной из пяти самых главных мировых революций.

Русские – одни из основных создателей человечества в том виде, в котором мы его знаем сегодня. Русские в космосе. У русских – Христос.

Русские, как и в октябре 1917-го, объявили сегодня миру право на очередную деколонизацию от белых господ. Весь мир смотрит на нас с надеждой.

– России нужна общегосударственная идеология? Или опять – «пусть расцветают сто цветов, пусть расцветают сто школ»? Хорошо, нам не нужен неолиберализм западного образца, – но нужен ли нам суровый консерватизм? Подходит ли России национализм или он разрушит многонациональную и многоконфессиональную страну? Может, нам было бы полезнее стать шовинистами на манер французов?

– Предложу ещё раз – всего лишь быть как передние князи. Едва ли кто-то из них был неолибералом или националистом в узкоэтническом смысле. Иначе они не заложили бы самую большую страну на планете.

– Сегодня Россия пусть медленно, со скрипом, но разворачивается к своей идентичности, своей истории. Но ведь и наше состязание с Западом – не просто геополитическое противостояние и не просто экономическое соревнование, а именно цивилизационное столкновение, имеющее глубинные корни?

– Мы – иная точка отсчёта. Мы – великая христианская цивилизация, но ещё и при этом империя – самая богатая на планете. Нам никогда этого не простят.

– Но, если Запад экзистенциально нас ненавидит, значит, он всегда будет пытаться нас задвинуть и мы обречены на войны, цель которых – уничтожение России?

– Да, война никогда не прекратится. Это нормально. Это держит нас в тонусе.

– Так ведь у нас, говорят, ещё и гражданская война не закончилась. Посмотрите, как свирепо спорим мы о судьбе трупа Ленина в Мавзолее. А разве происходящее уже не первый год на Украине – не продолжение гражданской войны?

– В XVII веке, после пресловутого «воссоединения Украины с Россией», началась гражданская война на территории нынешней Украины, которая длилась тринадцать лет и еле-еле завершилась. Одна часть малороссов, хохлов, украинцев – как угодно их назовите – сказала тогда, что «мы хотим остаться при шляхте», в Европе, а другая – что «мы хотим в Москву». И эта война воспроизводилась затем множество раз и в XVIII веке, и в XIX веке – в тех или иных формах.

Тело Ленина в Мавзолее мешает только тем, кто не умеет так далеко думать и различать очевидное. Очевидность состоит в том, что украинская проблема – разросшаяся, разбухшая, навязчивая – досталась Ленину в готовом виде в наследство.

К телу Ленина надо время от времени приходить и спрашивать, как он в условиях кромешного хаоса, интервенции и бойни умудрился взять Киев. Но если б только Киев. Взять вообще практически всё, что уже отпало и что уже фактически присвоили себе европейские и прочие партнёры.

Вот когда столько же возьмём, как у него получилось к 1920 году, тогда можно будет поспорить о нём. А сейчас чего спорить?

– Если уж мы вспомнили об Украине, вы как-то сказали, что «вся Украина должна войти в состав России». Это и есть цель специальной военной операции? Или мы оставим какой-то «кусок» украинского государства, который через год-другой опять станет нацистским гадюшником, накачает с помощью Запада военные мускулы, – и тогда придётся опять его денацифицировать и демилитаризировать?

– Цель операции – полный снос не только антирусского, но, по сути, и антиукраинского политического режима в Киеве. И возвращение Украины, как одной из составных русского православного, географического и метафизического пространства, – домой.

– Кое-кто предлагает изучать по вашим книгам – по тому же роману «Обитель», например, – «куски» истории СССР...

– Нет, лучше их просто читать.

– Не спрашиваю, может ли возродиться Российская или советская империя. Спрошу – нужно ли сегодня вообще строить империю?

– А где мы живём?

– Если верить Википедии, в марте 2014 года вы осудили российских деятелей культуры, выступивших против присоединения Крыма к России. В августе 2022 года под вашим председательством прошло заседание «Группы по расследованию антироссийских действий», чьи участники намерены «зачищать культурное пространство» от всех активно или пассивно не поддержавших военное вторжение России на Украину. Позже ГРАД представил списки из около 150 «агентов иностранного влияния и их пособников»: в них вошли многочисленные деятели литературы и кино, а также некоторые журналисты и госслужащие. Сейчас многие из них свалили. Что с ними делать?

– Никаких списков ГРАД не составлял, никакого списка на 150 деятелей не было, это всё полная чушь. ГРАД время от времени пишет запросы по определённым ситуациям, волнующим общество. Это нормальная депутатская работа. Но я не депутат.

Что делать с иноагентами и сторонниками ВСУ и киевского политического режима – вопрос дискуссионный. У меня ответа нет. Пусть общество решает.

– Как России не потеряться в этом мире?

– А разве нас перестали замечать?

России было бы лучше потеряться на время. Но её никак не хотят оставить в покое. Если бы оставили, украинский вопрос был бы в военном смысле решён за месяц. Но это повлечёт такие антиколониальные движения в Латинской Америке, Африке и даже Европе, что весь этот мир белых господ и банкиров обрушится.

Так что нам придётся ещё поработать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.