Великий лётчик, сибиряк |
14 Марта 2013 г. |
Строки биографии Родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске ( ныне Новосибирск ), в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1932 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Пермскую школу авиационных техников, в 1939 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года старший лейтенант А. И. Покрышкин в действующей армии. По февраль 1944 года сражался в составе 55-го ИАП ( 16-го Гвардейского ИАП ); с апреля 1944 года по май 1945 года - в Управлении 9-й Гвардейской ИАД. Летал на МиГ-3, И-16, Як-1, "Аэрокобре". К апрелю 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) капитан А. И. Покрышкин совершил 354 боевых вылета, провёл 54 воздушных боя, сбил 13 вражеских самолётов лично и 6 - в группе. 24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолётов противника командир эскадрильи того же полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия ) Гвардии майор А. И. Покрышкин награждён второй медалью "Золотая Звезда". 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолёта противника, исполняющий должность командира 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( той же дивизии, 8-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии подполковник А. И. Покрышкин первым в стране награждён третьей медалью "Золотая Звезда". После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1968 - 1971 годах заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 года - Маршал авиации. В 1972 - 1981 годах председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 года - в Группе генеральной инспекции МО СССР. Денутат Верховного Совета СССР 2 - 10 созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1979 - 1984 годов. Умер 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Музее Великой Отечественной войны в Кишинёве стоит МиГ-17, на котором Покрышкин летал в послевоенное время. Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почётная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою", "Тактика истребительной авиации". Награждён орденами: Ленина ( шесть ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 2-й степени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями и иностранными орденами. На родине Героя установлен бронзовый бюст. Почётный гражданин Новосибирска, где одна из улиц носит его имя.\\ Ржевское начало Биография прославленного аса Великой Отечественной войны достаточно подробно изложена в различных источниках. Мне же хочется поделиться с Вами, читатель, своими впечатлением об этом великом человеке. В далёком уже 1948 году трижды Герой Советского Союза полковник А.И. Покрышкин, с отличием закончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и получил назначение на должность заместителя командира истребительного авиационного корпуса в разрушенный войной Ржев, где я родился в том же году. В 1951 году он становится командиром 88 ржевского истребительного авиационного корпуса и руководит им до 1955 года, когда получает назначение в Ростов на Дону на должность заместителя командующего Воздушной армией. Во Ржеве, в 1953 году, он получил свое первое генеральское звание. Там же ему было присвоено звание — Почетный гражданин города Ржева. Конечно, сам я не помню о встречах с Александром Ивановичем, был слишком мал, хотя наверняка видел его не раз, потому что отец рассказывал, как прославленный лётчик часто принимал участие в городских мероприятиях, на которые родители брали меня. Старожилы города Ржева помнят и о том, как А.И. Покрышкин руководил и участвовал сам в разминировании военного склада боеприпасов, наследия войны и раскопанного строителями в черте города, вблизи от жилых домов. Как бы там ни было, не встречаясь лично, наши жизненные линии причудливым образом пересекались. Моё босоногое детство прошло в городе, где служил прославленный лётчик и я с полным правом называю себя земляком Почётного гражданина города Ржева. Во Ржеве, на одной из улиц возле военного городка, А.И. Покрышкину установлена памятная доска. В мае 2010 года, в северо-восточной части Ржева, на левом берегу Волги была открыта площадь Покрышкина (площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина). Это мероприятие было приурочено к 65-летию Победы в ВОВ. На этой площади планируется установить МиГ-17 88 иак ПВО (истребительный авиационный корпус противовоздушной обороны), которым командовал Александр Иванович, и который был одним из первых освоивших этот реактивный истребитель. Возможно на этом самолёте летал и сам А.И Покрышкин. К сожалению таких свидетельств я не встречал. Интересна история этого МиГ-17. Ранее он был установлен на постаменте возле речки Холынка, но, вследствие неоднократных случаев вандализма и естественного разрушения конструкции, решением администрации города был снят с постамента и направлен на 514 авиаремонтный завод во Ржеве. После ремонта он должен быть установлен на площади Покрышкина. В 1966 году, после окончания средней школы, я поступил в знаменитое Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Сама судьба вела меня, ведь только там я узнал, что это училище с отличием закончил А.И. Покрышкин в 1939 году. Память о выдающемся лётчике в училище бережно сохраняется. Около 400 выпускников прославленной Качи Герои и дважды Герои Советского союза и России, но он единственный трижды Герой Советского Союза, возглавляющий этот список. 4 сентября 2010 года, около 4500 выпускников прославленной Качи собрались в Волгоград на празднование 100 летнего юбилея родного училища, в рамках дня города. Нам с супругой довелось присутствовать на митинге в честь открытия новой улицы в Дзержинском районе города Волгограда. В новом микрорайоне была открыта улица маршала авиации А.И, Покрышкина. Начинается она от улицы 80-ой Воздушной Армии, проходит рядом с Качинским училищем и выходит к подножию Мамаева Кургана. Перед выездом на эту улицу установлена памятная стела. Торжественный митинг посвящённый открытию улицы и памятной стелы открыл мэр Волгограда Роман Гребенников. Выступали: депутат госдумы Сергей Забеднов, заместитель главнокомандующего ВВС России Игорь Садофьев, дочь А.И. Покрышкина и другие. В торжественном митинге приняли участие ветераны авиации и Качинского училища, жители г. Волгограда, воспитанники центра «Качинец». Надо сказать, что за годы войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Это официальные данные. Неофициальный счёт сбитых самолётов противника наверняка выше ( впрочем, как и у всех летчиков РККА). В начале войны счёт побед вёлся в соответствии с приказом НКО СССР №0299 «О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года. В нём говорилось: «Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае по показаниям лётчика -истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка». А если самолёт сбит далеко за линией фронта вне видимости наземных войск или над морем и упал в воду? Такая победа не засчитывалась. Только в июле 1942 года, по предложению А.И. Покрышкина, эти положения в новом приказе были изменены и учёт сбитых самолетов стал более объективным. Говоря о А.И. Покрышкине, необходимо отметить, что он очень грамотно вводил в боевую работу молодых лётчиков и бережно относился к своим ведомым. За всю войну был сбит всего один пилот, ведомый прославленным асом. Много уже написано книг и статей о трижды Герое Советского Союза маршале авиации Александре Ивановиче Покрышкине, о легендарном российском лётчике. Наверняка ещё не всё о нем сказано. Его образ и жизнь не до конца раскрыты. Прошло ровно 100 лет с его рождения и с уверенностью можно утверждать, что в памяти народной он навсегда останется человеком, любящим Родину и умеющим её защищать, выдающимся лётчиком современности!
Тэги: |
|