Уроки преподобного Сергия Радонежского |
Борис Петрович Корольков, доктор технических наук, профессор ИрГУПУ |
06 Октября 2022 г. |
Преподобный Сергий Радонежский – наиболее значительная фигура земли русской, достояние всего народа, главный ее святой. Немало слов о нем сказано за многие столетия, прошедшие с тех пор, как он появился на заре становления нашего государства. Год его кончины объявлен в 1992 г. ООН Годом Сергия Радонежского, а в октябре-ноябре состоялись торжественные мероприятия русской православной церкви (РПЦ). Что еще можно добавить к этому? Возможно, дотошный и глубокий историк найдет новые слова и неизвестные факты. Но вот берется за этот образ далекий потомок, простой человек ХХI века с сугубо техническим образованием. Какие основания есть у него? Недавно в вашей газете «Мои года» был опубликован большой материал, рассказывающий о жизни и деяниях Сергия Радонежского. Прочел я его, и нахлынули воспоминания о, так сказать, и некой моей причастности к этому светлому образу. Во-первых, это малая Родина: мои родители-учителя родом из этих же мест – отец родился близ Ярославля, мать в городе Киржач Владимирской области, который и был основан Сергием Радонежским. Правда, если у Преподобного вся семья была истово религиозная, то моя – в трех поколениях атеистической. Но это не явилось, помехой стать духовным человеком. И дело здесь не в вере как таковой, а в моральных устоях. А вот они-то совпали! Сходство же породило отзвук серебряных струн души. В Иркутске же я оказался лишь в 1962 году, когда после окончания Московского энергетического института получил направление в Сибирский энергетический институт СО АН СССР. Коллегам рассказывал о родном городе, его основателе, неоднократном посещении Троице-Сергиевой лавры, существовании в ней духовной семинарии. На этих «неосторожных» речах в те годы заработал весьма лестный для себя слух о близкой причастности к Престолу, что лишь подвигло к дальнейшей работе над собой, а позже и публикациям на эту тему в научном журнале. А во-вторых, проявленная мною в те годы инициатива об установлении памятника Сергию Радонежскому в г. Киржач, с которой я в 1988 году, накануне юбилейной даты, обратился через газету «Красное Знамя» к тогдашнему Патриарху Пимену и к властям города. Газета мое предложение опубликовала, но власти предпочли водрузить там на пьедестал голову вождя мирового пролетариата (почти как в Улан-Удэ, только меньше), а от патриарха же ответа не последовало. Вот то письмо. Глубокоуважаемый Патриарх, нынче стало общеизвестной истиной, что атеизм одной части населения нашей страны и глубокое верование в Божий Промысел – другой не должны служить водоразделом между ними. По словам Джавахарлала Неру, «правда многогранна», и поэтому несовпадающие взгляды лишь отражают разные грани единой Правды. Единству Правды имеются примеры в общем нашем прошлом; всегда были и носители этого единства. Один из них – преподобный Сергий Радонежский, за свои заслуги причисленный церковью к лику святых. Приближающееся 600-летие со дня кончины Сергия Радонежского и побудило меня написать это письмо Вам. Сергий Радонежский по праву принадлежит к плеяде значительных личностей нашей истории. Громадную силу собственного духа он направил на укрепление духа своих современников, воспитание патриотизма в народе, объединение всех русских земель под руководством сильной центральной власти. Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой лавры. И хотя рано еще об этом говорить, не сомневаюсь в том, что грядущая дата будет широко отмечаться православной церковью и всей страной. Как русскому человеку, мне хочется сделать свой скромный вклад в это событие. Имеется и дополнительное обстоятельство, побуждающее мой интерес к Сергию Радонежскому: он является основателем и города Киржач, что находится в 40-50 км к востоку от лавры в соседней Владимирской области. В этом городе прошли мое детство и юность, на кладбище вблизи действующей церкви лежит прах моих предков. Он горячо любим еще и потому, что здесь сосредоточены, как нигде, все прелести Средней полосы России. О дате основания Киржача (1356 год) слышал от увлеченного школьного учителя истории И. А. Аргунова, видел ее и сам на фронтоне въездных ворот на территорию древнего храма Благовещения, стоящего в центре города возле школы № 2, где я учился. Намерен обратиться письменно к руководителям города с предложением установить основателю Киржача Сергию Радонежскому к юбилейной дате памятник как раз напротив упомянутого храма. Необходимые для этого средства можно собрать из разных источников, в том числе и на добровольные пожертвования благодарных граждан города. Уверен, подобное событие не останется без внимания православной церкви и ее Главы. С полным уважением к Вам Корольков Борис Петрович, доктор технических наук, профессор, бывший житель г. Киржач. Чтобы шаг за шагом очертить жизненный путь Сергия Радонежского (в отрочестве его звали Варфоломей), понять глубокий смысл уроков п реподобного, которые отображались не в каком-либо его учении или школе (таковых просто не было), а во всех частностях его жизненного пути, делах и помыслах, будет недостаточно и нескольких газетных статей. Поэтому я лучше отошлю любопытствующего читателя к литературным источникам, рассказывающим об этом главном святителе нашей России. Например: Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский. 1924; Кротов С. А., Кошкин С. Ф. Киржач. Очерки истории. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. 1975. Отмечу лишь, что в ту пору Русь была охвачена княжескими усобицами, задавлена поборами ордынских завоевателей. Царило оцепенение населения, беспомощность и ужас, которые стали к тому времени национальными чертами людей. Вдохнуть в них силы мог только лидер высокого нравственного уровня, отражающего глубинную суть народа. Таковым предстояло стать будущему Сергию Радонежскому; позже такая же участь ожидала Петра I и Пушкина – в своих ипостасях. Внешним источником укрепления связей с людьми у Сергия была тяга к очищению через паломничество в Иерусалим, в Оптину пустынь, в Мекку. Этим же объясняется стремление простых смертных к Сергию. Он был нищ и прост всю свою жизнь, его нельзя было признать за знаменитого отшельника. Он олицетворял собой застенчивую красоту природы и народа Руси. Церковные иерархи, мирские владыки и народ обращались к Сергию как к моральному авторитету. Он учитель, ободритель, миротворец – своеобразная икона Веры. Так, например, когда Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий (Донской) занялся в 60–80 годы ХIVвека объединением русских земель, ордынский правитель Мамай такого усиления своего вассала перенести не мог. Он решил сломить возрастающую мощь Руси и, собрав все свои силы, двинулся на Москву. Дмитрий Донской, готовя русскую рать к решающему сражению, едет к Сергию за благословением на большую кровь. Крайности не его, Сергия, дело, но трагичность положения определяет выбор игумена: «за народ, за Русь все ли средства испробовал? Плетутся венки мученические, но ты победишь!» И как символ своей оценки предстоящей битвы направил к Дмитрию двух находящихся в схиме монахов – Пересвета и Ослябю. Князь, будучи после благословения Преподобного в состоянии высокого душевного подъема, сумел передать свою уверенность русскому воинству. И вот 8 сентября 1380 года на Куликовом поле в верховьях Дона произошло столкновение двух миров. В битве верх оказался на стороне русской рати, впервые зажглась заря освобождения нашего народа от полутора веков чужеземного гнета. И снова у Сергия Радонежского победа – моральная и государственная! Но уже в 1382 году хан Тохтамыш разорил Москву. Случившееся вновь напомнило о раздробленности Руси, и 60-летний старец идет пешком из Твери к рязанскому князю Олегу. Тот внял словам Преподобного и заключил союз с Москвой. Так было положено начало образованию православного государства – единой Руси. Так Сергий, без чьей-либо санкции, вошел в ткань нашей повседневной жизни как защитник Руси и образец народолюбия, благочестия, простоты. Сергий прославился своими чудесами. Чудо – нарушение естественного порядка вещей. Оно – праздник, зажигающий будни, и простому смертному не дано. Чудеса пришли как награда за отречение от земных благ, как свидетельство восхождения к Высшему. Сергий запрещал себя прославлять, но молва шла, слава ширилась. Множились видения Высших сил. В череде чудес последних лет жизни - посещение старца Сергия Богородицей, обещавшей быть заступницей обители. На землю Троице-Сергиевой лавры никогда после 1408 года не ступала нога завоевателя. Преподобный завещал похоронить себя вместе с простым народом – на общем кладбище. Сергий Радонежский оставил после себя Русь, во многом переделанную на новую жизнь. Возник центр духовного просветительства. Сам Преподобный обрел характерную нишу духовного пастыря, моральной опоры народа, русского святого. Всюду есть следы пребывания Сергия на нашей земле. При нем основаны известные монастыри: Андроников и Симонов в Москве, Савва-Сторожевский в Звенигороде, Кирилло-Белозерский на Вологодчине и многие другие. Сорок прямых учеников и около пятидесяти последователей учеников Сергия продолжили деяния Учителя по пропаганде Истины и Высшего Суда. В тяжкие времена раздора и разорения, вражеских нашествий они обеспечили настрой каждого на живительную силу простого дела, свободу духа, на пример неторопливого и непреклонного, без экстаза восхождения к Святому. Сергий учит мужественности, спокойной уверенности в правом деле. Духовная сила Преподобного веками питает Русь; его деяние стало национальной идеей. «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств и подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает» (Н. К. Рерих). Сергий Радонежский – Величайший ум своего времени, Благодатный Воспитатель, Заступник Земли Русской, Светоносец – такие оценки давали ему В. О. Ключевский, Ф. М. Достоевский, Д. С. Лихачёв и другие. Преподобный воплощал и защищал каноны Веры. Он сумел оставить последующим поколениям свои неписаные представления и правила поведения. И при этом его нельзя назвать проповедником, миссионером – за Сергием не числится ни собственная школа, ни свое учение. Общение Сергия Радонежского с миром Высшего продолжилось и после его кончины. В конце семнадцатого века Сергиева обитель (лавра) дважды спасала Петра I: от Хованского в 1682 году; от Софьи 1689 году. В 1877 году перед освободительной миссией на Балканах царь Александр II посетил лавру с иконой «Явление Божьей матери перед Сергием»; и задуманное короной успешно осуществилось. Уроки преподобного Сергия Радонежского
Благовещенский монастырь, XV-XVI в, г. Киржач
|
|