НА КАЛЕНДАРЕ

Уроки преподобного Сергия Радонежского

Борис Петрович Корольков, доктор технических наук, профессор ИрГУПУ   
06 Октября 2022 г.

08 1a

Преподобный Сергий Радонежский – наиболее значительная фигура земли русской, достояние всего народа, главный ее святой. Немало слов о нем сказано за многие столетия, прошедшие с тех пор, как он появился на заре становления нашего государства. Год его кончины объявлен в 1992 г. ООН Годом Сергия Радонежского, а в октябре-ноябре состоялись торжественные мероприятия русской православной церкви (РПЦ).

Уроки преподобного Сергия Радонежского

Что еще можно добавить к этому? Возможно, дотошный и глубокий историк найдет новые слова и неизвестные факты. Но вот берется за этот образ далекий потомок, простой человек ХХI века с сугубо техническим образованием. Какие основания есть у него?

Недавно в вашей газете «Мои года» был опубликован большой материал, рассказывающий о жизни и деяниях Сергия Радонежского. Прочел я его, и нахлынули воспоминания о, так сказать, и некой моей причастности к этому светлому образу.

Во-первых, это малая Родина: мои родители-учителя родом из этих же мест – отец родился близ Ярославля, мать в городе Киржач Владимирской области, который и был основан Сергием Радонежским. Правда, если у Преподобного вся семья была истово религиозная, то моя – в трех поколениях атеистической. Но это не явилось, помехой стать духовным человеком. И дело здесь не в вере как таковой, а в моральных устоях. А вот они-то совпали! Сходство же породило отзвук серебряных струн души. В Иркутске же я оказался лишь в 1962 году, когда после окончания Московского энергетического института получил направление в Сибирский энергетический институт СО АН СССР. Коллегам рассказывал о родном городе, его основателе, неоднократном посещении Троице-Сергиевой лавры, существовании в ней духовной семинарии. На этих «неосторожных» речах в те годы заработал весьма лестный для себя слух о близкой причастности к Престолу, что лишь подвигло к дальнейшей работе над собой, а позже и публикациям на эту тему в научном журнале.

А во-вторых, проявленная мною в те годы инициатива об установлении памятника Сергию Радонежскому в г. Киржач, с которой я в 1988 году, накануне юбилейной даты, обратился через газету «Красное Знамя» к тогдашнему Патриарху Пимену и к властям города. Газета мое предложение опубликовала, но власти предпочли водрузить там на пьедестал голову вождя мирового пролетариата (почти как в Улан-Удэ, только меньше), а от патриарха же ответа не последовало. Вот то письмо.

Глубокоуважаемый Патриарх, нынче стало общеизвестной истиной, что атеизм одной части населения нашей страны и глубокое верование в Божий Промысел – другой не должны служить водоразделом между ними. По словам Джавахарлала Неру, «правда многогранна», и поэтому несовпадающие взгляды лишь отражают разные грани единой Правды.

Единству Правды имеются примеры в общем нашем прошлом; всегда были и носители этого единства. Один из них – преподобный Сергий Радонежский, за свои заслуги причисленный церковью к лику святых. Приближающееся 600-летие со дня кончины Сергия Радонежского и побудило меня написать это письмо Вам.

Сергий Радонежский по праву принадлежит к плеяде значительных личностей нашей истории. Громадную силу собственного духа он направил на укрепление духа своих современников, воспитание патриотизма в народе, объединение всех русских земель под руководством сильной центральной власти. Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой лавры. И хотя рано еще об этом говорить, не сомневаюсь в том, что грядущая дата будет широко отмечаться православной церковью и всей страной.

Как русскому человеку, мне хочется сделать свой скромный вклад в это событие. Имеется и дополнительное обстоятельство, побуждающее мой интерес к Сергию Радонежскому: он является основателем и города Киржач, что находится в 40-50 км к востоку от лавры в соседней Владимирской области. В этом городе прошли мое детство и юность, на кладбище вблизи действующей церкви лежит прах моих предков. Он горячо любим еще и потому, что здесь сосредоточены, как нигде, все прелести Средней полосы России. О дате основания Киржача (1356 год) слышал от увлеченного школьного учителя истории И. А. Аргунова, видел ее и сам на фронтоне въездных ворот на территорию древнего храма Благовещения, стоящего в центре города возле школы № 2, где я учился. Намерен обратиться письменно к руководителям города с предложением установить основателю Киржача Сергию Радонежскому к юбилейной дате памятник как раз напротив упомянутого храма. Необходимые для этого средства можно собрать из разных источников, в том числе и на добровольные пожертвования благодарных граждан города. Уверен, подобное событие не останется без внимания православной церкви и ее Главы.

С полным уважением к Вам Корольков Борис Петрович, доктор технических наук, профессор, бывший житель г. Киржач.

Чтобы шаг за шагом очертить жизненный путь Сергия Радонежского (в отрочестве его звали Варфоломей), понять глубокий смысл уроков п          реподобного, которые отображались не в каком-либо его учении или школе (таковых просто не было), а во всех частностях его жизненного пути, делах и помыслах, будет недостаточно и нескольких газетных статей. Поэтому я лучше отошлю любопытствующего читателя к литературным источникам, рассказывающим об этом главном святителе нашей России. Например: Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский. 1924; Кротов С. А., Кошкин С. Ф. Киржач. Очерки истории. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. 1975.

Отмечу лишь, что в ту пору Русь была охвачена княжескими усобицами, задавлена поборами ордынских завоевателей. Царило оцепенение населения, беспомощность и ужас, которые стали к тому времени национальными чертами людей. Вдохнуть в них силы мог только лидер высокого нравственного уровня, отражающего глубинную суть народа. Таковым предстояло стать будущему Сергию Радонежскому; позже такая же участь ожидала Петра I и Пушкина – в своих ипостасях.

Внешним источником укрепления связей с людьми у Сергия была тяга к очищению через паломничество в Иерусалим, в Оптину пустынь, в Мекку. Этим же объясняется стремление простых смертных к Сергию. Он был нищ и прост всю свою жизнь, его нельзя было признать за знаменитого отшельника. Он олицетворял собой застенчивую красоту природы и народа Руси. Церковные иерархи, мирские владыки и народ обращались к Сергию как к моральному авторитету. Он учитель, ободритель, миротворец – своеобразная икона Веры.

Так, например, когда Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий (Донской) занялся в 60–80 годы ХIVвека объединением русских земель, ордынский правитель Мамай такого усиления своего вассала перенести не мог. Он решил сломить возрастающую мощь Руси и, собрав все свои силы, двинулся на Москву. Дмитрий Донской, готовя русскую рать к решающему сражению, едет к Сергию за благословением на большую кровь. Крайности не его, Сергия, дело, но трагичность положения определяет выбор игумена: «за народ, за Русь все ли средства испробовал? Плетутся венки мученические, но ты победишь!» И как символ своей оценки предстоящей битвы направил к Дмитрию двух находящихся в схиме монахов – Пересвета и Ослябю.

Князь, будучи после благословения Преподобного в состоянии высокого душевного подъема, сумел передать свою уверенность русскому воинству. И вот 8 сентября 1380 года на Куликовом поле в верховьях Дона произошло столкновение двух миров. В битве верх оказался на стороне русской рати, впервые зажглась заря освобождения нашего народа от полутора веков чужеземного гнета. И снова у Сергия Радонежского победа – моральная и государственная!

Но уже в 1382 году хан Тохтамыш разорил Москву. Случившееся вновь напомнило о раздробленности Руси, и 60-летний старец идет пешком из Твери к рязанскому князю Олегу. Тот внял словам Преподобного и заключил союз с Москвой. Так было положено начало образованию православного государства – единой Руси. Так Сергий, без чьей-либо санкции, вошел в ткань нашей повседневной жизни как защитник Руси и образец народолюбия, благочестия, простоты.

Сергий прославился своими чудесами. Чудо – нарушение естественного порядка вещей. Оно – праздник, зажигающий будни, и простому смертному не дано. Чудеса пришли как награда за отречение от земных благ, как свидетельство восхождения к Высшему. Сергий запрещал себя прославлять, но молва шла, слава ширилась. Множились видения Высших сил. В череде чудес последних лет жизни - посещение старца Сергия Богородицей, обещавшей быть заступницей обители. На землю Троице-Сергиевой лавры никогда после 1408 года не ступала нога завоевателя. Преподобный завещал похоронить себя вместе с простым народом – на общем кладбище.

Сергий Радонежский оставил после себя Русь, во многом переделанную на новую жизнь. Возник центр духовного просветительства. Сам Преподобный обрел характерную нишу духовного пастыря, моральной опоры народа, русского святого. Всюду есть следы пребывания Сергия на нашей земле. При нем основаны известные монастыри: Андроников и Симонов в Москве, Савва-Сторожевский в Звенигороде, Кирилло-Белозерский на Вологодчине и многие другие. Сорок прямых учеников и около пятидесяти последователей учеников Сергия продолжили деяния Учителя по пропаганде Истины и Высшего Суда. В тяжкие времена раздора и разорения, вражеских нашествий они обеспечили настрой каждого на живительную силу простого дела, свободу духа, на пример неторопливого и непреклонного, без экстаза восхождения к Святому. Сергий учит мужественности, спокойной уверенности в правом деле. Духовная сила Преподобного веками питает Русь; его деяние стало национальной идеей. «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств и подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает» (Н. К. Рерих).

Сергий Радонежский – Величайший ум своего времени, Благодатный Воспитатель, Заступник Земли Русской, Светоносец – такие оценки давали ему В. О. Ключевский, Ф. М. Достоевский, Д. С. Лихачёв и другие. Преподобный воплощал и защищал каноны Веры. Он сумел оставить последующим поколениям свои неписаные представления и правила поведения. И при этом его нельзя назвать проповедником, миссионером – за Сергием не числится ни собственная школа, ни свое учение.

Общение Сергия Радонежского с миром Высшего продолжилось и после его кончины. В конце семнадцатого века Сергиева обитель (лавра) дважды спасала Петра I: от Хованского в 1682 году; от Софьи 1689 году. В 1877 году перед освободительной миссией на Балканах царь Александр II посетил лавру с иконой «Явление Божьей матери перед Сергием»; и задуманное короной успешно осуществилось.

Уроки преподобного Сергия Радонежского

  • Урок первый: Бескорыстие хорошо вознаграждается. (Долгой памятью о человеке, его спокойствием при жизни, выздоровлением от недуга алчноcти. Предполагает большую работу души.)
  • Урок второй: Единственная истинная религия – нравственность человека. (Высшая нравственность – творить добро.)
  • Урок третий: Помоги Земле русской. (Так было при Преподобном. Так было в годы войны с фашизмом. И в ХХI веке эта помощь востребована в полной мере, когда русский человек растерян, деморализован, дезориентирован, а цинизм, стяжательство, бесчестность стали почти нормой.)
  • Урок четвертый: Помни о вечном. (Сергий, как и основатели мировых религий, что остались в памяти людей, занимаясь вечным, «видели за деревьями лес».)

Благовещенский монастырь, XV-XVI в, г. Киржач

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.