НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-06-03-37-28
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
2025-05-27-23-42-20
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из...
2025-06-03-11-14-01
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее...
2025-06-02-23-47-38
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...

Совесть передвижничества

18 Апреля 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/myasoedov_18_04_14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

myasoedov-grig


Григорий Григорьевич Мясоедов - русский художник, основатель передвижничества в России и один из самых ярких представителей русского реализма в живописи. Основной темой его творчества был крестьянский быт. 19 апреля 2014 года исполнилось 180 лет со дня рождения художника.

Григорий Мясоедов родился 19 апреля 1834 года в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. Талант к рисованию у мальчика проявился очень рано. Несмотря на свою дворянскую родословную, отец позволил сыну заниматься любимым делом, и уже в Орловской гимназии Гриша начал знакомство с изобразительным искусством. В 1853 году будущий художник продолжил образование в Академии Художеств, где проучился десять лет. Студенческие годы Мясоедова не были лёгкими. Он рассказывал: «Жил я, как и большинство студентов, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла...» Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
За годы учёбы Григорий Мясоедов успел проявить себя: в 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», он получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», и был поощрён поездкой за границу. Он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме обучался в частной Академии. Известные картины, написанные художником в этот период, – «Похоронный праздник у цыган в Испании» и сюжет из «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».


Передвижничество


Вернувшись в Россию в 1869 году, Григорий Григорьевич написал картину «Заклинание». Она имела большой успех, и Мясоедов получил звание академика.
Творчество у Мясоедова сочеталось с активной общественной деятельностью. Когда художник был за границей, он наблюдал как европейские художники организуют коммерческие передвижные выставки. Так Григорию Григорьевичу пришла в голову идея организации в России Товарищества передвижных художественных выставок, которое объединило бы профессиональных художников разных жанров.16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошёл и Мясоедов. Также в правление вошли Василий Перов, Крамской, Михаил Клодт, Николай Ге. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу широкой пропаганды искусства и эстетического воспитания народных масс. Для картин передвижников была характерна социальная направленность, затрагивающая интересы простых людей. Поэтому и ещё из-за того, что передвижные выставки были доступны всем желающим, они стали очень популярны среди обычного народа.
Григорий Григорьевич стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет. Он неустанно заботился о независимости Товарищества, был предан ему всей душой. Многие называли Мясоедова «совестью передвижничества».
29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась Первая передвижная художественная выставка, показанная затем и в других городах: Москве, Киеве, Харькове. На этой выставке Мясоедов представил картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)», написанную в 1871 году.
В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному». Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. Главными героями картины являются крестьяне – всё внимание сосредоточено на них. Художник запечатлел разнообразие их характеров, особую красоту простых людей.
Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», которая встречает восторженные отзывы в печати.
Григорий Григорьевич изучал древние поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин. В полотне «Опахивание» изображён древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнажённых девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В историческом полотном «Самосожигатели» художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе. Сюжет картины связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви.


Раскол Товарищества


Расцвет ТПХВ пришёлся на 1870–80-е годы. Но всё меняется. Наступил момент, когда новые веяния в искусстве стали проникать и на передвижную выставку. Мясоедов ополчился против них. Никакого течения, кроме реализма, он не признавал. Будучи новатором в молодости, он в старости превратился в консерватора, яростного защитника устоев передвижничества. Он не понимал и не признавал не только импрессионизм, робко проникавший на выставку, но даже настроение Левитана или Чехова для него было чуждо. О новых талантливых пейзажистах Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег... да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шёл против действительности, а она сминала его доводы, увлекая публику новыми модернистскими веяниями. В самом Товариществе начались серьёзные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.
Григорий Григорьевич слыл человеком со сложным и самобытным характером, некоторые его высказывания были оскорбительными. Резкий и ядовитый нрав Григория Мясоедова был запечатлён в картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Мясоедов, по собственному признанию, с удовольствием позировал и очень этим гордился. «Илья Репин взял Ивана Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня...»


Последние годы


После раскола Товарищества старый художник остро почувствовал своё одиночество: семья распалась, сын не общался с ним. Остались только старые товарищи по передвижничеству. Мясоедов переселился в Полтаву, в усадьбу с садом, парком и прудом. Здесь он помогал местному театральному объединению: создал эскиз театрального занавеса и декорации, открыл школу рисования, написал брошюру по садоводству. Осенью и зимой художник уезжал в Крым, где писал пейзажи, в том числе и морские. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году в своём имении Павленки близ Полтавы.

{gallery}TXTS/2014/myasoedov_18_04_14{/gallery}

 

 

 

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.