ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Совесть передвижничества

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/myasoedov_18_04_14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

myasoedov-grig


Григорий Григорьевич Мясоедов - русский художник, основатель передвижничества в России и один из самых ярких представителей русского реализма в живописи. Основной темой его творчества был крестьянский быт. 19 апреля 2014 года исполнилось 180 лет со дня рождения художника.

Григорий Мясоедов родился 19 апреля 1834 года в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. Талант к рисованию у мальчика проявился очень рано. Несмотря на свою дворянскую родословную, отец позволил сыну заниматься любимым делом, и уже в Орловской гимназии Гриша начал знакомство с изобразительным искусством. В 1853 году будущий художник продолжил образование в Академии Художеств, где проучился десять лет. Студенческие годы Мясоедова не были лёгкими. Он рассказывал: «Жил я, как и большинство студентов, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла...» Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
За годы учёбы Григорий Мясоедов успел проявить себя: в 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», он получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», и был поощрён поездкой за границу. Он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме обучался в частной Академии. Известные картины, написанные художником в этот период, – «Похоронный праздник у цыган в Испании» и сюжет из «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».


Передвижничество


Вернувшись в Россию в 1869 году, Григорий Григорьевич написал картину «Заклинание». Она имела большой успех, и Мясоедов получил звание академика.
Творчество у Мясоедова сочеталось с активной общественной деятельностью. Когда художник был за границей, он наблюдал как европейские художники организуют коммерческие передвижные выставки. Так Григорию Григорьевичу пришла в голову идея организации в России Товарищества передвижных художественных выставок, которое объединило бы профессиональных художников разных жанров.16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошёл и Мясоедов. Также в правление вошли Василий Перов, Крамской, Михаил Клодт, Николай Ге. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу широкой пропаганды искусства и эстетического воспитания народных масс. Для картин передвижников была характерна социальная направленность, затрагивающая интересы простых людей. Поэтому и ещё из-за того, что передвижные выставки были доступны всем желающим, они стали очень популярны среди обычного народа.
Григорий Григорьевич стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет. Он неустанно заботился о независимости Товарищества, был предан ему всей душой. Многие называли Мясоедова «совестью передвижничества».
29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась Первая передвижная художественная выставка, показанная затем и в других городах: Москве, Киеве, Харькове. На этой выставке Мясоедов представил картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)», написанную в 1871 году.
В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному». Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. Главными героями картины являются крестьяне – всё внимание сосредоточено на них. Художник запечатлел разнообразие их характеров, особую красоту простых людей.
Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», которая встречает восторженные отзывы в печати.
Григорий Григорьевич изучал древние поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин. В полотне «Опахивание» изображён древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнажённых девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В историческом полотном «Самосожигатели» художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе. Сюжет картины связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви.


Раскол Товарищества


Расцвет ТПХВ пришёлся на 1870–80-е годы. Но всё меняется. Наступил момент, когда новые веяния в искусстве стали проникать и на передвижную выставку. Мясоедов ополчился против них. Никакого течения, кроме реализма, он не признавал. Будучи новатором в молодости, он в старости превратился в консерватора, яростного защитника устоев передвижничества. Он не понимал и не признавал не только импрессионизм, робко проникавший на выставку, но даже настроение Левитана или Чехова для него было чуждо. О новых талантливых пейзажистах Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег... да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шёл против действительности, а она сминала его доводы, увлекая публику новыми модернистскими веяниями. В самом Товариществе начались серьёзные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.
Григорий Григорьевич слыл человеком со сложным и самобытным характером, некоторые его высказывания были оскорбительными. Резкий и ядовитый нрав Григория Мясоедова был запечатлён в картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Мясоедов, по собственному признанию, с удовольствием позировал и очень этим гордился. «Илья Репин взял Ивана Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня...»


Последние годы


После раскола Товарищества старый художник остро почувствовал своё одиночество: семья распалась, сын не общался с ним. Остались только старые товарищи по передвижничеству. Мясоедов переселился в Полтаву, в усадьбу с садом, парком и прудом. Здесь он помогал местному театральному объединению: создал эскиз театрального занавеса и декорации, открыл школу рисования, написал брошюру по садоводству. Осенью и зимой художник уезжал в Крым, где писал пейзажи, в том числе и морские. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году в своём имении Павленки близ Полтавы.

{gallery}TXTS/2014/myasoedov_18_04_14{/gallery}

 

 

 

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?