[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/myasoedov_18_04_14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Григорий Григорьевич Мясоедов - русский художник, основатель передвижничества в России и один из самых ярких представителей русского реализма в живописи. Основной темой его творчества был крестьянский быт. 19 апреля 2014 года исполнилось 180 лет со дня рождения художника.
Григорий Мясоедов родился 19 апреля 1834 года в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. Талант к рисованию у мальчика проявился очень рано. Несмотря на свою дворянскую родословную, отец позволил сыну заниматься любимым делом, и уже в Орловской гимназии Гриша начал знакомство с изобразительным искусством. В 1853 году будущий художник продолжил образование в Академии Художеств, где проучился десять лет. Студенческие годы Мясоедова не были лёгкими. Он рассказывал: «Жил я, как и большинство студентов, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла...» Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их. За годы учёбы Григорий Мясоедов успел проявить себя: в 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», он получил малую золотую медаль. В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», и был поощрён поездкой за границу. Он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме обучался в частной Академии. Известные картины, написанные художником в этот период, – «Похоронный праздник у цыган в Испании» и сюжет из «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
Передвижничество
Вернувшись в Россию в 1869 году, Григорий Григорьевич написал картину «Заклинание». Она имела большой успех, и Мясоедов получил звание академика. Творчество у Мясоедова сочеталось с активной общественной деятельностью. Когда художник был за границей, он наблюдал как европейские художники организуют коммерческие передвижные выставки. Так Григорию Григорьевичу пришла в голову идея организации в России Товарищества передвижных художественных выставок, которое объединило бы профессиональных художников разных жанров.16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошёл и Мясоедов. Также в правление вошли Василий Перов, Крамской, Михаил Клодт, Николай Ге. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу широкой пропаганды искусства и эстетического воспитания народных масс. Для картин передвижников была характерна социальная направленность, затрагивающая интересы простых людей. Поэтому и ещё из-за того, что передвижные выставки были доступны всем желающим, они стали очень популярны среди обычного народа. Григорий Григорьевич стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет. Он неустанно заботился о независимости Товарищества, был предан ему всей душой. Многие называли Мясоедова «совестью передвижничества». 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась Первая передвижная художественная выставка, показанная затем и в других городах: Москве, Киеве, Харькове. На этой выставке Мясоедов представил картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)», написанную в 1871 году. В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному». Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. Главными героями картины являются крестьяне – всё внимание сосредоточено на них. Художник запечатлел разнообразие их характеров, особую красоту простых людей. Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», которая встречает восторженные отзывы в печати. Григорий Григорьевич изучал древние поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин. В полотне «Опахивание» изображён древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнажённых девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето. В историческом полотном «Самосожигатели» художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе. Сюжет картины связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви.
Раскол Товарищества
Расцвет ТПХВ пришёлся на 1870–80-е годы. Но всё меняется. Наступил момент, когда новые веяния в искусстве стали проникать и на передвижную выставку. Мясоедов ополчился против них. Никакого течения, кроме реализма, он не признавал. Будучи новатором в молодости, он в старости превратился в консерватора, яростного защитника устоев передвижничества. Он не понимал и не признавал не только импрессионизм, робко проникавший на выставку, но даже настроение Левитана или Чехова для него было чуждо. О новых талантливых пейзажистах Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег... да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шёл против действительности, а она сминала его доводы, увлекая публику новыми модернистскими веяниями. В самом Товариществе начались серьёзные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества. Григорий Григорьевич слыл человеком со сложным и самобытным характером, некоторые его высказывания были оскорбительными. Резкий и ядовитый нрав Григория Мясоедова был запечатлён в картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Мясоедов, по собственному признанию, с удовольствием позировал и очень этим гордился. «Илья Репин взял Ивана Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня...»
Последние годы
После раскола Товарищества старый художник остро почувствовал своё одиночество: семья распалась, сын не общался с ним. Остались только старые товарищи по передвижничеству. Мясоедов переселился в Полтаву, в усадьбу с садом, парком и прудом. Здесь он помогал местному театральному объединению: создал эскиз театрального занавеса и декорации, открыл школу рисования, написал брошюру по садоводству. Осенью и зимой художник уезжал в Крым, где писал пейзажи, в том числе и морские. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы». Умер Григорий Григорьевич в 1911 году в своём имении Павленки близ Полтавы.
{gallery}TXTS/2014/myasoedov_18_04_14{/gallery}
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
-
…И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
-
Искренне и от души
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
-
«Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
«Зеленый трамвай». Остановка вторая
-
Абилимпикс, клининг и другие
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
-
Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
-
Строки судьбы
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
-
Харрис или Трамп?
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
-
Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
-
Старик и белка. Рассказ. Третья часть
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
-
Время комсомола: есть что вспомнить!
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
-
Тыл за колючей проволокой
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
-
«Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
-
Старик и белка. Рассказ. Продолжение
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
-
Опять две России?
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
-
Герой мутного времени
15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
-
Тыл за колючей проволокой
Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
-
Старик и белка. Рассказ
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.
|