По мнению наших предков, обычная посуда в определенных обстоятельствах могла нанести человеку непоправимый урон. Недаром на Руси существовало понятие «нечистая» посуда. Немало бед ожидало того, кто пользовался такой посудой или даже пил из чужой чашки.
«Нечистая» посуда
На Руси верили в то, что посуда, как и любые другие вещи, способна передавать человеку, если выражаться современным языком, негативную энергетику. Недаром в бане, которая считалась в прежние века одним из самых «нечистых» мест, посуду никогда не оставляли, туда не заносили иконы, а нательные кресты перед мытьем снимали. Все, что побывало в бане, являлось собственностью темных сил. Поэтому посуду, которой пользовались в парной, списывали в утиль.
Вследствие аналогичных причин в домах старообрядцев держали специальную посуду для гостей или случайных путников. Незнакомцам, которые просили испить воды, русские никогда не отказывали. Однако, как указано в издании «Материалы и исследования по этнографии русского населения европейской части СССР» (1960 год), после использования посуду, из которой пил чужак, тщательно мыли святой водой, складывали в подпол, а чаще всего просто уничтожали.
Одно на всех
Неудивительно, что использование одного предмета двумя и более людьми одновременно считалось нежелательным. Жители России не сомневались в том, что нарушение этого «правила» влекло за собой различного рода неприятности. Например, если двое, в особенности супруги, вытирались одним полотенцем одновременно, говорили: «Жди между ними ссоры». Кроме того, использование одного полотенца сулило разлуку и даже драку на том свете.
Правда, опасность питья из одного бокала или любой другой посуды объяснялась иначе. На Руси было распространено поверье, согласно которому тот, кто допивал алкоголь из чужой чарки, рисковал взять на себя чужие грехи. Среди же наших современников популярны суеверия о том, коснувшийся губами следов губ предыдущего человека, которые остались на посуде, полюбит этого человека. А некоторые считают, что таким способом можно узнать все тайны, которые скрывает объект интереса.
Гигиена прежде всего
Многие специалисты утверждают, что в основе подобных примет – трепетное отношение к личному защищенному пространству, в которое проникает чужак. Причем чужак, который, возможно даже не помышляет ни о чем дурном, может невольно навредить другому. Есть и маловероятная версия о том, что русские, не пившие из одной посуды с посторонними и малознакомыми людьми, опасались отравления, поэтому так осторожничали.
Однако советский историк культуры и фольклорист Михаил Шахнович в своей книге «Приметы верные и суеверные» писал о том, что «ноги» подобных примет «растут» из многовековых наблюдений русских. Наверняка наши предки замечали, что утиравшиеся одним полотенцем или пользовавшиеся одной посудой люди вскоре заболевали. Медицина тогда была далека от современной, поэтому все и списывали на сглаз, порчу и негативное влияние темных сил. По мнению Шахновича, таким образом в народе укоренялись элементарные правила гигиены.
Сейчас, как и раньше, не принято пить из чужой посуды – не гигиенично. Всегда, если не хватает чашек, тарелок, можно купить одноразовые. Только вот для желающих забеременеть женщин такой запрет не срабатывает. Наоборот считается, что если попьешь из чашки беременной, то тоже окажешься в числе ожидающих малыша мам.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.