ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Противоречивый архитектор Иван Жолтовский

По инф. polit.ru   
19 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Иван Жолтовский – один из самых выдающихся архитекторов XX века. В своих проектах архитектор переосмысливал итальянскую классику. Жолтовский успешно трудился и в Российской империи, и в СССР. В книге И. Печенкина и О. Шурыгиной «Иван Жолтовский. Опыт жизнеописания советского архитектора» любопытно рассказывается об этом уникальном человеке. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.

Архитектор Иван Жолтовский: противоречивый как в творчестве, так и в жизни

Февраль 1917 года Жолтовский встретил за постройкой рабочего поселка при автомобильном заводе в Тюфелевой роще, среди учредителей которого были братья Сергей и Степан Рябушинские. 29 мая правление Товарищества Московского автомобильного завода, не удовлетворенное темпами работы, письменно потребовало от него сдать все имевшиеся у него материалы инженеру А. Ф. Лолейту. А 13 июня Жолтовский был уже в Петрограде, причем с явно реформаторскими настроениями. Он обсуждает с А. Н. Бенуа косность и неповоротливость Академии, саркастически говорит о «вечности» ее членов.

Таким образом, в месяцы между отречением самодержца и Октябрьским переворотом Жолтовский заявил о себе как поборник преобразований. И это не было буржуазно-интеллигентской фрондой, которая так пристала ему по статусу и роду занятий. Никогда до того не служивший по казенному ведомству, в октябре 1917 года наш герой не только, что называется, принял революцию, но поспешил уверить новые власти в своей лояльности и готовности работать.

Четвертого апреля 1918 года на заседании технического совета строительного отдела Совета районных дум Москвы была высказана идея привлечь к решению текущих городских проблем «широких общественных, научных, технических и художественных организаций и отдельных лиц, не состоящих на городской службе, но известных своим опытом, знаниями и талантом и могущих оказать существенную пользу данному делу». 23 апреля Жолтовский занял должность старшего зодчего архитектурно-художественной мастерской Моссовета (другой именитый архитектор А. В. Щусев был назначен в нее главным мастером). Параллельно с этой муниципальной службой Иван Владиславович с конца мая заседал в художественной коллегии народного комиссариата просвещения. 18 ноября при отделе изобразительных искусств Наркомата просвещения РСФСР «для руководства художественной стороной всего государственного строительства» был создан Московский архитектурный подотдел. Внутри него были выделены самостоятельные секции: научная (занимавшаяся вопросами архитектуроведения), школьная (ведавшая подготовкой архитектурных и строительных кадров), просветительная (специализировавшаяся на книжном и библиотечном деле) и секция мастерских, осуществлявшая «общее художественное руководство и художественный контроль архитектурного дела в стране». Жолтовский был назначен заведующим архитектурного подотдела; приведенная в качестве эпиграфа к главе записка наркома А. В. Луначарского относится к периоду этих кадровых решений.

Авторитетнейший архитектуровед С. О. Хан-Магомедов приписывал Жолтовскому в 1910-х годах роль «некоего контролера художественного уровня русской архитектуры», по сути, диктатора вкуса. Едва ли это справедливо. В пору дореволюционную в стране просто не было механизмов, которые позволяли бы осуществлять подобный контроль, а господствующие тренды определялись в столичных академических кругах, в которые Жолтовский был мало вхож. Показательный эпизод: в 1914 году он баллотировался на освободившееся профессорское место во ВХУ ИАХ, но потерпел неудачу: вакансию занял его столичный коллега. После краха царского режима ситуация изменилась, Жолтовского наперебой приглашали преподавать и в ту же Академию, и в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но эти факты не указывают на его возможность тотально влиять на архитектурный процесс. Общий экономический упадок в стране в годы революции и Гражданской войны не способствовал активной строительной деятельности, так что амбиции «контролера» в этих условиях не могли бы реализоваться. Но они, безусловно, имелись. И хотя авангардист Владимир Кринский, работавший под началом Жолтовского в подотделе Наркомпроса, вспоминал, что его суждения о должном в архитектуре были «очень общие» и что «будет ли это классика, будет ли это русский стиль, по его мнению, было несущественно», в декабре 1918 года наш герой входит в технический совет Комитета государственных сооружений по городскому и сельскому строительству (Комгосоор). Дальше количество регалий и должностей будет только расти, отражая нераздельность в советских реалиях профессионального статуса и чиновной иерархии.

Герой этой книги, без сомнения, являлся одним из наиболее принципиальных в своем творчестве отечественных зодчих прошлого века. Но это не значило, что ему не приходилось приспосабливаться к требованиям конъюнктуры. Здесь мы вынуждены нарушить хронологию событий и перенестись сразу в конец 1920-х годов, один из наиболее сложных периодов советской карьеры Жолтовского. Эти несколько лет были ознаменованы активной деятельностью конструктивистов, не только конкурировавших с Жолтовским и другими приверженцами традиционных форм, но и жестко их критиковавших, прежде всего на страницах своего журнала «Современная архитектура». В ответ Жолтовский производит серию проектов и даже построек, которые выглядят для него неожиданно и странно. Конструктивист Роман Хигер писал в 1928 году, нагнетая градус противоречия:

В сопоставлении с другими работами Жолтовского в «ренессансном стиле» котельная МОГЭС озадачивает и шокирует зрителя. Но потом, сообразивши, понимаешь, что это, вероятно, в глазах Жолтовского — шарж, тонкий шарж на современную архитектуру. Академик Жолтовский, надо полагать, забавляется. Он архитектурно острит. Он показывает, видите ли, как легко и просто ему делать то, что мы называем «современными вещами». И как, в сущности, это совсем, совсем не интересно.

В попытке объяснить себе и читателям загадку происхождения «авангардных» решений у Жолтовского С. О. Хан-Магомедов даже изобрел для них специальный термин «гармонизированный конструктивизм».

Как же возникло это явление, каковы его причины? Это можно установить на конкретном примере. В ГНИМА им. А. В. Щусева хранится проект фасада котельной МОГЭС, представляющий композицию в ортогональной проекции и исполненный по всем правилам академической отмывки. Несмотря на отсутствие на листе подписи Жолтовского, эту деликатно исполненную подачу с высокой степенью уверенности стоило бы атрибутировать как его авторскую работу. Сравнивая ее с проектом в юбилейном выпуске «Ежегодника Московского архитектурного общества», трудно не увидеть резких отличий. Дело не столько в стиле изображенной архитектуры, сколько в стиле самого изображения: острый, динамичный ракурс перспективы в совокупности с контрастом светотени выдают руку архитектора другого поколения. Очевидно, проектная подача была исполнена С. Н. Кожиным, который указан в качестве соавтора Жолтовского. Но также вероятно, что этот, в итоге получивший осуществление вариант проекта вообще был авторской работой Кожина.

Широту стилистической палитры Жолтовского можно наблюдать и на примере конкурса проектов турбинного зала Днепрогэса 1930 года. Здесь снова соседствовали два варианта решения фасада — откровенно историзирующий, ориентированный на венецианский Дворец дожей, и лаконичный по формам, ритмически организованный посредством девяти железобетонных эркеров.

В оставленных Кожиным воспоминаниях о Жолтовском читаем:

...все приглашенные лица делали совершенно самостоятельно свои, соответствующие заданию эскизы. Изредка Иван Владиславович обходил работающих и через плечо смотрел на рисунки, ни слова не говоря.

Это описание относится к периоду подготовки Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. Но вероятнее всего, способ организации коллективного труда как мозгового штурма использовался Жолтовским систематически. И хотя далее Кожин утверждает, что, насмотревшись на априори ошибочные попытки сотрудников, в итоге Жолтовский делал свой собственный превосходный эскиз, разумно предположить и возможность иного развития событий. В частности, это могло быть доведение до демонстрации заказчику нескольких альтернативных вариантов проекта. Это было бы особенно актуально в условиях конкуренции с конструктивистами.

Итак, для того чтобы триумфально въехать в советскую архитектуру конца 1920-х годов, Жолтовскому понадобилась «квадрига». Речь идет об устойчивом творческом коллективе, состоявшем из бывших вхутемасовцев — Георгия Павловича Гольца, Сергея Николаевича Кожина, Михаила Павловича Парусникова и Ивана Николаевича Соболева. В творческой характеристике Парусникова, хранящейся в фонде Московского отделения Союза архитекторов СССР в РГАЛИ, читаем:

С 1928 года стал сотрудничать с Жолтовским в качестве его помощника по проектированию и строительству здания Госбанка на Неглинной улице в Москве. Впоследствии это сотрудничество продолжилось в Днепрострое, Центросоюзе, Школе ВЦИК в Кремле, Музее Революции, Дворце Советов в Нальчике, Дворце Советов в Москве (1-й тур) и др.

Из архивных источников следует, что участники «квадриги» имели возможность заниматься самостоятельной практикой. Например, в 1927 году Гольц и Кожин спроектировали корпус бумагопрядильной фабрики в Ивантеевке, а традиция связывать эту работу с именем Жолтовского возникла гораздо позднее.

Биография Ивана Владиславовича щедра на эпизоды, когда шаги его, выглядящие эгоистичными и не вполне благородными, на деле оборачиваются выгодой или спасением для других. В печати сталинского времени Жолтовский фигурировал как борец против «обезличенного коробчатого схематизма конструктивистской архитектуры», наряду с ленинградцами И. А. Фоминым и В. А. Щуко. Бывший конструктивист, а впоследствии один из сотрудников мастерской Жолтовского, К. Н. Афанасьев передает его слова о Константине Мельникове: «Знаете, Мельников подходит и тоже говорит, что классикой занимается. Голые цилиндры — ха-ха! Нонсенс был». Но в 1944 году Иван Владиславович будет хлопотать о присуждении Константину Степановичу степени доктора архитектуры «без защиты диссертации». В годы же собственно «борьбы» возможностей публично высказываться о своих оппонентах у Жолтовского почти не было. Сама практика архитектора становилась формой протеста, и этот протест являл собой «редкий случай художественной, то есть честной критики конструктивизма». Вероятно, поэтому после разгрома конструктивистов многие из них «решили пойти к Жолтовскому».

Впрочем, связывать «выживание» нашего героя в трудные периоды исключительно с его творческой находчивостью и профессиональными качествами было бы наивно. По-видимому, круг властных симпатизантов (и неизбежно — покровителей) Жолтовского не ограничивался А. В. Луначарским. На такую роль претендует и Авель Енукидзе, который в 1933 году обратился к Ивану Владиславовичу с просьбой помочь скульптору И. Д. Шадру в работе над надгробием Надежды Аллилуевой. Супруга Сталина приходилась Енукидзе крестницей, так что в этом заказе было много личного. По свидетельству того же К. Н. Афанасьева, Жолтовский откорректировал пропорции гермы и разработал шрифтовую композицию.

В конечном счете наш герой действительно найдет общий язык с советским режимом и освоится в предлагаемых им условиях. Но это не значит, что они его всегда и полностью устраивали.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Киев перестанет быть враждебным по отношению к Москве»: пророчества Жириновского
    Владимир Жириновский много говорил о том, что ждет мир и Россию. Одно из его предсказаний, что к 2025-му произойдет объединение нового русского мира в границах СССР.
  • Икона советского кино Александр Абдулов
    24 1a За свою жизнь актер Александр Абдулов сыграл более чем в ста фильмах. Мужественные сказочные герои и реалистичные отрицательные персонажи, комедийные и драматичные образы – его разноплановые работы неизменно покоряли зрителя. По высокому красавцу сходили с ума многие девушки огромной страны. 29 мая 2023 года Александру Гаврииловичу исполнилось бы 70 лет.
  • Готовы ли россияне есть искусственное мясо?
    За последние 60 лет производство мяса на планете увеличилось почти в пять раз. А чем больше разводят коров, тем больше они выделяют метана — одну из причин парникового эффекта. Поэтому в некоторых странах решили заменять натуральное мясо искусственным. Но оказалось, что от этого экология может пострадать еще сильнее.
  • Романс Тортиллы «Триста лет тому назад» (1975)
  • Сколько ночей супруги на Руси проводили вместе?
    В допетровской Руси каждый житель, независимо от сословной принадлежности, жил по расписанию. Даже интимные отношения супругов зависели от множества факторов, поэтому дни, когда они спали в одной постели, можно было пересчитать по пальцам.
  • Вспомним имя: неповторимая балерина и талантливый педагог Элеонора Власова
    Элеонора Власова – выдающаяся балерина Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В труппу она пришла в 1949 году после окончания Московского хореографического училища и уже через несколько сезонов стала примой. Талант, красота, обаяние – все ей было дано. Давайте узнаем больше о жизни легендарной танцовщицы.
  • Кто был нулевым пациентом последовавшей европейской эпидемии сифилиса?
    Правда ли, что Христофор Колумб завез новую разновидность сифилиса в Европу? Что общего у ребенка супругов Льюисов и одиннадцатого президента США? Связаны ли туберкулез и вампиры? В увлекательную историю эпидемий инфекционных заболеваний позволяет окунуться книга «Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире». Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.
  • Академик Давид Иоселиани: Пока бьется сердце, жизнь продолжается
    3 июня всемирно известному кардиохирургу, ученому, академику РАН Давиду Иоселиани 80 лет. Время подведения итогов? Или работа продолжается? Об этом разговор с Давидом Георгиевичем.
  • Евгений Беляев «Перед дальней дорогой» (1964)
  • Нянька, молодуха, старая дева: какие статусы на Руси имела женщина-крестьянка?
    Статус женщины в крестьянской семье отличался от мужского: девушкам и женам полагалось быть скромными и прилежными. Их с раннего детства приучали к «женской» работе — нянчить детей, возделывать огород и вести дом. А к зрелым женщинам часто обращались за советами и даже магической помощью. Читайте, зачем новорожденным девочкам клали в колыбель прялку, за что девушку могли сослать в монастырь и почему старых дев не приглашали на свадьбы.
  • История матери-героини, у которой война отняла девятерых сыновей
    Простая русская женщина Епистиния Федоровна Степанова, жительница далекого хутора на Кубани, была удостоена двух орденов – «Мать-героиня» и Отечественной войны I степени. А когда она ушла из жизни, ее похоронили на главной площади станицы Днепровской. Ее изображение находится на гербе Тимашевского района Краснодарского края. Почему обыкновенная крестьянка заслужила такие почести?
  • Как над Средиземным морем был атакован самолет с Брежневым на борту
    Однажды Леонид Ильич Брежнев направлялся с визитом в Марокко. Это была рабочая поездка, никто не ожидал нападения. Но над Средиземным морем первый борт СССР внезапно атаковал истребитель ВВС Франции. Трижды он заходил на цель. Дважды открывал огонь по самолёту Брежнева и пересекал его курс. Председатель президиума Верховного Совета СССР мог бы не достигнуть страны назначения, но советские лётчики сумели с честью выдержать это испытание.
  • «Ганский инцидент»: как Советский Союз освободил два захваченных пиратами траулера
    Мало кто знает, что советский боевик «Пираты XX века» основан на ряде реальных событий, которые происходили с советскими морскими судами. Еще задолго до сомалийских пиратов, громко заявивших о себе в начале «нулевых», советские суда неоднократно сталкивались с подобными нападениями. Одним из самых известных стал так называемый «Ганский инцидент».
  • Огромная страна
    Поэзия – целая страна – с шумными суетливыми центрами и с тихой глубинкой, где люди живут размеренно и просто. Может, поэтому они чаще счастливы, чем «столичные штучки», нередко ломающие себя в погоне за преуспеванием, когда ориентируются на спрос со стороны ценителей «высокого стиля»...
  • Трижды Герой Социалистического Труда физик Игорь Курчатов. (1968)
  • Фотограф Алексей Мякишев: Меня всегда тянуло показать будни русской провинции
    По-разному видят этот мир творческие люди. Например, Алексей Мякишев через черно-бело фото. Мастер снимает русскую провинцию и считает, что подобный способ фотосъемки позволяет передать суть.
  • Электросамокатам ограничили скорость – убережет ли это людей?
    С приходом теплого периода на улицах городов вновь можно увидеть электросамокаты, продажи которых неуклонно растут. С 1 марта вступили правила, по которым скорость на них не должна быть выше 25 км/ч. Но это приличная скорость, достаточная для того, чтобы человек при столкновении получил травмы или того хуже – погиб. В структурах, принимающих решения, хотят дождаться, как сработает это правило на практике. Посмотрят, сколько собьют?
  • Валентина Толкунова «Я не могу иначе» (1982)
  • Что мы будем делать, если вымрут тысячи видов растений и животных?
    Международный день биоразнообразия отмечают с 1995 года, однако нельзя сказать, что ситуация за это время кардинально изменилась к лучшему. Многие популяции упрямо сокращают свою численность, несмотря на старания специалистов воспрепятствовать этому. Казалось бы, процесс в целом естественный — в конце концов, динозавры вымерли миллионы лет назад, а жизнь на Земле никуда не делась. Но тут вопрос в скорости изменений и их причинах.
  • Эксперт: Газ должен стать основным стимулом для развития нашей экономики
    Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал о возможном подорожании газа и шансах России вернуться на газовый рынок Европы.