ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Павлик Морозов разве не пионер-герой?

Юрий Лепский, rg.ru   
28 Сентября 2022 г.
Изменить размер шрифта

90 лет назад родился один из самых устойчивых советских мифов - миф о Павлике Морозове. Что же на самом деле произошло в селе Герасимовка Тобольской губернии осенью 1932 года? К счастью, сегодня нам доступны не только мифы, но и факты. И если следовать последним, то история в общих чертах получается такой.

Павлик Морозов разве не пионер-герой?

Председатель местного сельсовета Трофим Сергеевич Морозов был по сегодняшним понятиям классическим коррупционером. Он, как сказали бы теперь, в целях личного обогащения продавал справки с печатями сельсовета кулакам-переселенцам. Липовые справки свидетельствовали о приписке кулаков к сельсовету и об отсутствии у них задолженности по налогам. Вероятно, накопив таким образом немалую сумму, Трофим Сергеевич решил поискать лучшей доли. Он бросил жену с четырьмя детьми и вознамерился обзавестись новой семьей. Но не тут-то было. Недавняя жена Морозова Татьяна проинформировала кого надо (а именно сотрудников местного ОГПУ) о неблаговидных делишках бывшего мужа. Морозова арестовали. Был суд, на котором сын обвиняемого четырнадцатилетний Павлик, поддержав маму, свидетельствовал против отца. Суд приговорил Трофима Сергеевича к десятилетнему сроку. По некоторым данным, в 1938 году Морозов был расстрелян.

Рассказывают, что через несколько дней после суда бабушка отправила внуков Павлика и младшего Федю за клюквой. Они пошли с корзинками на болото и не вернулись. На следующий день их стали искать всем селом и нашли два трупа. Павлика и Федю кто-то зверски зарезал. Рассказывают о скором следствии и о быстром раскрытии преступления. Было решено, что своих внуков убил дед и двоюродный брат Павлика Данила. Надо сказать, что дед Павлика Морозова в прошлом был жандармом. Видимо, это обстоятельство стало не последним при определении справедливого приговора. Разумеется, суровая кара обрушилась на головы виновных.

И это всё? И это всё. Печальная, жестокая история в духе того времени. И вряд ли стоило сегодня об этом говорить столь подробно, если бы на черноземах Тобольской губернии не был заботливо выращен миф о пионере-герое, погибшем в непримиримой борьбе с кулаками, то есть с классовым врагом. С позволения сказать, эстетика этого мифа - самое интересное и поучительное во всей этой истории, как мне кажется.

Ну, во-первых, Павлик не был пионером. То есть на самом деле он не принадлежал к отряду юных бойцов партии. Во-вторых, он искренне жалел маму и братьев, которых бросил отец. Оттого и выступил на суде. Вся эта естественная мотивация поступка была умело стерта идеологической резинкой, и на чистом листе появился канонический образ пионера-героя, который делает свой однозначный выбор. Он отвергает родного отца-коррупционера и выбирает светлые идеалы нового строя. Пусть даже ценой собственной жизни. Процесс понимания мифотворцев того времени приводит меня к твердому убеждению: главным для них была даже не жертвенность героя, а именно вот это - отречение от отца во имя справедливой идеи. Строгие стражи социалистической революции понимали: чтобы создать нового человека, надо разрушить то, что было всегда - естественный ход цивилизации, основанный на кровном родстве. От отца и матери - к ребенку и от него - к новой семье. Надо было уничтожить этот "порочный круг родства", выпустить из него кровь. Случайно ли, что главным героем детских книг того времени становится беспризорник, безотцовщина, а образ коллективного отца воплощен в кристальных фигурах Дзержинского и Макаренко?

Думаю, мифотворцам тридцать второго года нужен был апостол новой веры - чистый и непорочный. Так появился апостол Павлик. Пионер Павлик Морозов.

И всё же, думаю, мы будем несправедливы к тому времени, если не скажем, что описанная проблема выбора между рукотворной идеей и родным человеком не большевиками была придумана. Она берет начало в Ветхом Завете и, увы, - не кончается с новыми временами. Я имею в виду прежде всего библейскую легенду об Аврааме и сыне его Исааке.

Для тех, кто подзабыл, о чем там речь, напомню. Бог требует от Авраама в доказательство искренности его веры принести в жертву любимого сына Исаака. Авраам не раздумывая берется за дело. Вместе с сыном, абсолютно доверявшим отцу и не ведавшим о его истинных намерениях, они поднимаются в гору к месту жертвенника. И когда Авраам связывает сына, кладет его на место жертвоприношения и замахивается ножом, - ангел небесный удерживает руку Авраама и говорит ему, что испытание Господне закончено, Авраам подтвердил репутацию истинно верующего, а на заклание вместо Исаака сгодится ягненок.

Вот известное полотно великого Рембрандта ван Рейна "Жертвоприношение Исаака". Его трактовка этого библейского сюжета в свое время потрясла ортодоксальных теологов. Рембрандт изобразил на своем полотне абсолютного фанатика - сыноубийцу. А главным действующим лицом этой истории сделал невинную жертву - Исаака. Авраам, как следует из ветхозаветного текста, был скотоводом. Он, помимо всего прочего, забивал животных на мясо и знал, что перед смертью следует прикрыть глаза жертвы ладонью, дабы избавить ее от страха неминуемой гибели. Иначе мясо не будет кошерным. Тем же жестом отец закрывает глаза своего сына...

Полотно Рембрандта называется "Жертвоприношение Исаака". Исаак у него главный, он - говоря школьным языком - положительный герой, - не Авраам. Кстати говоря, наш Иосиф Бродский напишет поэму "Исаак и Авраам", словно считывая ее с полотна великого голландца, которому в то время исполнилось всего-то двадцать семь. Не случайно поэт скажет потом, что этика следует за эстетикой, сначала изображение - потом стихи. Так и случилось. Два молодых гения в разное время сочли Авраама детоубийцей.

И они были не одиноки. Иммануил Кант считал, что Авраам должен был так ответить на приказ принести эту страшную жертву: "Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен и не могу быть уверен".

И Бродский, и Кант, и Рембрандт полагали, что истинно библейское - это жизнь с Богом, а не смерть во имя его. Иначе отец-сыноубийца неизбежно продолжится отцеубийцей-сыном. Из этих троих только Бродскому было суждено узнать миф о сыне-отцеубийце Павлике Морозове.

...В начале девяностых я был аккредитован в качестве корреспондента газеты на процессе по делу ГКЧП. Спустя много лет отношение к большинству обвиняемых на том процессе у меня не изменилось, я и сегодня испытываю к ним чувство брезгливости. Трусость, предательство, вранье, жгучее желание во что бы то ни стало избежать ответственности... Ну, да бог им судья. На процессе меня искренне и поразило, и порадовало другое - дети обвиняемых.

И дочери, и сыновья гэкачепистов не стеснялись чувств любви и преданности своим отцам, сидящим на скамье подсудимых. В перерывах заседаний они обнимали заговорщиков и те отвечали им благодарными объятиями. Господи, - подумал я тогда, - да неужели же девяносто первый год был ненапрасным? Неужели нам удалось вырастить поколение, которое никогда не предаст своих отцов? Ни за какие идеи и коврижки...

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Инна Чурикова о воспитании сына
  • Задачи писателей в годы Великой Отечественной
    Великая Отечественная – испытание не только физическое, не только испытание экономических сил страны, организационных сил государства, храбрости и мужества людей – на фронте и в тылу. 1941-й – это еще и идеологическое, политическое испытание. Какие задачи ставила война перед писателями?
  • Как коллектив театра в Новосибирске чекисты чистили от «чуждых элементов»
    В Новосибирске задержан бывший директор театра «Красный факел» Александр Кулябин. Его сын, известный режиссер Тимофей Кулябин ранее покинул Россию и осудил спецоперацию на Украине. Во время массовых репрессий силовики уже приходили в театр и расправились с его руководством.
  • Чудеса оконного стекла
    20 2a От редакции: Другого нашего постоянного автора – прозаика, поэта, журналиста, автора более десятка книг Владимира Максимова – тоже нет нужды особо представлять нашим читателям. Он регулярно выступает в нашей газете со своими «брюзжалками» – заметками неравнодушного гражданина по поводу тех или иных беспорядков и недостатков нашей жизни, печатает здесь и свои рассказы, имеющие автобиографическую основу.
  • «Семь кругов ада»: как в России оформляют инвалидность
    Сбор огромного количества документов, очереди в больницах и регулярные отказы врачей в выдаче направлений на элементарное обследование — далеко не полный список трудностей, с которыми сталкиваются люди при оформлении инвалидности. Получить группу все сложнее, некоторые до решения комиссии попросту не доживают. Почему сложилась такая ситуация — в дата-исследовании РИА Новости.
  • Московский завод елочных украшений. 1988
  • Загадки знаменитого Спаса на Крови
    Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Даже место, где построен этот храм, таит загадки — именно там, 18 октября 1883 года, был убит император Александр ІІ.
  • Поэма «Василий Теркин»: читатели думали, что герой – реальный человек
    В сентябре 1942-го в «Красноармейской правде» началась публикация поэмы «Василий Теркин. Книга про бойца». Очень скоро стало ясно, что произведение Александра Твардовского — бесспорно, одно из лучших в нашей литературе о войне и русском солдате.
  • «У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота
    56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.
  • Исповедь охотника
    20 1a От редакции: В 2021 году в Москве был издан сборник художественных рассказов о диких и домашних животных под общим названием «Жизнь рядом с нами» иркутского писателя и нашего постоянного автора Александра Ведрова. За этот сборник автор был удостоен звания лауреата Московской литературной премии. Эта премия, имеющая давнюю и заслуженную репутацию, учреждена Интернациональным союзом писателей и редакцией литературного журнала «Российский колокол» при поддержке Московского союза писателей и ряда московских организаций и ведомств культуры. Сегодня мы публикуем один рассказ из этого сборника. Примечательно, что история из этого рассказа, что называется, один в один произошла в ранней молодости и с редактором нашей газеты Анатолием Выборовым. С разницей лишь в том, что он не выбросил ружье в озеро (так как оно было отцово), а повесил его на стенку и также навсегда отказался от охоты. Если среди наших читателей окажутся такие же бывшие охотники, мы готовы опубликовать их истории в нашей газете под рубрикой «Разговор с читателем». Пишите.
  • Игрушки всё дальше уводят детей… от игры?
    Одной из самых известных игрушек прошедшего года стал Хаги Ваги — плюшевый монстр — персонаж компьютерной хоррор-игры (напомним, что российские интернет-магазины и маркетплейсы снимают с продажи эти игрушки, так как в них было обнаружено опасное химвещество). Психологи утверждают, что выбор игрушки влияет на будущую личность ребенка и его развитие. Как расходится понимание игры у детей и взрослых и как выбрать правильную игрушку?
  • Можно ли исключить Солженицына из школьной программы?
    Почти приговор: «Из школьной программы следует убрать „Архипелаг ГУЛАГ“ Александра Солженицына и другие „не прошедшие проверку временем“ произведения». Такое мнение высказал депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Депутат сослался на данные некоего исторического анализа, согласно которому Солженицын многое «высосал из пальца» и «вымарал в грязи собственную Родину».
  • Кукольный номер. Певец итальянской школы Сидор Сидорович Сидоров-Сидорини (1972)
  • Режиссер Лариса Шепитько: мистическая жизнь, мистическая смерть
    Советский кинорежиссёр, сценарист и актриса Лариса Шепитько погибла при весьма мистических обстоятельствах. Будто все вокруг предупреждало её о скорой смерти. Шепитько, верившая в мистику, относилась к этим знакам серьезно, но предотвратить свою смерть не смогла.
  • Столетие Советского Союза на полотнах художников
    Союз художников СССР определял лицо советского искусства. История СХ СССР, а также его последователей оказалась в центре внимания выставки «СССР-100», которая прошла в Выставочном зале Союза художников России на Крымском валу.
  • Композитор Дашкевич: Россия переживает мощную музыкальную катастрофу
    Выдающийся композитор, автор музыки ко многим фильмам, теоретик музыки, умнейший да и попросту замечательный человек в январе отмечает свой день рождения. Сегодняшний собеседник — Владимир Дашкевич.
  • Власти задумались над лицензированием частных домов престарелых
    Сейчас без лицензии нельзя открыть школу, поликлинику, цирк или зоопарк, а дом престарелых — пожалуйста. О существовании подпольных пансионатов власти порой узнают только после того, как там происходят трагедии. Например, в 2005-2022-м в пансионатах и домах престарелых произошло 19 возгораний. Пожар в Кемерове унес жизни 20 человек.
  • Сказка о твердом орехе. Мультфильм (1971)
  • Каким был олигарх Борис Березовский
    23 января – 77 лет со дня рождения Бориса Березовского. Российский олигарх и политический эмигрант родился в 1946 году. Давайте вспомним основные вехи биографии этого человека.
  • Голодомор 30-х годов: трагедия не только украинцев
    В Украине и некоторых других частях СССР в 30-е годы принудительная и репрессивная для крестьян политика хлебозаготовок, проводимая коммунистической властью, привела к голодомору. Коснулась это крестьян всех национальностей, но только украинцев. Но сейчас, в силу политической подоплеки, эта трагедия воспринимается и подается с заострением внимания именно на национальности пострадавших крестьян. Возможно, эта болезненность объяснима и простительна – но есть смысл прислушаться и к мнению историка, с которым редакция МГ и знакомит своего читателя.