НА КАЛЕНДАРЕ

«Неприметная» неподцензурная поэзия страны Советов

Тихон Сысоев, portal-kultura.ru   
26 Августа 2021 г.

В СССР существовало два поэтических «этажа». Первый — разрешенный властью и доступный массовому читателю. Второй — закрытый, живший часто неприметной жизнью и лишь иногда, в самые значимые периоды эпохи, прорывающийся наружу, чтобы через стихотворение вновь осмыслить новое. О том, как война и хрущевки повлияли на неподцензурную поэзию и почему именно они стали главным ориентиром для поэзии постсоветской, разговор с Евгенией Вежлян (Воробьевой), поэтом, литературным критиком, доцентом кафедры истории русской литературы новейшего времени ИФИ РГГУ, куратором Школы литературных практик.

«Неприметная» неподцензурная поэзия страны Советов

  • Иосиф Бродский

— Когда мы говорим о так называемой неподцензурной поэзии в СССР, то, во-первых, отмечаем, что возникает она в постсталинский период, а во-вторых, фиксируем ее экспериментальный, даже элитарный стиль. И считается, что именно из этой «школы» вышла современная российская поэзия. Насколько эта преемственность кажется вам корректной?

— Давайте начнем с того, что неподцензурная поэзия в СССР, строго говоря, рождается все-таки еще в сталинскую эпоху и даже до войны. Дело в том, что то цветущее многообразие разных поэтических групп и направлений 1920-х годов — от авангардных до пролетарских — в 30-е начали постепенно ликвидировать, чтобы подчинить государству. На что и было направлено знаменитое постановление 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». А в 1934 году был созван Первый съезд Союза писателей.

Параллельно советское государство взяло под полный контроль печать и книжный рынок. Фактически создается ситуация, когда писать можно, но показать написанное нельзя. А уж тем более печататься — это только за счет членства в Союзе писателей. В итоге некоторые поэты начинают работать под заказ — кто-то из-за страха, кто-то и по доброй воле. Но остаются и те, кто пытался сохранить свою независимость или не испытывал горячего желания «перестраиваться». Вспомним Анну Ахматову, которую перестали издавать с середины 20-х годов.

Или менее очевидные имена и случаи, например, судьбу родившегося в 1898 году поэта Георгия Оболдуева, оказавшего огромное влияние на многих современных «постнеподцензурных» поэтов, у которого при жизни было опубликовано одно (!) стихотворение, потому что его манера письма на фоне приемлемого в СССР была, мягко говоря, странной. Или Николая Заболоцкого, репрессированного в 1938 году, а до этого — травимого за верность своим эстетическим принципам. По возвращении он резко меняет манеру письма, упрощая ее.

— То есть, если предварительно резюмировать, неподцензурная поэзия формируется до войны именно за счет той жесткой среды, которая навязывается ей «сверху» и которая выталкивает их на обочину?

— Да, причем эта среда еще и превращала этих людей в этаких «безумцев». Если мы вспомним, например, роман Дмитрия Быкова «Июнь», то там есть персонаж — маргинал, который не может поступиться своим голосом и своей эстетикой. Со стороны он начинает выглядеть как безумец, но на самом деле он просто носитель другого принципа мышления — мышления маргинализированного государством.

Произошло вытеснение целого ряда поэтических школ, оказавшихся неподцензурными. В итоге этого устроенного государством отрицательного отбора у массового советского читателя сформировался вполне определенный запрос к поэзии.

Она должна была стать «простой», не усложненной формальными поисками — огромное количество сил государство потратило на борьбу с «формализмом» — и, кроме того, соответствовать тому, что замечательный представитель неподцензурной поэзии Виктор Кривулин уже в 70-е годы в одной из своих важнейших статей обозначил как верхнюю и нижнюю границу официальной поэзии. Нижняя граница запрета — это все, что связано с человеческой физиологией, сексом и т.п., а верхняя — все, что связано с трансцендентным, с верой, душой, Богом. Официальной поэзии оставалась лишь обкромсанная середина и гладкая силлаботоника.

«Неприметная» неподцензурная поэзия страны Советов

  • Виктор Кривулин

— Но почему советской власти вообще потребовалось устанавливать такой контроль над поэзией?

— Иначе говоря, зачем Сталину потребовалось лично звонить Борису Пастернаку? Думаю, ответ в том, что наша культура была тогда очень литературоцентричной. Литература была главным, сакральным местом рождения новых смыслов и сильно воздействовала на умы. Поэзия же — это центр литературы. И когда Пастернак пишет «вакансия поэта опасна, если не пуста», то имеет в виду вполне определенные вещи.

— Что поэт, находящийся в центре литературного процесса, воспринимался как тот, кто потенциально может стать производителем идеологии?

— Да, как тот, кто может облагородить, возвысить и придать вечную ценность происходящему. Не просто так тому же Максиму Горькому показывали все самые значимые советские стройки. Он должен был смотреть, а затем о них писать и возвеличивать на века.

Послевоенная искренность и поэзия в хрущевках

— Изменила ли что-то война и в статусе советского поэта, и в том, как продолжила развитие неподцензурная поэзия?

— Поэзия не развивается скачкообразно, блоками. Те же Павел Коган, автор слов знаменитой «Бригантины», и Ольга Берггольц, которые вроде бы были лояльны советской власти, еще до войны писали настолько новые стихи, что их новизна удивляет нас и по сей день.

Но, конечно, война поменяла многое. Война — это всегда предельный момент, который за любыми идеологическими пластами обнаруживает некий экзистенциальный смысл и снимает все притворное и наносное. Человек начинает говорить свободно. Война проявила в советской культуре ее «иное». Это видно в поэзии, скажем, Геннадия Гора, Павла Зальцмана или в блокадных стихах той же Ольги Берггольц, в поэмах Владимира Луговского, написанных им в эвакуации.

Судьба Геннадия Гора особенно показательна. До недавнего времени он был известен в основном как писатель-фантаст. Но когда обнаружились его блокадные стихи, читатели увидели другого Гора — страшного и сильного поэта.

Ощущение свободы сохранилось и после окончания войны. Среди людей жила вера, что точно станет лучше, отступит политическое давление. В конце концов, они же победили, оправдали то доверие, которое было им оказано. Тем больнее были новые репрессии 1946-1948 годов — вспомним хотя бы постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград».

— То есть уже тогда, в позднесталинскую эпоху, сложились настроения, ставшие явными во время оттепели?

— Да, и потому при Хрущеве главным словом эпохи стала «искренность». Люди начинают вслух высказывать то, что копилось годами, стремятся опубликовать лежавшее в столе — правда, с переменным успехом.

Тем не менее, именно оттепель создает условия для зарождения неофициальной культуры — культуры неформальных связей, квартирников, домашних выставок и литературных салонов. Одним из важных факторов стало появление у советского человека личного пространства и частной жизни. В чем огромную роль сыграли... хрущевки. Ведь когда у тебя своя квартира, ты оказываешься в определенной степени защищен от чужих глаз.

Люди начинают собираться по квартирам, заново открывать ценность встреч и личностного общения. В фильме «Застава Ильича» есть очень шестидесятнический кадр, когда люди передают друг другу сигарету. Это очень яркий символ: делясь друг с другом огнем, они осуществляют душевное общение.

Наряду с частным пространством, Оттепель открывает и пространство публичное, становятся возможны публичная сфера и публичная деятельность. Человек получает возможность высказываться — прямо и искренне — при всех, спорить и не соглашаться. И вот тут как раз мы подходим к такому явлению, как поэтический бум.

Поэзия оказывается для этого рода искренности наилучшим инструментом. И поэтическое, и политическое в период оттепели идут рука об руку друг с другом. Все мы знаем «официальную» версию оттепели — Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский и Окуджава, читающие стихи в переполненных аудиториях МГУ и Политехнического. Но есть и «неподцензурная» версия поэтического бума.

Это чтения на площади Маяковского. История началась в 1958 году, прямо на церемонии открытия памятника Маяковскому. После того, как все официально утвержденные выступили, там стихийно возник «свободный микрофон». Начали выходить люди, читать Маяковского, а потом и не только его. Эти — неподцензурные — чтения стали регулярными. И, конечно, данное пространство очень быстро политизировалось — чтение стихов сменяется обсуждением текущей ситуации в Союзе. Именно здесь едва ли не впервые проявляются такие поэты, как Эдуард Лимонов, будущие диссиденты Юрий Галансков или Владимир Буковский. Вот это и был настоящий поэтический бум.

— Помимо встреч на площади Маяковского, были другие примечательные поэтические движения?

— Это, например, неразрывно связанное с Маяковскими чтениями объединение СМОГ — Самое Молодое Общество Гениев, созданное в 1965 году поэтами Владимиром Алейниковым и Леонидом Губановым. Они делали акцент не на общности эстетики, а именно на том, что они — группа, и группа независимая. Они устраивали акции, публичные чтения, издавали самиздатские альманахи, за что, конечно, были преследуемы властями.

А в подмосковном Лианозово с конца 1950-х собирается другая значимая для всего дальнейшего развития поэзии группа, так и названная «Лианозовской школой». Здесь главным становится общность эстетики, общность понимания поэзии. Создается абсолютно новое поэтическое направление, соотносимое с западными конкретистами. В Ленинграде пишут Бродский и его друзья, преемствуя, через Ахматову, Серебряному веку и акмеизму, а на противоположной части спектра работают поэты так называемой филологической школы, продолжающие прерванную линию авангарда.

То есть можно сказать, что во времена хрущевской оттепели восстанавливается многообразие поэзии, искусственно прерванное при Сталине. Но восстанавливается фактически подпольно, со временем образуя отдельный, «теневой», пласт поэтической культуры. Конечно, вся конфигурация была намного сложнее, чем простое противостояние разрешенного и запрещенного. Эти миры образовывали континуум, сложно взаимодействуя между собой.

Так, Андрей Вознесенский писал в том числе и в духе экспериментов «лианозовца» Всеволода Некрасова, общался с Генрихом Сапгиром. А наследие вполне подцензурного Слуцкого включает в себя и тексты, которые он не рассчитывал опубликовать. Многие из них были опубликованы только после 1987 года.

«Неприметная» неподцензурная поэзия страны Советов

Андрей Вознесенский

Стихотворение как перфоманс

— Но почему так получилось, что, как вы говорите, второй этаж советской поэзии — неподцензурный — стал создавать, частно, очень сложную для массового читателя поэзию?

— Я думаю, что это оптический обман. Публика имеет тот вкус, к которому ее приучают. Наиболее промоутированной поэзией в советское время была псевдопростая, псевдотрадиционалистская поэзия. И массовый поэтический вкус начал ее воспринимать как поэтический эталон.

Хотя здесь есть важная оговорка. Те же любимые народом и советской интеллигенцией Давид Самойлов, Борис Слуцкий или Белла Ахмадулина часто писали сложную поэзию. У Ахмадулиной есть стихи, которые читаются даже сегодня достаточно сложно и требуют определенных усилий. То есть массовый позднесоветский читатель до некоторого предела был готов воспринимать сложные стихи.

Возможно, тут роль в повышении уровня массовой поэтической культуры сыграла бардовская песня. Пение этих песен стало способом усвоения и освоения стихов. Главным образом, это было занятием интеллигенции — технических работников, врачей, учителей. И это, конечно, было уникальное явление, когда люди собирались с гитарой в лесу и пели то, что не публиковались — ту же неподцензурную поэзию: Бродского, Ахматову, Цветаеву или даже Шаламова.

— А если говорить о поэтах-концептуалистах? Например, о Дмитрии Пригове или Андрее Монастырском?

— Их поэзия была, конечно, за пределами общедоступной сложности. Это были практики, выходящие за пределы общеразделяемого понимания литературы и литературности, близкие по своим установкам к современному искусству, поп-арту, например. Стихотворение становилось перформансом, визуальным объектом, зачастую вообще не похожим на стихи.

В этих радикальных практиках главным был не текст и его смысл даже, а сам жест учреждения поэзии — заново, как бы с чистого листа. Такова установка концептуализма. Текст — это нечто показываемое, исполняемое. Даже когда мы читаем его на бумаге, в книге, мы не должны забывать о той глубокой и тонкой игре с самим актом произнесения и сочинения текста, которая его породила.

В поисках «прямого высказывания»

— В таком случае можно ли сказать, что сам концептуализм возникает как реакция на советскую унифицирующую культуру?

— Отчасти да. Концептуализм, конечно, пытался пробиться сквозь советскую идеологию и язык. И поэтому, кстати, поэзии 1990-х годов было так важно заручиться таким «союзником» — они и сами должны были бороться с советским влиянием, отрываться и преодолевать прошлое, вступая в новую эпоху.

Но, думаю, слухи о сложности и недоступности этой поэзии все же слегка преувеличены. Подтверждением этой мысли может быть тот факт, что в годы перестройки, когда эта поэзия впервые вырывается из узкого круга посвященных, она становится настолько популярна, что мы можем говорить о втором поэтическом буме.

Можно вспомнить, например, знаменитый поэтический вечер в клубе «Дукат» 1987 года, где, по слухам, была вызвана чуть ли не конная милиция, чтобы усмирить толпу. Или — из того же ряда — популярность рубрики «Испытательный стенд», которая выходила в журнале «Юность» в те же годы. Там печатались молодые поэты, входившие в различные неформальные объединения 1980-х годов. Многие из них стали классиками — Иван Жданов, Алексей Парщиков, Вера Павлова, Александр Еременко, Нина Искренко... Для многих это был как глоток свежего воздуха — что-то новое, абсолютно несоветское.

И на этом фоне официальная советская поэзия отошла на второй план. В девяностые это отталкивание от советского в поэзии усугубилось. Нужны были совсем новые ориентиры. В начале 90-х среди молодых поэтов было своего рода поветрие — массовое увлечение Иосифом Бродским и Осипом Мандельштамом. Но это быстро сошло на нет, поэзия начинает активно искать себе более неочевидных предшественников.

Здесь нужно сказать о роли поэта и литературтрегера Дмитрия Кузьмина, который создал и воплотил в жизнь собственную, оказавшуюся крайне продуктивной, версию актуальной русской поэзии, нашел для поэтов, дебютировавших в 1990-е, новые ориентиры и формы существования. Такими ориентирами стала поэзия «Лианозовской школы» и концептуалистов.

Причем их «возвращение» было связано с одним важным моментом постсоветской поэзии — с поиском так называемого «прямого высказывания». Считалось, что прежние способы поэтического высказывания себя исчерпали. А значит, поэзию нужно переучредить заново.

Ведь мы не можем быть в поэзии искренними, когда нам мешает весь багаж, который она уже накопила. В противном случае каждый раз мы будем лишь говорить с читателем чужими словами и чужими образами. Поэтому так важно через это прорваться — к современному человеку и современности. И в итоге как ответ на этот запрос все тексты радикальных неподцензурных авторов были канонизированы и взяты на вооружение актуальными молодыми поэтами 1990-х.

Но, кстати, если говорить о современной российской поэзии, то она стала намного спокойнее относиться даже к канонической советской поэзии. Многие современные поэты явно начинают смотреть на нее с некоторым любопытством, а иногда — и как на смысловой ресурс.

— Есть ощущение, что в целом этот поиск нового в поэзии как будто лишь оттолкнул от нее массового читателя, сделав эту поэзию чем-то совсем кустарным и маргинальным. По крайней мере, среди современных поэтов не так много по-настоящему известных и востребованных.

— Это лишь кажется, что значимых поэтов сегодня нет. Все дело в том, что мы привыкли смотреть на поэзию по старинке, глазами общества модерна — как на большое и гомогенное явление. Но поэзия, как и любое другое культурное явление нашего времени, — это априори нишевой продукт.

Более того, теперь и сама поэзия не одна — их стало много. Существует много разных поэтических сообществ — от барной поэзии и рэп-поэзии до того же концептуализма. И мне поэтому сложно представить себе, как от поэзии можно ожидать такой же популярности, как, например, от футбола. Это невозможно хотя бы в силу того, что она распалась вместе с тем, как фрагментировалось социальное пространство, а вместе с ним — и досуговые, в том числе интеллектуальные, практики.

— И в этом смысле знаменитая фраза Евтушенко о том, что «поэт в России — больше, чем поэт», не актуальна?

— Думаю, нет. Для того, чтобы поэзия опять стала чем-то значимым, нужно, чтобы изменилась конфигурация всей публичной сферы. А для этого должна произойти и политическая трансформация. И тогда в публичной сфере вновь появится «вакансия поэта».

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.