На территории современной России проживает множество разных народов, история которых уходит корнями в глубину тысячелетий. Территория нашей страны настолько велика, что часто одни и те же племена мигрировали по ее просторам, меняя названия, язык и веру. Поэтому определить древность народов и длительность их пребывания на территории России бывает сложно. И тут на помощь ученым приходят генетики и археологи.
Дальний Восток
Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Первые признаки их пребывания здесь относят к рубежу IV–III веко в. до н. э. Правда, есть одна тонкость — народ сформировался во внутренних районах Чукотки, где долгое время просто охотился на оленей. Климат на полуострове не менялся тысячелетиями, а экология полуострова сохранялась в первобытном виде до XVIII века, что и позволило чукчам веками жить, не меняя своих привычек. Антропологи считают, что на побережье моря чукчи вышли не так давно — в начале нашей эры («Народы и религии мира. Энциклопедия»), а оленеводами стали незадолго до появления русских, переняв этот образ жизни у своих давних врагов — коряков, аборигенов полуострова Камчатка, которые пришли в этим места из Восточной Сибири около 15 тыс. лет назад. Это было воинственное и сильное племя, прекрасно владевшее луком и стрелами. Чукч в России сейчас прживает 15 908, а коряков — 7953.
К этому же времени (XIII век до нашей эры) антропологи относят появление на территории России древнего народа айны, чье происхождение до сих пор вызывает жаркие споры ученых: одни считают, что они пришли на Дальний Восток из Полинезии, другие — что из Сибири, а третьи доказывают европейское происхождение. Айны действительно резко отличаются от монголоидных народов Востока России — они имеют густые волосы, европейские черты лица, белую кожу, а у мужчин наблюдается сильное оволосение лица и тела. Кстати, айны являются настоящими аборигенами Японии; в России айнов всего 109 человек, они живут на юге Камчатки.
Сибирь
В Сибири самыми древним населением считаются самодийские народы, к которым относят: самоедов, ненцев, нганасан, энцев и проживающих отдельно от них сойотов (Бурятия). Эти народы сформировались на юге Сибири, создав уникальные культуры — Каракольскую (II тысячелетие до нашей эры) и Кулайскую (I тысячелетие до н. э. — I тысячелетие н. э.), а затем были оттеснены тюрскими племенами на север и теперь по большей части живут на территориях Красноярского края, в Архангельской области, на Ямале и на Таймыре.
Например, уникальный самодийский народ селькупы, которых в России по переписи 2010 года осталось 3 649 человек, возник на территории современного Горного Алтая, где оставил в качестве свидетельств пребывания Пызырыкскую культуру (I тысячеление до н. э.), а затем был вытеснен хуннами на север — об этом говорят ДНК-анализ пызырыкских мумий. Кстати, именно с юга Сибири самодийские народы принесли на Ямал обычай мумифицировать покойников.
Древним аборигенным населением Сибири являются юкагиры, которые до сих пор говорят на древнем палеосибирском языке. История этого немногочисленного народа насчитывает 9 000 лет. В древние времена они жили за Енисеем и в Саянах, а во времена завоевания Сибири кочевали и охотились на землях между реками Лена и Анадырь. Сейчас на территории страны живет 1 597 юкагиров.
Очень древние корни имеют тувинцы, алтайцы, хакасы, эвенки и эвены, однако сами народы сформировались только в начале нашей эры.
Северный Кавказ
На Северном Кавказе есть несколько народов, жилах которых течет древняя кровь скифов — многочисленного народа, проживавшего на юге России с VIII века до нашей эры. Согласно языковеду Магомету Измаиловичу Исаеву («Скифский язык») потомками скифов могут быть являются осетины, чей язык схож со скифским.
А ученый Анатолий Алексеевич Клесо, занимающийся продвижением и развитием ДНК-генеалогии, считает, что неоспоримыми потомками скифов являются вайнахи — чеченцы и ингуши; к потомкам скифо-сарматских племен можно отнести балкарцев и карачаевцев.
Хотя тут можно поспорить — некоторые ученые считают чеченцев выходцами из Закавказья, то есть пришли они на свои земли не так уж и давно.
Центральная Россия
На севере Европейской части России живет весьма древний народ коми-зыряне (228 235 человек), чья культура уходит в века. На месте поселения коми-зырян с неолита существовали сменяющие друг друга археологические культуры — это волосовская культура, приказанская, ананьинская и вымская. Самая древняя насчитывает возраст в 11 000 лет. Примерно 4 000 лет назад предки коми-зырян жили в районе устья рек Оки и Камы, а позже расселились в Прикамье и в долине реки Вычегда. Русские летописи называли народ «вычегодской пермью». Еще один народ России связывают в ананьинской культурой (VIII–III век до н. э.) — это марийцы (547 000 человек). Считается, что древний грек Геродот упоминал о них, называя фиссагетами, которые позже расселились по правому берегу Волги в долинах рек Сура и Цивиль.
Предки саамов (1 771 человек) пришли из Западной Европы примерно 11 000 лет назад, генетики считают, что сам народ образовался не позднее 7 500 лет назад.
И наконец, одним из народов, давно проживающих на территории России, следует считать русских (111 016 896 человек). Правда, некоторые историки отказывают русским в этом звании, считая, что они якобы сформировались только несколько сот лет назад. Однако генетические исследования профессора Клесова позволяют в этом усомниться. Он утверждает, что возраст русского народа составляет 5 000 лет, именно тогда у русских появился особый субклад (субклад — ветвь гаплогруппы, а гаплогруппа — группа людей, имеющих одного предка) — Z280, который имеет треть русского населения.
Кроме этого не следует отвергать факты, что на территории Древней Руси тысячелетиями жило автохтонное население — предки русских, представители фатьяновской культуры, культуры шнуровой керамики (5 200 лет), которые по последним сведениями генетиков являются предками славянских племен и имеют ту же гаплогруппу, что и современные русские люди — R1a.
Еще страницы истории России (и всего мира) - по ссылке.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.