Герой Цусимского сражения, вестник революции, один из главных символов Санкт-Петербурга и один из немногих в России плавучих музеев – это все о нем, о крейсере «Аврора». Многие помнят его по кинокадрам, по картинкам, или же видели его лично. Но так ли он выглядел, когда был еще на проектных досках инженеров или когда давал залп холостым снарядом октябрьским вечером? Давайте поговорим о том, как менялся внешне и технически легендарный корабль.
Тип «Диана»
В 1881 году в Российской империи был принят план двадцатилетнего строительства флота. Однако к концу XIX века политическая ситуация изменилась. Угроза войны сначала с Великобританией, а затем с Германией заставила в 1895 году дополнительно заложить два бронепалубных крейсера первого ранга для действий в акватории Балтийского моря. Чуть позже серию расширили до трех кораблей. Третьим крейсером и стала «Аврора», перенявшая имя от парусного военного корабля.
Размещение артиллерии на Авроре по состоянию на май 1905 года
Изменения в конструкцию вносились уже на этапе проектирования: вместо планируемых изначально 203-миллиметровых орудий главного калибра установили десять 152 мм, а тридцать пушек вспомогательного 6-фунтового калибра 57 мм заменили двадцатью 75-миллиметровыми, доработаны некоторые системы в связи с новейшими тенденциями военной науки.
Первая пятилетка
И тем не менее корабль, спущенный на воду в 1900-м, получился, хоть и не устаревшим, но устаревающим. Из-за проблем с машинным ходом его доводили до ума целых три года, после чего приняли на вооружение.
Угроза со стороны Англии и Германии пока что миновала, и «Аврора» отправилась через суэцкий маршрут в неспокойный в политическом плане Тихий океан. При выходе из Красного моря корабль был застигнут новостью о начале русско-японской войны и получил приказ срочно возвращаться в Кронштадт. Таким образом получились импровизированные ходовые испытания, которые «Аврора» неплохо выдержала. Вскоре «Авроре» пришлось вновь отправиться на Дальний Восток, но уже в составе Второй Тихоокеанской эскадры. На этот раз корабль прошел путь до конца, но лишь для того, чтобы получить многочисленные повреждения в ходе Цусимского сражения. У «Авроры» в результате около 30 попаданий были повреждены или выведены из строя некоторые орудия малого и главного калибров, котлы, паропроводы, труба, дальномерный пост.
«Аврора» и другие уцелевшие суда сумели дойти до американского порта – в Манилу, где заключили договоры на ремонт с местными компаниями. Однако пришлось кое-чем пожертвовать. С корабля были сняты замки орудий и детали паровых машин (впрочем, не все, так как во время тайфунов корабль давал ход, чтобы не сдрейфовать на мель). После подписания мира «Аврора» получила снятые детали обратно и взяла курс на Родину, и моряки уже знали о случае с броненосцем «Потемкин» и о событиях 1905 года.
Повреждения «Авроры» после Цусимского сражения
Дома с корабля сняли еще несколько 75-миллиметровых орудий – этот калибр становился уже неактуальным в условиях современной войны. При этом были установлены дополнительные 152-миллиметровые пушки. Убрали ненужные торпедные аппараты и полностью заменили систему пожаротушения на новейшую. Упразднили марсы, установили щиты на палубные орудия и дополнительные бронелисты на рубку, провели генеральный ремонт котлов.
В мировых войнах
В Первую мировую боевая ценность «Авроры» была уже неудовлетворительной, и корабль вновь переоборудовали в минировщик. По палубе проложили рельсы, организовали хранилища для мин. Убрали остальные 75-миллиметровые орудия, установив 152-миллиметровые пушки с систершипа «Диана».
Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»
В 1916 году корабль встал на ремонт в Петрограде: кормовую и носовую пушку переносили ближе к центру, организовывали пункт командования зенитной артиллерии, меняли радиооборудование и обновляли жилые помещения.
На корабле действовала ячейка РСДРП, на носу какое-то время стояли пулеметы, чтобы успокаивать толпу или матросов, но от этих нагнетающих противоречия мер быстро отказались. Тем не менее залп с «Авроры» стал символическим сигналом к штурму Зимнего дворца. Многие забывают, что с «Авроры» по радио было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!» К 1922 году корабль был разоружен в Константиновском доке, но уже в 1923 году вместо 152-миллиметровых пушек на «Аврору» установили новые – 130 мм, а также организовали зенитную артиллерию в виде 76-миллиметровых пушек и пулеметов «Максим».
После этого обновления корабль использовался как учебный, ходил в рейсы в основном вокруг Скандинавии, к 1930 году машины корабля износились, скорость сильно упала. В 1936 году часть котельных отделений была закрыта, корабль выводился буксиром в открытое море для практики курсантов, в иное время служил учебным, но был пришвартован.
К 1941 году списанию «Авроры» помешала война. Крейсер был оснащен 45-миллиметровыми зенитными пушками и включен в ПВО Кронштадта. Ни о каких походах не могло быть и речи. Корабль получил повреждения и лег на грунт, на нем остались только вахты.
На вечной службе
В 1946 году после гримировки «Аврора» участвует в съемках фильма «Крейсер «Варяг», в 1956 году крейсер превращен в музей. Долгие годы за состоянием корабля особо не следили.
Современные интерьеры корабля
Капитальный ремонт кораблю «прописали» в конце XX века. С 1984 по 1987 годы в ходе ремонта целые части и многие детали корабля поменяли на новодел, оригинальные части днища и обшивки корпуса до сих пор лежат недораспиленными в Ручьях, на побережье Финского залива, машины тоже превратили в декорации. Были заменены электропроводка и система пожарной безопасности. По сути, во многом корабль был превращен в макет.
Однако ремонт 2014-2016 годов показал, что оригинальности конструкции был нанесен не такой уж большой ущерб. Последние ремонтные работы были направлены на то, чтобы придать «Авроре» максимально аутентичный вид, поэтому сейчас на Петроградской набережной мы можем наблюдать корабль, более схожий со своим первозданным обликом, чем то судно, что стояло там во второй половине XX века.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.