НА КАЛЕНДАРЕ

Как сносили памятник Железному Феликсу на Лубянке

Павел Жуков, histrf.ru   
15 Сентября 2022 г.

В 1991 году памятник Дзержинскому убрали с Лубянской площади. Но, как выяснилось, незаконно.

Как сносили памятник «Железному Феликсу» на Лубянке

Памятник на Лубянке

20 июля 1926 года после выступления на пленуме ЦК, посвящённом экономике СССР, Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому стало плохо. Вечером того же дня его не стало. Через четыре месяца Лубянскую площадь переименовали в честь Дзержинского. В советские годы «Железный Феликс» воспринимался как человек, боровшийся со шпионажем, разгулом преступности, детской беспризорностью. Как дальновидный партийный деятель, сыгравший большую роль в восстановлении экономики страны.

Через 10 лет было принято решение об установке памятника Феликсу Дзержинскому на одноимённой площади. Затем объявили конкурс на лучший проект. Участие приняла и Вера Мухина, автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Однако ей удалось занять лишь второе место. Выиграла же конкурс Сарра Лебедева, которая была лично знакома с Дзержинским.

В проекте Лебедева изобразила Феликса Эдмундовича в шинели, с чуть опущенной головой. Однако грянула Великая Отечественная война. И установку памятника пришлось отложить.

К идее вернулись уже в 1950-х годах. Создание монумента поручили Евгению Вучетичу, обладателю нескольких Сталинских премий. В тандеме с архитектором Григорием Захаровым он создал из бронзы фигуру и постамент общим весом одиннадцать тонн. Параллельно из фанеры построили макет монумента в натуральную величину. Вучетич и Захаров хотели убедиться, что памятник гармонично впишется в облик площади, а заодно и скорректировали размеры.

В День чекиста, 20 декабря 1958 года, состоялось торжественное открытие. На церемонию приехало очень много людей. Прибыли и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, член политбюро Леонид Брежнев, секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов, заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Устинов, а также другие государственные деятели. Почётными гостями являлись вдова Дзержинского, Софья, и его сын Ян.

Летом 1960-го года работе Вучетича присвоили статус «памятника искусства, подлежащего охране как памятник государственного значения». Это означало: бронзовый монумент Дзержинского нельзя перемещать или сносить без специального решения правительства.

События августа 1991 года

И вот наступил август 1991 года... Вечером 22 числа окончательно стало ясно, что путч, организованный ГКЧП, провалился. Для многих это стало сигналом к действию. Взбудораженный народ собрался возле здания КГБ на Лубянской площади, ведь одним из лидеров государственного переворота был председатель КГБ Владимир Крючков.

Манифестанты решили снести памятник собственными силами. Откуда-то из толпы появился трос. К монументу подъехал автобус. Поскольку одиннадцать тонн бронзы не так-то просто «уронить», с первого раза ничего не получилось. Примечательно, что за вандализмом наблюдали сотрудники милиции. Но именно наблюдали, не вмешиваясь в происходящее. По одной версии, стражи порядка просто не знали, что им делать - конкретного приказа не поступало. По другой, приказ как раз был, и поэтому милиционеры не пытались обуздать разгорячённую толпу.

Так или иначе, падение огромного и тяжёлого памятника могло привести к человеческим жертвам и даже обрушению подземного перехода под площадью. Под угрозой оказались и коммуникации станции метро «Лубянка». Необходимо было что-то предпринять. В дело вступил депутат Моссовета Сергей Станкевич. Он вышел к толпе и попросил народ прекратить самосуд и дождаться официального сноса памятника. Понимая, что люди не простят обман и во второй раз остановить их не удастся, представители власти сработали быстро.

Уже через три часа на Лубянскую площадь прибыла необходимая техника. И в ночь на 23 августа памятник сняли с постамента, погрузили и увезли к Центральному дому художника. В то время туда отвозили и другие памятники, которые вызывали негодование толпы в том волнительном августе...

Вне закона

Памятник Дзержинскому снесли по постановлению мэра Москвы Гавриила Попова. Правда, на подобное решение у градоначальника не было соответствующих полномочий.

Проблема заключалась в том постановлении от 1960-го года. Плюс - в 1978 году в РСФСР был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». И в 41-й статье документа говорилось, что «снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР — в отношении памятников общесоюзного значения, Совета Министров РСФСР — в отношении памятников республиканского и местного значения».

Соответственно, мэр Москвы превысил служебные полномочия, когда подписал бумаги о демонтаже памятника Дзержинскому. О том, что была совершена ошибка, власти столицы знали. И уже осенью попытались её исправить. Президиум Моссовета издал постановление «О сохранении, переносе в запасники и размещении в специальной экспозиции мемориальных сооружений политико-идеологической тематики советского периода». Но с юридической точки зрения этот документ нарушал закон 1978-го года.

Под уголовную ответственность попали и участники сноса: статья 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей», а также статья 243.1 УК РФ «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия».

Получилось так, будто бы 22 августа 1991 года творение Евгения Вучетича перестало представлять собой ценность. Люди, ответственные за снос монумента, это понимали, но никто в открытую об этом не говорил. А демонтаж памятника оправдывали «августовским путчем» и волей народа. Однако, когда события улеглись, всё чаще стали появляться неудобные вопросы. Касались они, в основном, действий властей Москвы и милиции.

Проблему требовалось решить. Памятник Дзержинскому начали понижать в статусе. Причём делали это незаметно, без лишней шумихи. В мае 1997 года президент Борис Ельцин подписал указ, который перевёл монумент в категорию памятников местного значения. И в ноябре творению Вучетича присвоили такой статус.

Спустя десять лет памятник получил статус культурного наследия региона. Произошло это по Постановлению Правительства города Москвы. Так или иначе, статуя, которая сейчас находится в парке искусств «Музеон», всё ещё официально имеет значение для истории и культуры.

Именно за это и зацепились сторонники возвращения памятника на Лубянскую площадь. Было сделано обращение в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в правомерности действий, произошедших в далёком 1991-м году.

После тщательной проверки прокуратура сообщила, что снос памятника незаконен. Но это не гарантирует его возвращение на Лубянскую площадь. Дело в том, что жителям Москвы в 2021 году предложили участвовать в голосовании и выбрать памятник: либо Невского, либо Дзержинского. Но затем вмешался мэр столицы Сергей Собянин. Он предложил оставить площадь без изменений и остановить голосование, поскольку оно превратилось в поле боя людей различных политических взглядов. Мэр заявил: памятники «должны не раскалывать, а объединять общество».

И монумент Дзержинского по сей день находится в «Музеоне». До часа икс...

Как сносили памятник «Железному Феликсу» на Лубянке

Интересно, какая судьба ждет памятник Феликсу Дзержинскому? А вообще, монументы, конечно, иногда сносят. И даже устраивают им целые войны. Только вот историю от этого не поменяешь. Какая ни есть – её нужно принимать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.