НА КАЛЕНДАРЕ

Как полвека назад удалось предотвратить катастрофу Ту-104

Сергей Алёхин, argumenti.ru   
23 Декабря 2022 г.

Почти полвека назад в небе над аэропортом Пулково произошёл теракт, о котором мало тогда кто знал. Газеты, радио, телевидение по понятным причинам не могли в ту пору рассказать, что же произошло на самом деле на борту самолёта Ту-104, который, вылетев из Ленинграда в Москву, был вынужден развернуться и взять курс обратно на Ленинград.

Как полвека назад удалось предотвратить катастрофу Ту-104

Такое решение принял командир экипажа Вячеслав Михайлович Янченко буквально через несколько секунд после того, как сообщил диспетчеру Пулково, что среди пассажиров находится террорист, угрожающий взорвать лайнер, если экипаж не изменит свой курс и не направится в Стокгольм.

Попытка захвата Ту-104 в апреле 1973 г. долгое время замалчивалась, как и подвиг его экипажа. Правда, ленинградцы, проходившие мимо здания Горисполкома в один из летних дней того года, не могли не заметить, как возле его дверей фотографируются трое лётчиков и две бортпроводницы с букетами цветов.

– В ту пору, – рассказывает Герой Советского Союза Вячеслав Михайлович Янченко, – в наших аэропортах не было такого, как сейчас, досмотра пассажиров перед посадкой, не было и рамок металлоискателей, не было даже чётких инструкций, как должен был действовать экипаж в подобной ситуации. Правда, тогда появилось одно новшество: после нашумевшего угона самолёта в Турцию всем командирам экипажей гражданских судов стали перед полётом выдавать оружие. В том полёте был пистолет и у меня.

После нашего случая, в июле 1973 г. появилось распоряжение Совета Министров СССР о создании в Министерстве гражданской авиации СССР Управления режима. Оно было создано и сегодня выполняет свои функции по обеспечению безопасности авиапассажиров.

– Вячеслав Михайлович, боевое оружие брать в руки вам пришлось тогда не в первый раз? Вы же с отличием окончили в 1960 году Борисоглебское военное училище и получили профессию лётчика-истребителя. Впереди вас ожидало распределение в ПВО Московского военного округа, но сесть за штурвал истребителя вам так и не удалось...

– Да, моей мечте о небе помешало тогда сокращение Вооружённых сил. 1 миллион 200 тысяч военнослужащих было уволено в запас. Распределения не дождался.

Из стен училища – прямиком в запас. Но от своей юношеской мечты о небе отказаться не мог. Я родом из Уфы и небом, так сказать, «заболел» ещё в уфимском аэроклубе. Положив диплом военного училища в карман, отправился в Ленинград попытать счастье стать гражданским лётчиком. Я хорошо понимал, что сразу меня за штурвал никто не пустит. Хорошо, что в дипломе было написано, что я пилот-техник. Вот на гражданке с техников и пришлось начинать. Сначала попал в ангар авиационно-технической базы Пулково, где обслуживались поршневые самолёты. Отмывал перед техобслуживанием и ремонтом от масла капоты поршневых самолётов Ли-2, Ил-14, затем был переведён в реактивный ангар, где обслуживал самолёт Ту‑104. Потом была учёба в Красном Куте, «спецнабор», полгода изучал самолёт Ан-2, хотя эта учёба большим трудом не была. Рассказывают про цилиндр и поршень самолёта Ан-2 по два часа.

К тому времени я уже был женат, но в Ленинграде, в а/п Ржевка, где базировались самолёты Ан-2, места не оказалось, и мне предложили поехать работать в Архангельск. Как сказали в управлении, «на годик, потом переведём в Ленинград...». Жена согласилась, и мы переехали в Архангельск. Но прошёл год, другой... четвёртый, я уже прошёл программу и стал летать командиром самолёта Ан‑2, а начальство в управлении, видимо, про меня просто забыло. Летал по Северу, какой это опыт был, какая школа! Ничуть о тех годах не жалею! Возили не только пассажиров, даже с лошадьми и тушами тюленей летать приходилось! А однажды получили задание перегонять из Архангельска уже списанный Ан‑2 на военный аэродром Вещево, что под Выборгом в Ленинградской области. Погода была просто жуткая, сильнейший встречный ветер. Машины под нами по шоссе ехали быстрее, чем мы летели. На обратном пути решил в Ленинграде заглянуть в Управление гражданской авиации, напомнить о себе. И получил направление на переподготовку в Ульяновск. Освоил Ил-14, вернулся в Ленинград, в Пулково. Шло время, появлялся опыт. Снова пришлось переучиваться на самолёт Ту-104. В нашей профессии учёба – это главное, и это процесс постоянный.

...Вячеслав Михайлович протягивает мне стопку фотографий разных лет. Лётчики, самолёты, большие и маленькие, разные аэродромы... Вот снимки в кабине, а вот шагает экипаж Янченко по лётному полю с модными в те годы пухлыми «министерскими портфелями», а вот снимки домашние... Но за всю свою лётную жизнь дома, на земле, он не был около 19 тысяч часов! Это же получается, что больше 2 лет своей жизни Вячеслав Михайлович провёл в небе, которое стало его вторым домом.

...И вот чёрно-белое фото того самого Ту-104 с бортовым номером 42505. Самолёт уткнулся носом в грунтовку рядом с бетонной полосой с высоко задранным хвостом над ВПП. Снимок был сделан в скором времени после экстренной посадки и эвакуации пассажиров. На нём хорошо виден проём от вырванных взрывом двери и части обшивки самолёта.

– Вячеслав Михайлович, давайте теперь перенесёмся в тот самый день, 23 апреля 1973 года, и восстановим по порядку все его события.

– День был, к сожалению, по-весеннему солнечным и совсем безоблачным. Почему к сожалению? Потому что если бы была ограниченная видимость или даже туман, наш экипаж имел достаточную подготовку, чтобы произвести посадку в таких условиях, и это упростило бы задачу. С утра мы уже выполнили один полёт в Москву, и в 14:05 предстоял второй рейс. И конечно, ничего не могло вызывать у нас какой-либо тревоги. Маршрут хорошо знаком, пассажиров на этот рейс было немного, если не ошибаюсь, 43 человека, все они разместились ближе к хвостовой части самолёта, и несколько рядов передних кресел были свободны.

Экипаж был слётанный, давно летали вместе, даже дружили семьями. Второй пилот – Владимир Кривулин, штурман – Николай Широков, бортмеханик – Викентий Грязнов.

Взлетели, набрали высоту 7800 метров. До выхода из Ленинградской зоны ответственности диспетчеров Пулкова оставались уже считаные минуты, когда в кабине загорелась лампочка, извещающая, что бортпроводник вызывает в салон кого-либо из членов экипажа. Я этому не удивился, ситуации бывали разные. Может быть, кому-то из пассажиров стало плохо? Такое бывает. Мало ли какая помощь потребовалась. Дал команду бортмеханику Викентию Грязнову выйти в салон и узнать, в чём дело.

Вернулся Грязнов, в руках конверт, который ему передала бортпроводница Лида Ерёмина. На конверте было написано весьма лаконично: «Командиру самолёта. На прочтение – 5 минут». Текст на нескольких тетрадных листочках – требование срочно изменить курс и лететь в Швецию, в Стокгольм. Пассажир сообщал, что у него в руках бомба, начинённая приличным количеством взрывчатки, и в случае отказа лететь в Швецию он её взорвёт. В причины его поступка вникать уже было некогда. О выполнении его требования и речи быть не могло, но не лететь же нам с этой бомбой в Москву!

Решение возвращаться в Пулково я принял моментально, но пока экипажу не озвучил. Связался с ленинградским диспетчером, доложил обстановку. А что мог сказать мне в ответ диспетчер? Ему нужно было доложить об обстановке начальству. В ту пору даже не было чётких инструкций для подобной ситуации. Такое просто не предполагалось! Счёт шёл уже не на минуты, а на секунды. Решение одно: надо возвращаться в Ленинград.

  • Экипаж самолета

– Что для вас было самым сложным в этой ситуации?

– Обмануть террориста. С небольшим креном, чтобы никто из пассажиров не догадался, развернуться и начать, очень медленно, снижаться. А погода стояла предательски хорошая, ни одного облачка, земля хорошо просматривалась, и при посадке город мог быть хорошо виден из иллюминаторов, и тогда... Но об этом старался не думать. Главное было – дотянуть до Пулково. Дал бортмеханику пистолет, и он отправился контролировать преступника. Что происходило за дверью кабины, я и представить себе не мог. Надежда только на то, чтобы террорист не заметил наших маневров. Я хорошо понимал, что взрыв может произойти в любую секунду и последствия его будут страшной трагедией. Смягчить силу взрыва можно было только одним – постепенно разгерметизировать салон самолёта, и на высоте 3 тысячи метров я выполнил эту операцию.

Позже я узнал, что всё время нашего полёта пассажир с бомбой стоял в тамбуре, у дверей кабины пилотов, готовый нажать на кнопку в любую секунду. Бортмеханик стоял буквально вплотную к нему, отвлекая внимание от иллюминатора. Высота тем временем уменьшалась. Нажми он тогда на кнопку, самолёт развалился бы прямо в воздухе.

– Было страшно?

– Тут не до страха, нужно было принимать мгновенные решения, от которых зависела жизнь пассажиров и экипажа. По инструкции, шасси нужно выпускать за 25 километров до посадки. Сделай я это по инструкции на высоте 900 метров в районе Колпино, пассажиры и террорист тут же почувствовали бы характерный толчок и шум выпускающихся шасси, и... взрыв прогремел бы моментально. Самолёт развалился бы прямо в воздухе.

– И каково же было ваше решение?

– Шанс на спасение в тот момент был только в одном: выпустить шасси, на самой минимальной высоте, прямо над полосой. И действительно, когда фюзеляж дрогнул от выпускаемых шасси, за спиной раздался мощный взрыв. Но самолёт продолжал лететь, однако угол снижения изменить не могли. Мы со вторым пилотом тянули штурвал изо всех сил, но машина не выравнивалась. От взрыва просел пол в тамбуре, и тяги руля, проходившие под ним, придавило. Изменить угол снижения самолёта каким-то чудом нам удалось, откуда только силы взялись!

– Посадка была жёсткой? Был ли шанс, что самолёт загорится на полосе?

– Приземление было не жёстким – средним.

Исключить пожара было нельзя, ведь на борту было несколько тонн топлива, а из-за поломки переднего шасси самолёт клюнул носом и высекал о бетон снопы искр. Решил развернуть машину чуть вправо, чтобы нос оказался на грунтовке, которая шла вдоль бетонной полосы. Самолёт затормозился носом о грунт и остановился. Вот и всё. Выходим из кабины, кругом дым, дверь выбита взрывом, пассажиры ринулись к задней двери, но Марина и Лидия, молодцы, не пускают их к заднему выходу. Хвост задран вверх над бетоном, высота – метров семь. Последствия такой эвакуации были непредсказуемы, поэтому мы начали эвакуировать пассажиров через передний проём. Борт, как и положено командиру, я покидал последним. Быстро прошёл в хвост, проверил, не остался ли кто, а подойдя к переднему ряду кресел, увидел на одном из них только голову террориста, а напротив останки тела бортмеханика, принявшего всю силу взрыва на себя...

Приехавшие на лётное поле руководители авиаотряда и сотрудники КГБ сразу потребовали: «Где конверт с письмом?» Сунул руку в карман, а письма нет. Полез обратно в кабину. Оказывается, письмо террориста упало на пол и лежало у моего кресла в кабине пилотов.

– Вячеслав Михайлович, а как проходило награждение экипажа?

– Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждении нашего экипажа был закрытым. Награждали нас в здании Горисполкома на Исаакиевской площади. Кстати, инициаторами нашего награждения были пассажиры этого рейса. «За героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебных обязанностей» звание Героя Советского Союза было присвоено нашему бортмеханику Викентию Грязнову, заслонившему собой пассажиров и экипаж от разрушительного взрыва, посмертно. Второй пилот Владимир Кривулин и штурман Николай Широков были награждены в мирное время орденами боевого Красного Знамени, а бортпроводницы Марина Хохрева и Лидия Ерёмина – орденами Красной Звезды. Золотой Звездой Героя и орденом Ленина был награждён и командир.

Как полвека назад удалось предотвратить катастрофу Ту-104

  • Вячеслав Михайлович Янченко

– Вячеслав Михайлович, будущей весной исполнится 50 лет с того дня, когда вы посадили аварийный Ту-104 после взрыва на борту. Ваш экипаж спас жизни пассажиров. Что вы будете делать в этот день?

– Как и каждый год в этот день, на протяжении почти полувека, поеду на кладбище «Памяти жертв 9 января» в Санкт-Петербурге, чтобы почтить память и положить цветы на могилу Викентия Григорьевича Грязнова, отдавшего свою жизнь за нас.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.