ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Готовы ли мы внять урокам Гражданской войны?

Елена Сердечнова, portal-kultura.ru   
26 Мая 2022 г.
Изменить размер шрифта

В селе Волочаевка Еврейской автономной области после серьезной реставрации открыли памятник-музей в честь участников Волочаевского боя — последнего крупного сражения Гражданской войны. Готовы ли мы услышать ее уроки?

 Готовы ли мы внять урокам Гражданской войны?

25 октября 1922 года закончилась Гражданская война. Так сложилось еще с советских времен, что ее масштаб и трагичность затмила Великая Отечественная. Но именно война 1918-1922 годов была первым экзистенциальным сражением в России XX века. Она предопределила, какая идеология и какие общественные отношения установились в государстве на следующие 70 лет. Второй такой точкой бифуркации стал 1991 год, когда страна решила «все поменять». Памятники Красной Атлантиды стали не нужны, и уж тем более свидетельства победы Рабоче-крестьянской армии над Белой.

Пришел в запустение и дальневосточный музей на сопке Июнь-Корань рядом с селом Волочаевка. Он был построен в 1928 году в честь победы Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) над белоповстанцами, а попросту победы красных над белыми.

На крыше футуристичного здания белого цвета стоял красноармеец, высоко поднявший руку с винтовкой, а рядом веял красный флаг. В музее детишек принимали в пионеры и комсомольцы, военные давали присягу. Из Хабаровска ходили агитпоезда «Красная гвоздика» и «Волочаевские дни». После развала СССР музей был закрыт, затем разграблен и заброшен.

У красноармейца вырвали из рук винтовку, флаг, конечно, сорвали. «Здесь просто гадюшник был, все разрушено, — говорит секретарь горкома КПРФ ЕАО Галина Диденко. — Мы пытались что-то делать, но не получалось, приезжали сюда раз в год, детей привозили. Наши мужчины залезали наверх и водружали красный флаг, но его снова срывали. Наш первый секретарь обкома Владимир Фишман приложил много усилий, чтобы музей заработал. В какой-то момент обратились в Министерство культуры РФ, нас услышали, и вот сейчас памятник открывают. Мы очень рады и благодарны Минкультуры. Я не припомню, чтобы за последние 20-30 лет на Дальнем Востоке восстанавливали именно советские памятники, памятники, связанные с Гражданской войной. Мне кажется, что мемориал — первый».

Минкультуры РФ начало работать над восстановлением мемориала в 2020 году. Тогда был заключен первый контракт. В 2021 году Российское военно-историческое общество разработало концепцию экспозиции «Памятника-музея, сооруженного в честь Волочаевских боев». На его реставрацию ведомство выделило 25 млн рублей, а на создание экспозиции — 12 млн.

Скульптуру красноармейца отреставрировали, а главное — вернули винтовку. Воссоздали фасады, застеклили окна, обустроили интерьеры. Собрали экспонаты для выставки, оснастили музей мультимедийными комплексами. Так что сейчас мемориал отвечает всем требованиям нового времени.

14 мая состоялось торжественное открытие. Приехали важные гости — замминистра культуры РФ Ольга Ярилова, представитель управления президента РФ по общественным проектам Владислав Кононов, зампредседателя правительства ЕАО Илья Семенов, первый вице-губернатор Хабаровского края Александр Никитин.

На фоне пронзительно синего неба сияло белоснежное здание. На его крыше снова стоял красноармеец с винтовкой Мосина в руке. Внизу развивались флаги — разные, но красных было больше. Молодые люди, люди среднего возраста и старшего поколения толпились на вершине сопки, ожидая открытия.

— Сегодня действительно исторический день и событие не только для Еврейской автономной области и Дальнего Востока, но и для всей нашей страны. Мы открываем музей, посвященный трагическим событиям, со времен которых прошло уже 100 лет. Музей был создан в 1928 году, но, к сожалению, в постсоветский период незаслуженно был забыт и практически утрачен. И мы восстанавливаем эту историческую справедливость, — сказала на церемонии открытия замминистра культуры РФ Ольга Ярилова.

По ее словам, очень скоро этот музей станет яркой точкой на туристической карте нашей страны. В мемориале побывает каждый школьник Дальнего Востока и ребята из других регионов нашей страны. Ведь крайне важно хранить память о каждой странице нашей истории и рассказывать о ней подрастающему поколению, воспитывая чувство патриотизма, уважения и гордости за свою страну.

Следом взял слово начальник департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах управления президента РФ Владислав Кононов. Он рассказал, что для власти Дальний Восток является очень важным регионом. Поэтому три года назад в соответствии с поручением президента РФ здесь появился первый федеральный музей. Под федеральное ведение был взят Музей имени Арсеньева во Владивостоке. В этом же городе строится суперсовременный культурный кластер.

— Сегодня мы открываем очередной федеральный музей, поскольку мемориал относится к ведению федерального агентства по управлению памятниками истории и культуры. И мы действительно восстанавливаем историческую справедливость. Ведь история нашей страны, история России, началась не в 1991 году, история нашей страны началась не в 1917-м. Истории нашей страны более 1160 лет. И вот это единство и преемственность исторических эпох — это то, что нас объединяет; то, что делает нас единым народом с общей единой историей. Совершенно неважно, кто победил или проиграл — в Гражданской войне нет победивших, в Гражданской войне обе стороны проиграли, — поделился он.

Ораторов было немало, так или иначе они говорили и о том, что памятник знаменует победу над интервентами. А их было немало во время Гражданской войны: 150 000 иностранных штыков помогали Белой армии.

Последним выступал первый секретарь обкома КПРФ, депутат Законодательного собрания ЕАО Владимир Фишман. Именно он на протяжении многих лет добивался восстановления музея.

— Мы не забывали этот мемориал, приводили сюда детей, объясняли, что здесь происходило. Открытию музея мы очень рады, благодарны Минкультуры за его восстановление. Но считаем, что музей должен называться по-другому. Не просто памятником, посвященным Волочаевскому сражению, а памятником, посвященному победе Народно-революционной армии ДВР над белоповстанческой армией. Это его первоначальное название, — волнуясь, говорит Фишман. — Выступающие передо мной говорили, что гражданская война — это плохо. Это и в самом деле плохо. Но виноваты всегда в гражданской войне власти. Говорили и об интервенции. Четыре года она была здесь. И мы не можем уравнивать участников Волочаевского сражения, ведь одна из сторон служила интервентам. Мы сделали музей для того, чтобы воспитывать молодое поколение в духе патриотизма. А можно ли юных дальневосточников так воспитать, если даже комплекс мы не можем назвать настоящим именем?

Высокий мужчина, размахивая микрофоном, убеждает в чем-то собеседницу. Сквозь шум долетают слова: «...не было здесь уже никаких интервентов, здесь красные вляпали белым». Разгоряченный оратор оказывается местным журналистом Игорем Файманом.

— В 20-м году с Дальнего Востока уже ушли американцы, итальянцы, греки, сербы, китайцы. Только японцы остались. Но на Волочаевской сопке не было японцев. Тут были белые, которые вышли под командованием генерала Молчанова из Владивостока. Красная армия им вляпала и здесь, и в других местах, и под красными знаменами вошли сначала в Хабаровск, а затем во Владивосток, — рассказал он. — Вот тут говорили: гражданская война, нет победителей, назвали трагическим событием. Это, конечно, так. Но любая война — трагедия. Например, в США помнят войну между Севером и Югом, однако никто не говорит, что победителей не было. В гражданской войне в США победил Север, и все помнят об этом. А у нас — нет победителей. Пока мы не скажем, что победа здесь — это победа Красной армии над Белой, истории у нас не будет. Конечно, сейчас уже не 90-е, у власти меняется отношение к советской истории. Но не до конца.

Файман вспоминает свежий скандал, когда праздничный парад, посвященный 9 Мая, устроители проиллюстрировали фотографией Бонни и Клайда — американских преступников. По мнению собеседника, такой непрофессионализм связан с плохим знанием истории, и, отказывая мемориалу в первоначальном названии, мы рискуем и дальше продолжать плохо образовывать молодежь.

— Если речь зашла о Великой Отечественной войне, то и тогда это была не абстрактная победа, а Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. И именно события Гражданской войны заложили основу будущей Победы. Потому что Рабоче-крестьянская армия, которая раньше била прежде всего белогвардейцев, а не интервентов, именно она водрузила знамя Победы над Рейсхстагом, — говорит он.

По музею бродит довольный красноармеец. Его зовут Евгений, он участник Хабаровской группы военно-исторической реконструкции «Народоармеец». С неохотой реконструктор подтверждает, что в Волочаевском сражении интервенты не участвовали. Доказывают это и документы, и многочисленные артефакты.

— Здесь все пропахано и пронизано Гражданской войной. Мы до сих пор находим оружие, патроны, личные вещи. А конкретно этот бой зимой был, хоронили мало, люди просто вмерзали. Снарядов очень много находим. Видно, где стояли пулеметы белых, где красных. К Волочаевскому сражению интервентов здесь не было, но саму белоповстанческую армию (потом она будет называться войском Земской рати) финансово японцы поддерживали. Здесь на белых, окопавшихся на сопке, наступали красные. Знаете, существует мнение, что Рабоче-крестьянская армия была сбродом: с плохим вооружением, без выучки. Но по факту такой армией была именно Белая. Их войско состояло из совершенно различных частей, у них было хуже оружие и снабжение, обмундирование, — говорит он

За моей спиной стоят молодые девушки. Отведя от лица красное полотнище — ветер упрямо выдувает на меня знамя КПРФ, спрашиваю, за кого девушки: за белых или за красных. Миловидная собеседница с длинными волосами пищит: за красных, но тут же умолкает. Ее более рослая подруга с подозрением смотрит на меня и, помолчав, нехотя отвечает: «Мы сами за себя. Ни за белых, ни за красных. Какая разница уже, ничего не вернуть, и было это 100 лет назад».

Я вспомнила, как Галина Диденко уверяла меня, что молодежь в ее поселке интересуется партийной жизнью. По ее словам, в поселковой организации КПРФ, состоящей из 11 человек, 9 молодых людей.

По сопке заливисто разлился марш приамурских партизан: «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед, чтобы с бою взять Приморье — Белой армии оплот». Песен белоповстанцев просто не оказалось, организаторы их даже не стали искать. В нашу культуру они не вошли. Это не значит, что их не существовало или в переделанном виде белогвардейские марши и романсы не «перешли» на сторону красных. Но факт остается фактом: над мемориалом, посвященным примирению красных и белых, над местом, где не было победы, звучали песни победителей.

И останутся, как в сказке,

Как манящие огни,

Штурмовые ночи Спасска,

Волочаевские дни.

Разгромили атаманов,

Разогнали воевод

И на Тихом океане

Свой закончили поход.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.