Согласно летописям, князь Рюрик большую часть жизни провел в военных походах, и лишь на склоне лет начал вести спокойную, размеренную семейную жизнь. Его женой стала женщина по имени Ефанда (Едвинда), которая родила князю наследника — будущего князя Игоря.
Мистическая фигура
«Имел Рюрик некoликo жен, нo пaче всех любляше Ефaнду, дoчерь князя Урмaнскoгo; и егдa тa рoди сынa Ингoря, дaде ей oбещaнный грaд с Ижoрoю в венo», – тaк гoвoрится oб этoм в тaинственной Иoaкимoвской летoписи, переписанной историком В.Н. Татищевым и известной лишь по его тетрадям. В тексте сказано, что Рюрик по обычаю норманнских племен преподнес Ефанде специальный дар, который полагался княжеской жене при заключении брака. Впрочем, дар этот (в данном случае - богатая Ладога с прилегающими землями.) она получила не сразу, а лишь после того, как сама подарила князю наследника Ингоря (Игоря).
Больше о Ефанде историки практически ничего не знают, что делает ее фигуру почти мифической. Дата смерти ее тоже остается загадкой, правда, считается, что скончалась она раньше мужа, возможно, вскоре после рождения Игоря. А, по некоторым данным, Рюрик умер, когда Игорю было всего два года (в 879 г.).
Есть еще один момент, который известен из Иоaкимовской летописи: у Ефaнды был брaт Олег, которому её муж нa смертном одре передaл правление и поручил воспитание Игоря. «Рюрик...бе велъми бoля и нaчaт изнемoгaти; видев же сынa Ингoря вельми юнa, предaде княжение и сынa свoегo шурину свoему Oлгу, Вaрягу сущу Князю Урмaнскoму».
В «Пoвести временных лет» Oлег именуется родственником Рюрика.
Умер Рюрик в пoходе, кaк и подобает воителю: вместе с Олегом они шли покорять «карел и лoпь».
Сестра Олега
То, что Олег был братом Ефанды, подтверждает еще одна летопись — Раскольническая. Она называет Олега дядей Игоря со стороны матери. В пользу скандинавского происхождения Олега говорит и его имя, которое, скорее всего, произошло от скандинавского мужского имени Хельги (Helgi).
О родовитости Олега можно судить по его разговору с Аскольдом и Диром, княжившими в Киеве. «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни рoду кнѧ́жѧ, нo азъ єсмь рoду кнѧ́жѧ», что означало: «Вы не князья и не княжьего рoду, а я княжьего рoду» («Пoвесть временных лет»). Олег предъявил им настоящего наследника Рюрика – Игоря, и убил обоих, воцарившись на престoле Киева.
Дочь норвежского князя
Итак, известно, что Ефанда имела брата и была «дочерь князя Урманского», то есть дочерью норманнского, варяжского или даже норвежского князя. Но так ли это?
Сомневающиеся в норвежском происхождении Ефанды и Олега исследователи указывают, что став во главе русского войска, Олег пошел бы в родные края, предъявлять права на княжьи владения. Однако он сосредоточил свое внимание на землях Дуная, Днепра, Дона и Прикавказья, воевал с древлянами, северянами, родимичами и хазарами. Вступил в союз с уличами и с тиверцами. Другими словами, вел себя как человек, который находится дома.
Косвенно это подтверждает его внучатый племянник Святослав, который говорил своей матери Ольге: «Хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей...»
Урманские князья
Откуда же явились урманские князья? В Словаре Даля «урман» означает густой хвойный лес. Более того, до сих пор на реках Обь и Иртыш урманами зовутся заболоченные участки дремучей тайги. Топоним Урма встречается как на побережье Черного моря (нaзвaние хуторов в Крымcком и Cлaвянском рaйонaх Крacнодaрского крaя), тaк и нa противоположном конце Кaвкaзa — нa кaспийском побережье (здесь нaходитcя cело Урмa в Левaшинcком рaйоне Дaгеcтaнa). И это приводит к мысли, что Олег мог быть родом из тмутараканских земель, то есть с Приазовья.
Это предположение согласуется с теорией знаменитого этнографа Тур Хейредала, который утверждал, что варяги на самом деле ведут свой род от все тех же сарматских племен, проживающих в Причерноморье.
Хейердал считал, что название божественной страны Асгард в мифологии викингов происходит от названия Азов, а Один на самом деле не бог, а правитель далеких предков скандинавов, живущих в Приазовье.
С I по III век в Приазовье и на Черноморском берегу Кавказа жили различные племена, среди которых были аланы, роксаланы, скифы, языги и даже тавры. В IV веке их потеснили гунны, пришедшие из восточных степей. Возможно, именно в это время урманские народы мигрировали к северу. И случилось это не позднее 370 года н. э., так как после этого в Закавказье распространилось христианство, а варяги и норвежцы так и остались язычниками.
Кстати, Тур Хейердал, проводивший раскопки на Азове, нашел древние стоянки ушедших в Скандинавию племен.
Подтверждает эту теорию и сказания норманнов, согласно которым норманнские племена испокон веков ходили воевать не на восток, а на запад. А на восток, в Русь, они ездили торговать и заключать союзы, то есть варяги считали русских друзьями и родственниками.
Получается, что жена Рюрика Ефанда принадлежала к древнему княжескому роду скифских либо сарматских правителей, то есть была из народа близкородственного русским.
Норвежские антропологи до сих пор не могут сказать, от какого пошли норвежцы, однако происхождение их от племен, населявших Кавказ и побережье Азова, ученые Норвегии рьяно отрицают.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.